Сокровища женских украшений

41
0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Женские ювелирные украшения – очень интересный аспект народного искусства Дагестана, он отражает уникальную этнокультурную ситуацию: сосуществование около 34-х этнических групп, сохраняющих на протяжении многих столетий свои национальныетрадиции и язык.

Украшения, являясь неотъемлемой частью национального женского костюма, отличаются невероятным многообразием художественных форм. По одежде и украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу. Дагестанский музей изобразительных искусств обладает одной из лучших коллекций женских ювелирных украшений народов Дагестана. В нем хранится около 5 тысяч изделий художественного серебра, из которых 4,5 тысяч составляют женские украшения.

Их можно классифицировать, с долей условности, на шесть национальных школ – аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская, и разделить по способу ношения на две большие группы – нашивные и съемные. Традиция нашивания различных серебряных элементов к одежде восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Она связана с верованиями горцев в магическую защитную силу металла. Причем, золото считалось металлом с негативной энергетикой, и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения.

Самой обширной группой являются аварские украшения, примечательные самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы аварских украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированным архаичным геометризированным черневым орнаментом, с включением древних символов (солярных, плодородия, зооморфных).

Украшения аварок, особенно в повседневной одежде, сконцентрированы на голове. Что связано с еще одной функцией украшений – социально дифференцирующей. По головным украшениям можно было определить социальный статус женщины – ее возраст (число и размеры украшений сводились к минимуму у пожилых женщин), замужество (специфические украшения, надеваемые только после свадьбы), состоятельность (по количеству и стоимости). Основой головного убора являлось чохто, на которое нашивались, закреплялись головные украшения. Чохто могло быть в виде мешочка или чепца, скрывающего голову и косы женщины. Поверх чохто горянки надевали большой платок, это покрывало почти полностью скрывало верхнюю часть женской фигуры. Таким образом, головные украшения прикрывались от посторонних глаз, что подчеркивает их обереговую функцию. А самой древней и распространенной формой головных украшений являлись разнообразные круглые височные серьги и розетки, связанные с солярной символикой. В экспозиции музея представлены все основные виды аварских височных сережек, от простых колец до более сложных многоярусных подвесок.

Даргинские украшения перекликаются с аварскими художественными формами и стилистикой, а некоторые виды височных и нагрудных подвесок идентичны. Характерной чертой украшений этой группы являются своеобразная массивность, т.к. большая часть элементов, аналогичных штампованным аварским, выполнялись в технике литья.Одним из самых распространенных повседневных головных украшений даргинок являлась крупная, тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала. Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало и не мешало во время работы.

Среди нагрудных даргинских подвесок особо интересны амулетницы, которые также широко бытовали и у других народов Дагестана. Они представляют собой многоярусные подвески с центральным цилиндрическим элементом, открываемым по бокам, украшенным растительным черневым узором. Это своеобразный футляр для свернутой бумажки с религиозным текстом из Корана, являющейся стержнем сакрального значения этого украшения.

Особую группу составляют украшения даргинок из аула Кубачи. Эти украшения бытовали исключительно только в этом селе, они выполнялись местными мастерами по конкретному заказу односельчан. Стилистика кубачинских украшений самобытна и не имеет аналогов в Дагестане. В экспозиции музея выделен достаточно большой блок из четырех витрин, где широко представлено многообразие и богатство кубачинских украшений. Они выделяются высоким техническим мастерством, почти скульптурной пластикой форм, обилием зерни, позолотой и вставками драгоценных камней (альмандин, бирюза, сердолик, коралл) в высоких круглых кастах.

Традиционным головным убором кубачинок является белое покрывало, украшенное золотым шитьем и бахромой – «кIаз». Праздничный убор замужней женщины дополнялся подбородочной цепью – «гунапIк», с двумя объемными розетками, украшенными овальными вставками альмандина в глухих кастах, обрамленные зернью, которые располагались на височной части. Особо интересны свадебные украшения кубачинок – браслеты и кольца-бубенчики. Они надевались лишь один раз в жизни и спустя определенный период (3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), который устанавливала семья жениха, снимались и хранились как приданое дочерей. Роскошь, высокая стоимость этих украшений обусловлены значением свадебного обряда как перевода девушки в более высокий статус замужней женщины. Одновременно они выполняли и обереговую функцию.

Южно-дагестанская школа объединяет две группы украшений: 1) аварок Тляратинского района и Закатальской зоны, входящей в из глубины веков состав Азербайджана, лачек, агулок; 2) лезгинок и табасаранок. Украшения этой группы отличаются художественной стилистикой, близкой искусству стран Ближнего Востока, в частности Ирана, проникшей через соседний Азербайджан. Это проявилось в нетипичной для дагестанских изделий колористической пестроте, обилии вставок цветного стекла в сочетании с позолотой, а также в формах и декоративных мотивах, характерных искусству ислама – полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки.

Ярким примером южно-дагестанской стилистики является свадебное головное украшение «къукъем». Оно состоит из центральной пластины в форме стрельчатой арки, к которой крепятся круглая бляшка и по 2-4 цепочки по бокам, украшенные позолотой, множеством разноцветных вставок стекла и плотной бахромой из мелких подвесок в виде восточных огурцов. Важен тот факт, что «къукъем» надевали поверх платка, закрепляя эту конструкцию с помощью крючков. Эстетика этого изделия, и украшений данной группы в целом выстроена на желании поразить роскошью и богатством, а их сакральное значение основывалось на религиозной символике ислама.

Лезгинки и табасаранки носили приталенное платье («валчаг», «волжагъ») с глубоким вырезом на груди, надеваемое поверх туникообразной рубахи. Обязательным украшением такого платья являлся серебряный пояс с очень широкой пряжкой и круглой застежкой в центре. Пряжка пришита к широкому кожаному поясу, расшитому рядами монет, а по низу идет бахрома из мелких подвесок на цепочках. Этот тип пояса во многом перекликается с аналогичными азербайджанскими поясами. Кумыкские украшения весьма отличны от всех выше рассмотренных. Кумычки носили платье «къабалай», приталенное, с широкой присборенной юбкой, двойными рукавами и глубоким вырезом на груди, очень близкое национальным
костюмам народов Северного Кавказа (осетины, черкесы, кабардинцы). Украшениям этой группы характерны изящество форм и декора, тонкость ювелирной работы, сравнительно небольшие размеры изделий, излюбленной техникой являлась филигрань, позолота.

Основными типами украшений являлись нагрудник «къаршумалар» и тонкий пояс. «Къаршумалар» – нагрудное украшение, состоящее из 11-15 вытянутых тонких застежек, сокращающихся в размерах книзу, нашитых на трапециевидный кусок бархата, закрепляемого с внутренней стороны грудного выреза платья. Застежки были либо филигранные, либо литые, украшенные чернью или накладной филигранью, с вставками бирюзы или цветной пасты, в круглых кастах. Они имели различные формы: простые узкие, овальные, в виде кинжальчиков и восточных огурцов.

Ногайская группа украшений характеризуется стилистической близостью к изделиям народов Средней Азии. Свадебные украшения ногаек – крупные, со строгим декором из крупных вставок сердолика и геометризированными черневыми элементами. Причина крупных размеров – аналогичных ногайским – среднеазиатских украшений в литературе объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны остальным участникам, стоящим на земле.

Описанные украшения экспонируются в небольшом зале музея, представляя многообразие и богатство дагестанских национальных женских украшений, раскрывающих мир самобытных художественных форм, отражающих сакральные образы и верования наших предков.

Автор: Заира Астемирова, журнал «Дагестан», № 2, 2010 г.

41
0

Поделиться

0

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля