Заповедник народных художественных промыслов

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Интервью с руководителем Департамента Правительства РД по народным художественным промыслам Ахмедовым Г.Г.

— Гусейн Гаджимагомедович, какова история развития народных художественных промыслов в Дагестане, где были в прошлом традиционные центры народных промыслов Дагестана и как менялись места их расположения?

— Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов. Здесь издавна получили широкое развитие самые различные виды ремесел: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, золотошвейное дело и т.д. Еще в эпоху средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами.

Среди них выделялись сел. Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни, Дербент, Амузги, Харбук, Казанище, Чох, Ичичали, Анди, Испик, Джули и многие другие.

По всеобщему признанию, наряду с другими регионами Кавказа и Ближнего Востока, Дагестан является родиной ручного ковроткачества. Следы тканых изделий встречаются среди археологического материала медно-бронзового века. О местном производстве натуральных красителей населением западного побережья Каспия для окраски шерстяных тканей говорят сообщения Геродота (V в. до н.э.). На территории Дербента ковры производились начиная с VII в. н.э.

Художественные промыслы по обработке драгоценных и цветных металлов в Дагестане также имели давние традиции. Так, селение Кубачи как крупный оружейный центр получило известность еще в VI веке.

Более 150 лет назад в старинном горном селении Гоцатль зародилось искусство обработки металла (серебро, медь, мельхиор). В 1958 году там был организован художественный комбинат.

Истоки унцукульского искусства насечки металлом по дереву уходят в далекое прошлое -XVII-XVIII вв. Первое художественное изделие, которое было характерно для мастеров того времени, — ручка кнута, сделанная из кизила и украшенная художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать насечкой декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки.

Традиционными центрами керамического производства в республике были селения Балхар, Джули, Эндирей, Сулевкент, снабжавшие весь Дагестан бытовой гончарной посудой высокого качества. Они присутствуют в дагестанской керамике с III тысячелетия до н.э.

— Что собой представляло золотошвейное дело, где оно развивалось и почему вымирает?

— Вышивкой тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях — шелке, бархате, атласе, для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. традиционно занимались женщины в селах Кумух, Тарки, Губден, Хунзах, Чох, Маджалис, Варшинай, Джибахни, Карацан, Кунки, Кубачи, Каякент, Терекли-Мектеб и т.д.

Женщины плели и ткали из шелковых, золотых и серебряных нитей всевозможные пояса, шнуры, галуны. Кубачинки изготавливали сукно, славились вышиванием золотом и шелком, вязанием орнаментированных шерстяных носков, изготовлением войлока и обуви из него.

В настоящее время этот художественный промысел практически угас. Одной из главных причин является то, что мастерицы украшали вышивкой в основном национальные костюмы, которые сегодня мы можем увидеть только в музеях или театральных студиях.

— Гусейн Гаджимагомедович, в какие времена интенсивно развивались народные промыслы и каково их состояние на сегодня? Как поддерживает их государство, Ваш департамент и являются ли они стимулятором экономики?

— В лучшие для промыслов годы, в частности в 1960-1980-е гг., производством изделий народных художественных промыслов в республике было занято около 15 тыс. человек, в том числе в надомных условиях — 12 тыс. Производственные цеха и участки предприятий народных художественных промыслов располагались в более чем 130 населенных пунктах республики. В год выпускалось около 50 тыс. кв. м ковров и ковровых изделий ручной работы (в т.ч. почти 20 тыс. кв. м поставлялось на экспорт), более 800 тыс. пар чулочно-носочных изделий (джурабов).

Такие результаты были достигнуты за счет государственной поддержки. Так, ежегодно дотировалось производство ковров и ковровых изделий, строительство производственных цехов осуществлялось за счет госкапвложений и т.д.

В настоящее время в республике имеется более 40 больших и малых предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов, в т.ч. 8 государственных унитарных предприятий. Кроме того, изготовлением изделий занимаются более 1000 индивидуальных мастеров. Всего в производстве занято более 2500 человек, среднегодовая остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн руб.

Предприятия и индивидуальные мастера за 2008 год произвели разнообразные изделия на сумму 740,8 млн руб., что на 8,4 проц. больше, чем за 2007 год. Рост объемов достигнут по производству ювелирных изделий из серебра (108,3 проц.), художественных изделий из металла (107,5 проц.), изделий из дерева (в 4 раза), ковров и ковровых изделий (123,8 проц.) За январь-сентябрь 2009 года произведено изделий на 600 млн руб., что больше чем за соответствующий период прошлого года на 14 проц.

В целях сохранения и развития промыслов в 2004 году Правительство РД приняло «Республиканскую целевую программу развития народных художественных промыслов на период до 2010 года». За счет выделенных по Программе средств ковровые фабрики в 2008-2009 гг. были полностью обеспечены пряжей, открыт специализированный магазин в Махачкале, издан красочный каталог изделий (1000 экз.), ряд предприятий принял участие в выставке в Москве, приобретено сырье для Кубачинского и Гоцатлинского комбинатов, ведутся работы по возрождению сулевкентской керамики, разработаны туристические маршруты по местам традиционных центров народных художественных промыслов и т.д.

Надо помнить, что в экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в Дагестане. Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана, а также стимулятором экономики, укрепления единства народов.

— Что бы Вы сказали о Кубачах и его мастерах?

— Многие исследователи считают Кубачи одним из интереснейших аулов Дагестана. Оружие кубачинцев признано лучшим не только на Кавказе, но и в Ираке, Турции. Двурогий шлем Александра Македонского смастерили в этом ауле. Меч, подаренный кубачинцам и русскому князю Мстиславу, щит — Александру Невскому, не имели себе равных. Кубачинцы были авторами многих изящных обрамлений к иконам. И кубачинские женщины известны своим мастерством по металлу и вышиванию золотом.

Высокой степени совершенства достигло в XIII— XV вв. литье декорированных бронзовых котлов. В ХIV-ХV вв. пережила расцвет резьба по камню и дереву. В ХVI-ХVII веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В ХVIII-ХIХ вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия, ювелирных изделий, мастера выделывают пистолеты, сабли, ножи, панцири.

В конце XIX-начале XX вв. высокого профессионального мастерства достигли многие мастера, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей.

Современные кубачинцы достойно продолжают дело своих предков. Преемником традиций старых мастеров по праву является Кубачинский художественный комбинат, который за 80 лет своего существования заработал отличную репутацию и мировую славу производства оружия, изысканно отделанного серебром, резной слоновой костью и золотой насечкой. Раритетные коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом — Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

— Способствуют ли развитию народных промыслов рыночные отношения и конкуренция?

— Рыночные отношения и свободная конкуренция, не регламентированная «мудрыми законами», нанесли жестокий удар по дагестанским народным промыслам, по нашей культуре в целом. В создавшейся ситуации почти у каждого народного промысла появилось два рода врагов-конкурентов. Это, во-первых, кустари-подделыватели, нередко объединяющиеся в мелкие кооперативы. Они действуют нагло и беззаконно — воруют технологию, сырье, полуфабрикаты, нередко переманивают мастеров или предлагают им существенный приработок за превращение полуфабриката в готовый продукт в свободное от работы на основном предприятии время. Они не платят никаких налогов, работают на дому, используя самодельное оборудование, торгуют своими подделками на базаре или около магистралей. Основной вред такой деятельности — дискредитация подлинного искусства промыслов, ущерб, наносимый художественной самобытности российской культуры.

Гораздо опаснее другое. Это родственные промышленные предприятия, работающие по примерно той же технологии и использующие художественные приемы и стиль оформления, разработанные художниками и специалистами народных промыслов. Они быстренько позаимствовали технологические приемы и стали рекламировать свой ширпотреб. Сегодня на производственном предприятии «Кизляр» выпускают неплохое холодное клинковое оружие, ювелирное оружие, ножи бытового назначения, охотничьи ножи, деревянные шкатулки, складные ножи. А ведь раньше этим занимались настоящие мастера — харбукцы, кубачинцы, гоцатлинцы. Где теперь они?

Думаю, что совет по художественным промыслам по достоинству решит спор претендентов на высокое звание народных промыслов. По моему мнению, если создают изделия вполне качественно, то пусть продолжают.

— Возможно ли сегодня перечислить отрасли народных промыслов по народностям — ковроделие у одних, гончарное дело у других, вышивка у третьих, златокузнечное дело у четвертых, кожно-шерстяная обработка у пятых и т.д.?

— Нельзя сказать, что разные народности Дагестана занимались только присущим им видом ремесла. Сегодня идет как бы закономерный процесс перемешивания былых направлений промыслов по народам и селам. Это надо приветствовать и развивать.

Например, ковроделие: свои типы ковров есть почти у каждой народности Дагестана. Это ворсовые ковры и сумахи Южного Дагестана, длинные тканые паласы характерны для лакцев, узорные циновки и безворсовые ковры присущи большинству аварских районов, узорные войлоки, гладкие и ворсовые ковры характерны для кумыков и т.д. Если взять гончарный промысел, то это лакский аул Балхар, даргинский — Сулевкент, табасаранский — Джули, лезгинские аулы — Кала, Испик и т.д.

— Проводятся ли выставки народных художественных работ, если да, помогают ли они в решении инновационных проблем?

— В целях расширения рынков сбыта, поиска партнеров предприятия народных художественных промыслов принимают активное участие в различных выставках и ярмарках. Так, ежегодно они принимают участие в Республиканской выставке «Тур-экспо», Международной выставке «Золото России» в Махачкале, Международной выставке изделий народных художественных промыслов «Ладья» и Общероссийской выставке «Ювелир» в Москве. Кроме того, в 2008 году ряд предприятий принял участие в XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008». Организована выставка декоративно-прикладного искусства в рамках Дней Республики Дагестан в Москве. В настоящее время идет подготовка к выставке изделий народных художественных промыслов «Ладья—2009», которая пройдет в декабре 2009 г. в Москве. И в прошлом году, и в этом году участие предприятий в этой выставке полностью оплачивается за счет бюджетных средств, выделенных по целевой программе.

А по поводу инновационных технологий и привлечений инвесторов, то это очень сложный вопрос, т.к. в изготовлении изделий народных художественных промыслов преобладает ручной труд и производство низкорентабельно. Инвесторов всегда интересуют большие прибыли, а народными художественными промыслами сегодня занимаются увлеченные люди, которым не безразлична судьба древних культур Дагестана, дошедших до нас.

— Если можно, назовите известных мастеров, внесших большой вклад в развитие народных художественных промыслов в Республике Дагестан. Каковы у наших мастеров проблемы, заботы?

— Большой вклад в развитие искусства народных промыслов Дагестана внесли кубачинские мастера — Г.Кишов, А.Ахмедов, Ш.Мунгиев, Р.Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А.Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламамаев, М.Хартумов, А.Гусейнов, М.Магомедов, гоцатлинские мастера — М.Джамалудинов, Б.Гимбатов, унцукульские мастера — И.Абдулаев, А.Магомедов, братья М.-А. и Г.Газимагомедовы, М.Гасанов, М.Махачев, балхарские мастерицы — П.Османова, Х.Магомедова, А.Сулейманова, З.Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана — У.Абдулкеримова, Б.Абдулаева, Г.Агабалаева, А.Агасиева, С.Адилова, М.Азизова, Г.Алахвердиева, Н.Кафланова, Д.Раджабова, Г.Ризаханова и многие другие. А на вопрос, какие проблемы у мастеров, отвечу так. Сегодня, видимо, необходимо восстановить ранее существовавший порядок, когда в бюджетах республиканских и общероссийских музеев предусматривались средства на закупку у известных мастеров высокохудожественных изделий. Реализация их является одной из главных проблем в деятельности именитых мастеров.

— Гусейн Гаджимагомедович, при советской власти на уроках труда учителя преподавали основы народных художественных промыслов. Это содействовало их сохранению, помогало выбрать профессию. А как сейчас?

— В Законе РД «О народных художественных промыслах» сказано, что подготовка мастеров осуществляется в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях народных промыслов и т.д. Такое обучение проводилось в школах cc. Кубачи, Унцукуль, Хив, Балхар, Гоцатль, Микрах.

Теперь обучение основам народных промыслов проводят в форме кружков, что не удовлетворяет наши интересы.

Решению проблемы подготовки мастеров художественных промыслов способствует работа Дагхудучилища, факультета худграфа ДГПУ и лицея №12 г.Буйнакска.

Как видим, сегодня утеряны важные позиции профессиональной подготовки мастеров промыслов из-за разрушения инфраструктуры художественных комбинатов, ковровых фабрик, цехов, мастерских, резкого ухудшения материально-технической и учебно-методической базы в местах традиционного бытования промыслов. Срочно необходимо такое положение исправить.

Автор: Магомед Рамазанов, журнал «Народы Дагестана», № 5, 2009 г.

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: