В третье тысячелетие – с верой в будущее.

В третье тысячелетие – с верой в будущее

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Лезгины — один из коренных народов Кавказа — населяют восточные отроги большого Кавказского хребта предгорье и низменность по обе стороны реки Самур. На этой территории расположены высокие вершины Кавказа, вечно покрытые снегами Базардюзи и Шахдаг, их величие разделяет и священный Шалбуздаг. На юге лезгины соседствуют с азербайджанцами, грузинами и армянами, на востоке (через Каспий) — с казахами и туркменами, а на севере — с даргинцами лакцами и кумыками.

Являясь потомками албанцев, лезгины имели свою государственность — Кавказскую Албанию. В первой половине V века на территории Албании возникла письменность. Албанские тексты, найденные близ Мингечаура, недавно прочитаны на основе лезгинского языка и опубликованы профессором Я. Яралиевым. Книга албанского историка VII века Мовсеса Дасхуранаи «История страны Алупаи» доносит до нас имена албанского царя Джеваншира, поэта Давдака Кертока, автора «Судебника» Мхитара Гоша и др. Храбрые, мудрые цари и народные предводители Шаргир и Ваче, Бабек и Хаджи-Давуд. выдающиеся поэты Мелик и Эмин, Саяд и Сулейман, великие мыслители и ученые Мирза-Али аль-Ахты, Мухаммед Яраги м Гасан Алкадари, основоположник дагестанской профессиональной музыки Готфрид Гасанов и «соловей» Дагестана — Рагимат Гаджиева, талантливый скульптор Хас-Булат Аскар-Сарыджа и многие другие прославили свой народ и свой край.

Пройдя исторический путь от язычества и огнепоклонничества до христианства и мусульманства, веротерпимый и гостеприимный наш народ на протяжении тысячелетий уживался со многими культурами, языками, религиями… Но при этом, и заимствуя, и отдавая, мы сохранили свою землю, язык и культуру. В тяжелые дни испытаний лезгины вместе с соседними народами как один вставали на защиту своей земли.

По свидетельству историков, название «лезгин» происходит от слова «лекь, лек» (орел). До наших дней дошло более двух сотен названий народных песен и танцев (в том числе и знаменитый искрометный танец «Лезгинка»). Нашему народу свойственна стихия многоязычия: наряду со своим родным, лезгины всегда свободно владели и языком государств, в состав которых входили. На этих языках (армянском, персидском, арабском, тюркском, а ныне и русском) народ творил и продолжает творить высокие образцы поэзии, труды по истории и праву, философии и религии. Наши деды создали свой календарь, приспособленный к образу жизни и ведению сельскохозяйственных циклов работ. Свои вековечные мечты о свободе и независимости, о благополучии и счастье народ отразил в эпосе и героических песнях («Шарвили», «Каменный мальчик», «Черная голова» и др.). Лезгины всегда отличались тягой к знаниям (сегодня у нас на каждые 1000 человек приходится 92 с высшим образованием).

Очень важную роль в отношениях между Востоком и Западом играли исторические области Кавказской Албании Кюре (Кур-Ра), Ахцах, Мушкур, Куба и Шарван; города Квевар и Чор, Терсепол и Квепелек (Кабалак) и др.

Исторически сложилось так, что территория обитания лезгин служила мостом, связывающим Европу с Востоком. По этой земле проходил Великий шелковый путь. Выгодная в военно-стратегическом и геополитическом отношении территория расселения лезгин всегда привлекала сюда многочисленных захватчиков от ассирийцев, массагетов, римлян до персов, арабов, турок и монголо-татар. Но все захватчики оставляли здесь свои мечи и головы.

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, лезгин на территории СССР насчитывалось 467 тысяч человек, в том числе 204 тысячи — на территории Дагестана, а 171 тысяча — на территории Азербайджана.

В 1988 году в Дагестане проживало около 260 тысяч лезгин. Они являются четвертым коренным народом Дагестана по численности.

В связи с распадом СССР большая часть лезгин и других этнических дагестанцев оказалась в составе Азербайджанской Республики. Административная граница по реке Самур превратилась в государственную, что создает многие трудности культурно-экономического и хозяйственно-бытового характера. Но Российской Федерацией и Республикой Дагестан совместно с Республикой Азербайджан ведется постоянная работа по облегчению и упрощению пропускного режима через границу, дабы устранить факторы, мешающие нормальному общению населения. Жизнь диктует создание более позитивных условий для общения разделенных народов, а также принятие на федеральном уровне мер по снятию ограничений при пересечении границы, что привело бы к значительному снятию напряженности и улучшению общественно-политической ситуации на юге России. По этому вопросу подготавливаются различные предложения и проекты вплоть до образования свободной экономической зоны на приграничных территориях Дагестана и Азербайджана, что обеспечит стабильность в приграничных районах и в самих республиках.

Конечно же, накопилось много вопросов, требующих безотлагательного решения. В числе их проблемы, исходящие как из самого факта разделенности и пограничного режима, так и вопросы, связанные со слабым экономическим положением населения, безработицей, пьянством, наркоманией и преступностью среди молодежи. Ждет правового решения и вопрос эффективного использования водных ресурсов реки Самур с пересмотром существующей практики водораспределения. Снижение водозабора наносит огромный ущерб сельскому хозяйству приграничных районов нашей республики, уменьшаются доходы хозяйств и населения, замедляется социально-экономическое развитие Южного Дагестана, под угрозой засыхания оказался и Самурский лес. Реликтовый Самурский лес является одним из самых северных лиановых лесов с большим разнообразием флоры и фауны. Аналогичных Самурскому природному комплексу территорий в пределах Российской Федерации практически нет, и потеря его для России невосполнима.

Проблемы своего народа всегда были в центре внимания у представителей лезгинской интеллигенции и общественно-политических движений. В первой половине 90-х годов предпринимались поиски реальных, конституционных путей решения этих проблем, направленных на развитие экономики Южного Дагестана. Но война в Чечне превратила приграничье республики в прифронтовую зону. Наша республика оказалась в полной экономической блокаде. Открытость границ способствовала проникновению преступных элементов, завозу оружия и наркотиков. Это вынудило Правительство РФ ввести временные ограничения по пересечению границы России с Азербайджаном, что привело к дополнительным трудностям в общении и осуществлении хозяйственных, культурных, духовных и родственных связей населения, проживающих на разных берегах реки Самур.

В целях снижения напряженности и стабилизации обстановки в регионе в апреле 1995 г. постановлением Правительства РФ были сняты отдельные ограничения. Необходимо отметить и то, что многие проблемы, поднимаемые лезгинской общественностью и различными движениями, в немалой степени были обоснованными, справедливыми и требовали более пристального к ним внимания со стороны руководства России, Дагестана и Азербайджана.

Специалисты, изучающие проблемы лезгинского народа, однозначно утверждают, что юг Дагестана при наличии достаточного экономического потенциала (в том числе природных, производственных, людских и иных ресурсов) превратился в самый депрессивный регион республики, а население переживает состояние острого национального и экономического упадка. Уровень безработицы в южных районах, согласно официальным данным, в два раза выше среднереспубликанского показателя. Отсюда духовно-нравственная деградация, рост преступности, наркомании, ухудшение здоровья, что отрицательно сказывается на генофонде населения.

Необходима срочная экономическая программа, которая бы обеспечила тесную связь экономической политики со снижением уровня безработицы, прекратила отток трудоспособного населения за пределы республики.

Проблемы лезгинского народа изучались Региональным центром этнополитических исследований при ДНЦ РАН. Центр считает, что основным экономическим источником сохранения неблагоприятной обстановки в лезгиноязычном регионе является резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, передел собственности на фоне разрыва хозяйственных связей, роста безработицы, социальной дифференциации населения, падения уровня жизни.

К сожалению, и по сей день не выполнены в полном объеме мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства РД «О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации в южных приграничных зонах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан» № 1000 от 12 октября 1995 г.

Пока не работают двусторонние договоры, заключенные между правительствами Республики Дагестан и Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Наши славные предки оставили нам земли, располагающие значительным экономическим потенциалом* Переселение людей с гор на равнины уничтожило веками сложившийся жизненный уклад населения, экономические и хозяйственно-бытовые связи, складывающуюся сельскую инфраструктуру, разорвало историческую нить материальной и духовной культур, сами хозяйства пришли в упадок. Отрадно, что в последние годы некоторые горные села возрождаются. Но, к сожалению, в этом больше энтузиазма, чем реальных возможностей. Здесь нужна специальная правительственная программа с широким представлением долгосрочных ссуд и льготного налогообложения.

Наш народ искони занимался садоводством, животноводством и овцеводством (в 1948 году в Ахтынском и Докузпаринском районах было более 800 тыс. голов мелкого рогатого скота). Лезгистан богат альпийскими лугами, лесами и садами, которые дают обильные урожаи овощей и фруктов. Эту землю омывает Каспийское море на протяжении более 100 км. Из этой земли струятся горные родники и по ней текут реки. Здесь расположено одно из крупнейших в мире месторождений медноколчедановых руд Кызыл-дере… Хотя эти ресурсы не задействованы и не работают на благосостояние народа сегодня, вкупе с трудолюбием и профессионализмом, присущим нашему народу, они составляют материальную основу нашего благополучия в будущем.

Северные лезгины оказались самым южным народом Российской Федерации, а южные — самым северным народом Азербайджанской Республики. Волею судеб именно нам, лезгинам, определена великая и благородная историческая миссия — быть связующим мостом дружбы и сотрудничества между Дагестаном и Азербайджаном, между Россией и Азербайджаном, между Западом и Востоком. Современная лезгинская культура впитала в себя элементы и Востока и Запада.

Лезгины — мудрый, трудолюбивый, законопослушный народ, видящий свою будущность только вместе с Россией. Лучшие его сыны — Мирза Али аль-Ахты, Гасан Алкадари, Сулей-ман Стальский — завещали изучать русскую культуру и быть в дружбе с Россией. Именно через русский язык лезгины познакомились с европейской культурой и цивилизацией, именно он и сегодня служит для нас языком общения с другими народами Дагестана и всей России.

Несмотря на трудности сегодняшнего времени, наш народ занят мирным трудом, ученые пишут труды о судьбах нации, поэты и певцы воспевают ее лучшие мечты в своих стихах и песнях. Недавно в Ахцахе мы провели большой праздник, посвященный герою народного эпоса «Шарвили» и заложили первый камень на горе «Келез Хев» («Укрепленная высота»), где будет воздвигнут памятник легендарному Шарвили.

И как бы ни буйствовал Самур, река не в силах разделить единый народ, единую мечту, единую песню… Гарантом тому — твердость нашей веры, чистота наших помыслов, величие наших дел. Все это, как в песне, символически выразилось в недавно возведенном четырехсотметровом мосте на Самуре, орлиным полетом соединившим два берега единой реки.

Автор: Имам Яралиев, журнал «Возрождение», 2000 г.

0

Поделиться

0

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: