Русские

0

Поделиться

06 Авг 2018 г.

Численность, места расселения

Русских в Дагестане, согласно данным переписи 2010 года, насчитывалось 104020 человек, или 3,57% населения. Более 80% русских живёт в городах Дагестана. Так, в 2006 году в городе Кизляре русские составляли больше половины населения (54%). По данным переписи 2010 г., доля русских и терских казаков в Кизляре сократилась до 40,49% (19835 человек из 48984 горожан). Довольно значительна их доля была в Махачкале и Каспийске (17-18%), в остальных городах их доля варьировалась от 3 до 10% населения. Русские составляли основное население поселка городского типа Комсомольский (81%), по переписи 2010 года их численность в этом поселке сократилась до 50,9%, относительно много их было в Дубках (16%) и Сулаке (12%).

Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его притоков, на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность как относительная, так и абсолютная в последние годы заметно уменьшается (27,2 и 30,4% соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1,5 %), Хасавюртовском (0,4%), Ногайском (1,8%) и Дербентском (0,7%) районах.

Первые русские поселения на территории Дагестана начинают формироваться с конца XV и второй половины XVI вв. В 1588-1589 гг. в устье реки Терек была построена первая крепость Терки (Терский город).

Следующий этап проникновения русских в Дагестан связан с Персидским походом Петра I. В 1722 г. по его указу вдоль морского побережья был заложен ряд опорных пунктов и укреплений, сооружены укрепления и крепость на Аграханском полуострове, на реках Сулак, Орта-Бугам, Рубас. В 1724 г. было завершено строительство крепости Святого Креста, в 1735 г. — крепости Кизляр, куда были переведены русские гарнизоны из крепости Святого Креста и других укреплений.

Новый этап формирования русского населения связан с подписанием в 1813 г. между Россией и Персией Гюлистанского мирного договора, завершавшего процесс вхождения края в состав России и определявшего размещение российских войск вблизи крупных аулов Дагестана (Казикумух, Чирах, Курах, Ахты и др.).

С 60-х годов XIX в. начинается новый этап формирования русского населения Дагестана, связанный с колонизационной политикой царского правительства и переселением русских на завоеванную территорию. Принятые правительством России законодательные акты («Положение о переселении в Терскую и Дагестанскую области», 1863 г., «Закон о переселении и переселенцах», 1889 г.), проведение Владикавказской железной дороги, вовлечение Северного Кавказа, в том числе Дагестана, в общероссийский рынок и ряд других факторов способствовали миграции русского населения из центральных губерний России на Кавказ.

Приток русского населения усиливается после революции 1905 года и при П.А. Столыпине. Правительством были изданы указы и циркуляры, направленные на поддержку переселения русских на Кавказ, в том числе в Дагестан. Основными районами заселения русских стали Кизлярский, Хасавюртовский, Темир-Хан-Шуринский округа Дагестанской области. Значительное число русских заселяло города и поселки Дагестана — Петровск, Темир-Хан-Шуру, Дербент, Кизляр.

Следующий этап переселения русского населения в Дагестан приходится на предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны. В Дагестан прибыло большое количество эвакуированных, в числе которых были и русские.

В послевоенный период приток русского населения нарастал в связи с тем, что в Дагестан были направлены специалисты в области образования, медицины, сельского хозяйства и т.д. В результате в 1950 г. число русских достигло 213,8 тыс. человек, или 20,1% населения республики. До середины 1960-х годов численность русских в Дагестане сначала стабилизировалась, а затем стала медленно уменьшаться. К сожалению, отток русского населения, начавшийся в 70-е годы прошлого столетия, продолжается и сегодня.

Основные занятия

Первые переселенцы постепенно приспосабливались к местным природно-климатическим условиям, осваивали земли, занимались хлебопашеством, животноводством, огородничеством, рыболовством, охотой.

С 60-х годов XIX в. вплоть до начала ХХ в. прослеживается непрерывный рост площадей казачьих земель. К 1864 году терские казаки владели 1193141 десятиной земель Терской области. Несмотря на обилие пахотных угодий, земледелие у нижнетерских казаков не получило большого распространения ввиду того, что земля вдоль Терека была малопригодной для землепашества, а удаляться от своих городков было небезопасно. Другой причиной являлись стихийные бедствия и нашествия сельхозвредителей. Почти ежегодно Терек выходил из берегов, затопляя поля.

Тем не менее нижнетерские казаки засевали поля озимой и яровой пшеницей, рожью и ячменем, хотя «земля скудно вознаграждала труды земледельца и не производила ни рослого стебля, ни доброго зерна в колосьях». Помимо этого, нижнетерские казаки выращивали овес, гречиху, кукурузу, подсолнух, лен, горчицу, рис, просо, бобовые, коноплю, картофель и другие огородные и бахчевые культуры.

Второй по значению после земледелия отраслью хозяйства было животноводство. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов, ослов, свиней. Овцеводство обеспечивало население мясом и шерстью, а развитие коневодства было вызвано потребностями казачьей военной службы и сельского хозяйства. Животноводству в регионе способствовало и обилие кормов.

Наличие дикорастущих медоносных трав в Терской области привело к развитию пчеловодства, которое приносило хороший доход.

Развивалось на Тереке и садоводство, выращивали яблоки, груши, абрикосы, вишню, айву, сливы, крыжовник.

Большое развитие на Тереке получило виноградарство. Виноделием казаки здесь занимались еще с XVII в. Развитие виноградарства способствовало появлению винно-водочной промышленности в крае. В 1876 г. в районе Кизляра работали 27 винокуренных заводов, в 1888 г. – 32, а в 1893 г. – 63.

В начале 80-х гг. XIX в. в Кизляре впервые в России было налажено производство отечественных коньяков. В 1865 г. на средства купца Бароева в Кизляре был построен первый паровой коньячный завод, в 1866 г. их было уже 12, в 1867 г. – 17, затем их число возросло до 40.

Большой доход казакам Терской области приносило рыболовство. В основном ловили красную и белую (частиковую) рыбу. Успешнее всего рыболовство развивалось в Кизлярском отделе. Рыбной ловлей нижнетерские казаки занимались индивидуально, так как специальных промысловых заведений на Тереке не было. Со временем в Терской области рыбные промыслы начали передавать в аренду рыбопромышленникам.

В начале XIX века в регионе появляются первые фабрики по изготовлению шелковых тканей. Производством шелка-сырца в Кизляре начали заниматься еще со времен Петра I, у истоков этого промысла стояли армянские промышленники. В 1775 году в Кизляре функционировало 4 официально зарегистрированных шелковых завода, в 40-е гг. XIX века их уже насчитывалось 24.

В низовьях Терека в промышленных масштабах стали выжигать известь, изготавливать кирпич и черепицу. Получило развитие мукомольное, маслобойное, мыловаренное, кожевенное производство.

В начале XIX века в самом Кизляре (без уезда) насчитывалось более 100 фабрично-заводских предприятий, в том числе два казенных шелковых завода, 11 сафьяновых, 2 красильных, 50 винно-водочных, 2 шорничных, 1 мыловаренное производство.

В XIX – начале ХХ веков только в станицах Терского войска функционировало 559 фабрик и заводов, из них: 283 водяные мельницы, 152 кирпичных, черепичных и гончарных завода, 47 маслобойных, 12 лесопильных, 11 нефтяных, 9 известковых, 9 веревочных, 8 винокуренных, 7 кожевенных, 7 мыловаренных и 14 прочих.

Таким образом, Кизляр и близлежащие казачьи станицы играли огромную роль в развитии экономики Дагестана.

Материальная культура

Поселения. Основной тип поселения — курень. Куренные селения застраивались компактно, с широкими и прямыми улицами, ведущими к центральной площади посередине станицы. Наряду с куренями, создавались и хутора, которые образовывались на арендованных у частных владельцев или у казны землях. Хутора основывались несколькими семьями.

Современная планировка русских сел более продуманна и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Дома строятся строго по плану, села имеют широкие улицы. В центре поселений расположены культурно-просветительские учреждения: больницы, школы, библиотеки, административно-управленческие учреждения и т.д.

Жилище. Жилище первых переселенцев строилось из саманного кирпича и турлука с плоской земляной крышей, очевидно, их строили по образцу жилищ местных жителей из материалов, характерных для горского жилища. В последующем типичным становится срубное двух- или четырехкамерное жилище на подклете или без него, с деревянной или соломенной двух- или четырехскатной крышей. Дома строили из местных пород деревьев — дуба, граба, ольхи, тополя, клена, осины. Широко были распространены саманные и турлучные дома без подклети с глинобитным полом.

В настоящее время материалом для современного жилища служат пиленый камень, красный или белый кирпич заводского производства или сырцовый кирпич. Дома в основном усадебного типа, хозяйственные постройки расположены по периметру двора, огороженного невысокой каменной стенкой или деревянным забором. Однако, в отличие от жилищ дагестанцев, окна русских жилищ и теперь по традиции делаются с резными окнами, часто и со ставнями.

В интерьере преобладала неподвижная мебель. В домах небогатых слоев населения — земляные лежанки, лавки и пр., в срубном жилище — полати, шкафы с полками для одежды и посуды. Непременной принадлежностью жилища русских переселенцев всех социальных слоев были иконы. На стенах жилища вешали ковры, оружие, в углу горкой возвышались постели и одеяла, сложенные на кавказский манер ровными кипами. На самом видном месте на полках расставлялась посуда.

Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя с разрезом спереди, слева или справа от ворота, штанов как нешироких, так и широких, типа шаровар. Распространенными видами верхней одежды были кафтан, зипун, шуба, тулуп, армяк, бешмет, чекмень. Бытовали такие формы головных уборов, как шлык и валенка, шапки-ушанки, картузы.

Формой обуви были поршни, лапти, чуни. Состоятельные люди носили кожаные сапоги, башмаки, штиблеты, туфли городского типа. Получили распространение среди русских переселенцев, особенно у терских казаков, горские бешметы, черкески, бурки, горские папахи, чарыки.

Женская одежда русских переселенок состояла из сарафана, паневы. С сарафаном и паневой носили рубахи, шнуровки в виде короткого обтягивающего лифа на застежке, корсеты. Зимней одеждой служили овчиные шубы, полушубки. Распространенными видами обуви были сапожки, полусапожки, поршни, башмаки, валенки, штиблеты, позже туфли городского типа.

Среди русских переселенок надолго сохранились различные виды традиционных головных уборов — чепец, кокошник, платок, косынка.

У нижнетерских казачек девочка волосы не покрывала, девушка носила косынку, завязав концы назад под косу, замужняя женщина завязывала косынку впереди узлом, пожилая носила чепец-повойник. В последующем в одежде русских женщин, особенно казачек, появляются элементы горского костюма — длинное платье типа горского архалука, большие платки, которые русские женщины носили на горский манер, украшения из серебра, металла, полудрагоценных камней горского образца, чувяки.

Начиная со второй половины XIX в. интенсивно идет процесс проникновения и закрепления в быту элементов городской одежды. В современной мужской и женской одежде полностью отсутствуют элементы традиционного русского костюма.

Пища русских переселенцев состояла из продуктов земледелия, скотоводства и рыболовства. В пищевом рационе преобладали хлебные изделия — ковриги, лепешки, булки, блины, пироги, пирожки, ватрушки, печенья, вареники с разными начинками, борщ, щи, супы с клецками, лапша, уха. Значительное место в рационе занимала рыба, которую варили, жарили, запекали, готовили из нее щи, уху, пироги, вареники.

Повседневной пищей были молоко и молочные продукты. Значительное место в рационе занимали варенья, соленья, овощи, фрукты, продукты бахчеводства. Из напитков распространены были чай, хлебный квас, хмельной квас, из крепких напитков — хлебная или виноградная водка, крепленые и сухие вина из винограда.

Дагестанские русские сохранили свои национальные блюда и вместе с тем восприняли некоторые традиционные блюда местного населения — курзе, хинкал, чуду, куурма, шашлык, долма.

Семейный и общественный быт

У русских переселенцев в прошлом существовало две формы семьи – малая (нуклеарная) и большая (неразделенная) (калган).

Большая семья состояла из двух, трех, реже четырех поколений, нисходящих из основной линии. Во многих семьях количество членов семьи достигало 25 и более человек. Возглавлял калган самый старший из мужчин – старшой, папаня. Вторым после главы лицом в семье была его жена – маманя. Отношения между членами семьи носили выраженный авторитарный характер, освященный традицией. Функция семьи (как малой, так и большой), как семьи производственного характера, способствовала сохранению половозрастного разделения труда и различных обязанностей ее членов.

Свадебная обрядность дагестанских русских слагалась из нескольких основных компонентов: выбор невесты, сватовство, сговор, свадьба, послесвадебные обычаи и обряды. Основной и почти единственной формой заключения брака был брак по сватовству.

Брак был эндогамным, русские и нижнетерские казаки старались брать жен из своих сел и станиц. В настоящее время встречаются браки не только с представителями из других регионов, но и других национальностей, других конфессий. В остальном же в сельской местности русские и нижнетерские казаки стараются сохранить традиционные элементы в современной свадебной обрядности.

Общинная жизнь дагестанских русских протекала в рамках территориальной общины (мир), у нижнетерских казаков — в пределах Казачьего круга. Главную роль в общественной жизни селения, станицы играл сход. На сходе решались вопросы землеустройства, уплаты налогов, распределения повинностей, сбора денежных средств для общественных нужд, найма пастухов, решения конфликтов между отдельными лицами, выбора старейшин, сборщиков, а также вопросы судопроизводства, на Круге — дела, касавшиеся казачьего войска и станицы в целом: выборы атамана, членов правления, совета стариков и других должностных лиц, объявление о походе, дележ добычи и т.д. Казачий круг одновременно выполнял и судебные функции.

К крупным религиозным праздникам относятся в первую очередь Рождество Христово и Пасха (Воскресение Христово). Традиционным народным праздником является Масленица – праздник проводов зимы, имеющий дохристианское происхождение.

Духовная культура

Духовная культура дагестанских русских характеризуется значительными достижениями в области народного творчества — в песенно-музыкальном исполнительстве, поэзии, музыке, танцах.

Устное народное творчество русских весьма богато и разнообразно. Это героический эпос, былины, баллады, легенды, песни, пословицы, поговорки, сказки, которые дагестанские русские сохранили в памяти до наших дней.

Танцевальное искусство русского населения включало старинные русские и украинские танцы, переплясы, хороводы, а также некоторые европейские танцы ХIХ в.

До второй половины XIX в. в русской среде были распространены старинные дуды, рожки, трещотки, бубны, барабаны и иные традиционные музыкальные инструменты. К концу века распространение получили русские гармошки, гармошки казанские, осетино-кабардинские, астраханские и зарубежного происхождения — так называемые тальянки. Обычными стали в быту балалайки, гитары, мандолины, домры.

С переселением русских в Дагестане появились первые светские школы. Стационарная русская школа была открыта в 1838 году в Дербенте специально для обучения детей русских чиновников и офицеров, служащих в Дагестанской области. В 1904 г. в Дербенте была открыта школа виноделия, в 1911 г. в Темир-Хан-Шуре – ремесленная школа с бесплатным четырехгодичным обучением для подготовки грамотных мастеров по слесарному и столярному делу.

В конце XIX- начале ХХ веков в школах и училищах Дагестана трудились десятки русских учителей. Среди этих замечательных педагогов Е. Козубский, П. Егоров, Н. Тарасевич, Е. Балковая, А. Скрабе, Г. Глазунов, Г. Мустанов, А. Бокарев. Накануне октября 1917 года в 93 светских общеобразовательных школах Дагестанской области работало несколько сот учителей разной профессиональной квалификации, к 1925 году — около 30 учителей со стажем педагогической работы свыше 25 лет.

В 1938 году в школы были направлены 250 молодых русских учителей, окончивших педучилища в Ростове-на-Дону, Москве, Орловской, Калининской, Горьковской и некоторых других областях. В 40-е годы в школы республики прибыло более 100 педагогов, окончивших вузы и педучилища страны. В 1950 году в республику приехало около 1200 русских учителей, в 1951 году — 1419, в 1952 году — 1300, в 1953 году — 1161.

Большую роль в распространении научных медицинских знаний, снижении заболеваемости и смертности среди горцев сыграли знаменитый военный хирург Н. Пирогов, врачи Э. Андреевский, А. Годзиевский… Огромный вклад внесли русские в дальнейшее становление и развитие здравоохранения Дагестана. В 1921 г. в городах Дагестана работало всего 18 врачей, и почти все они были приезжими из России.

Большую лепту в становление здравоохранения горного края внесли врачи С. Казаров, Н. Агриколянский, Н. Усачев, Р. Цюпак… В открывшийся в 1932 году в Махачкале Дагестанский мединститут приехали работать профессоры и доценты из центральных регионов России М. Кумаритов, Ф. Бородулин, И. Шаров, Г. Руднев, В. Божовский, М. Доброхотов, А. Россов, В. Чудносоветов, Н. Мордвинкин, А. Подварко, Н. Курдюмов, В. Глазов, И. Мишенин, П. Капачев…

Неоценимый вклад внесли русские в изучение горного края и развитие в нем науки, культуры, искусства. Это биолог проф. Н. Кузнецов, геологи М. Коншин, И. Стрижов, братья Лазаревы, Д. Голубятников, В. Суетнов, ученые-лингвисты И. Мещанинов, проф. С. Быховская, А. Генко, Н. Дмитриев, Л. Жирков, экономист Н. Даниялова, археолог В. Котович, фольклористы А. Назаревич и В. Кирюхин, историки В. Дзагурова, А. Криштопа, В. Егорова, писатели и поэты М. Ахмедова (Колюбякина), В. Носов, журналисты А. Пономарев, Л. Зеленин, Н. Комиссаров, Г. Бейбутова, А. Путерброт, Д. Трунов, художники Е. Лансере, И. Лаков, Б. Смирнов, Д. Капаницын, А. Августович, И. Афонина, Д. Беспалов, В. Горский, В. Горький, Б. Евсеев, Г. Конопацкая, А. Марковская, Г. Пшеницына, В. Колесников, А. Шарыпов, В. Логачев.

Русской музыкальной культуре и ее представителям принадлежит большой вклад в развитие дагестанского музыкального искусства. В дореволюционном Дагестане музыкальной педагогической деятельностью занимались М. Сухова, В. Молева. В 20-30-е гг. в организации музыкального образования и исполнительства приняли активное участие И. Сафонов, О. Тимушева, М. Шувалова, М. Андреева-Петровская, И. Савченко, С. Иванова и многие другие. В предвоенные и военные годы в Дагестане работали музыканты из разных городов и республик. Среди них И. Шапошников, В. Кривоносов, Н. Иванов, В. Борисов. В 60-90-х годах ХХ в. значительное слово в развитии музыкального образования сказали И. Трофимова, В. Селевко, Н. Енюков, В. Андреев, В. Александров, В. Чураев, В. Матюхин, Б. Белогуров… Заметную роль в музыкальной жизни республики играл С. Хржановский.

На развитие дагестанского сценического искусства оказали существенное влияние русские театральные деятели. После установления советской власти в Дагестане в Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте были организованы художественные, музыкальные и театральные студии, открыт музыкально-театральный техникум, во главе которых стояли деятели русской культуры. В театральном техникуме руководителями были режиссер Б. Байков и артист Н. Шатров. В музыкальном техникуме преподавали О. Тимушева, И. Сафонов, В. Клин.

25 октября 1925 года был создан Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького. В 1930-е годы при театре работала студия, воспитанники которой пополнили первые профессиональные национальные коллективы — аварского, кумыкского, лезгинского, лакского, азербайджанского, татского театров. В 1934 году театру было присвоено имя Максима Горького. Нельзя не отметить Владимира Муравьева – заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РСФСР, Наталью Гостеву – заслуженную артистку ДАССР, Геннадия Голубева – заслуженного артиста РФ и Дагестана, народного артиста Дагестана, Алевтину Потапушкину – заслуженную артистку РСФСР, Николая Сыченкова – заслуженного артиста РФ, Фаину Графченко — заслуженную артистку РФ и РД. Сегодня труппа Русского театра насчитывает более 30 артистов.

Весом вклад в развитие танцевального искусства многонационального Дагестана русских коллективов — фольклорного ансамбля «Рыбачка» Тарумовского района, созданного в годы Великой Отечественной войны, хора «Волна» (1957 г.), фольклорной группы «Яблонька» (1985 г.).

В 2007 году в г. Кизляре был основан Народный музей казачьей культуры.

В годы Великой Отечественной войны решающей и преобладающей силой Красной Армии были сыны и дочери русского народа, проявившего беззаветный героизм и самоотверженность в борьбе с фашизмом. Десятки тысяч русских дагестанцев были награждены боевыми орденами и медалями государства, 28 из них стали Героями Советского Союза, двое – Героями России. В послевоенное время 24 русским за высокие трудовые достижения было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Дагестанские русские внесли огромный вклад не только в социально-экономическое и духовное развитие горного края, но и в общественно-политическую жизнь Дагестана: второй секретарь Дагестанского обкома КПСС Владимир Одинцов, заместители Председателя Совета Министров Дагестана Александр Мячкин, Александр Коршунов, министр бытового обслуживания ДАССР Виктор Охрименко, первый секретарь Махачкалинского горкома КПСС Николай Сивокоз, первый секретарь Хасавюртовского горкома КПСС Надежда Ткаченко, первый секретарь Кизлярского райкома КПСС, Герой Соцтруда

С. Паламарчук, полномочный представитель Главы РД в Северном территориальном округе В. Паламарчук, заместитель министра финансов РД, затем помощник Главы республики А. Идрисова, министр по национальной политике РД Т. Гамалей, глава Кизлярского района А. Виноградов, глава Тарумовского района М. Абрамкина.

В числе выдающихся представителей русских дагестанцев политические деятели прошлого: Борис Шеболдаев (1895-1937) – один из руководителей борьбы за власть советов на Кавказе, советский партийный деятель, секретарь Дагестанского обкома ВКП(б), Мартемьян Рютин (1890-1937) – советский партийный и политический деятель, ответственный секретарь Дагестанского областного комитета ВКП(б), Александр Муравьев – первый секретарь обкома ВКП(б), Максим Сорокин – первый секретарь обкома ВКП(б), Николай Линкун – первый секретарь обкома ВКП(б), Борис Кибирев – российский политический деятель, депутат Государственной Думы, Сергей Решульский – российский политический деятель, депутат Государственной Думы всех созывов; военные: Петр Иванович Багратион (1765-1812) – участник Русско-турецкой войны (1787-1791), итальянского и швейцарского походов А.В. Суворова, командующий левым крылом русской армии в Бородинском сражении 1812 года; Михаил Петрович Воробьев (1896-1957) – маршал Советского Союза; ученые: Александр Вишневский – хирург, действительный член Академии медицинских наук СССР; Михаил Нагорный – ректор Дагмединститута.

Русские и сегодня продолжают вносить свою лепту в развитие Дагестана. Они успешно трудятся в аграрном и промышленном секторе, образовании, культуре, государственных органах. Сегодня невозможно представить Дагестан без русского народа, который органично влился в его многонациональную палитру. На протяжении многих десятилетий между дагестанцами и русскими складывались дружеские связи, которые с честью выдерживают все испытания.

Мадина Гимбатова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

0

Поделиться

06 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: