Проблемы возрождения лезгинского народа
Поделиться
26 Дек 2018 г.
После распада Советского Союза резко обострились межнациональные и межконфессиональные отношения на его бывшей территории. Особенно это наблюдается в Кавказском регионе, где эти конфликты переросли в кровавые войны с большими человеческими жертвами, разрушениями и страданиями. Ярким свидетельством всего этого являются события в Карабахе, Грузии, Северной и Южной Осетии, Абхазии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Карачаево-Черкесии, где они приобрели крайне дикие формы противостояния, вражды между соседними республиками и народами. Пока здесь люди живут в страхе и неуверенности за завтрашний день, боятся дальнейшего ухудшения межнациональных отношений и перехода конфликтов в кровавые столкновения. Разумеется, всё это — следствие нерешённых межнациональных, территориальных и межконфессиональных проблем, сложившихся веками между нашими регионами и требующих объективного, разумного решения. Методы насилия и взаимоуничтожения вряд ли могут принести успех.
Центральное место в межнациональной и межконфессиональной политике дагестанского руководства занимает решение социально-политических проблем со всеми соседними республиками и народами на основе добрососедства, взаимной помощи. И это необходимо не только для сохранения мира и спокойствия в Дагестане и на его границах, но и для разумного решения проблем, с которыми мы сталкиваемся повседневно, а таковых у нас немало. К их числу относится проблема разделённого лезгинского народа, проблема не простая, она имеет свои глубокие исторические причины, объективные условия и субъективные факторы, о которых пойдет речь в данной статье.
После подавления национально-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля царизм подчинил практически весь Кавказ своей власти. Новая власть приступила к административной реформе края, исходя исключительно из интересов колониальной политики, без учёта интересов коренных народов, не считаясь с их веками сложившимися этноконфессиональными традициями, языковыми различиями, экономическими связями и т. д. Следует отметить, что царская администрация в данном случае вполне наглядно продемонстрировала известный на весь мир колониальный метод «разделяй и властвуй».
Одним из первых актов царской администрации края явилось «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», утверждённое главнокомандующим Кавказской армией 5 апреля 1860 г. Согласно этому «Положению» была создана Дагестанская область, в которую вошёл бывший Прикаспийский край без Кубинского уезда, последний по новому положению вошёл в состав Бакинской губернии. Кубинский уезд в составе Прикаспийского края занимал территории нынешних Кубинского, Кусарского, Хачмасского, часть Девичинского и других районов современного Азербайджана. Население здесь а своей основной массе составляли лезгины и близкие к ним по языку хиналугцы, крызы и др. С этим актом царской администрации и начинается история трагедии лезгинского народа, его разделения на две части. В результате «Положения» 1860 г. лезгины вот уже более века живут как разделённый народ со своими национальными проблемами и естественной надеждой на объединение.
За этот период в жизни кавказских народов, в том числе и лезгин, произошло немало исторических событий и перемен, среди которых особое место занимает Октябрьская революция.
После революции лезгины неоднократно ставили перед руководством СССР вопрос об объединении лезгинского народа, однако, к большому сожалению, эти попытки не увенчались успехом, более того, посланцев народа обвиняли в националистических устремлениях, и многие из них были репрессированы.
В истории разделённых народов Кавказа лезгинский вопрос занимает особое место. Дело в том, что лезгины оказались разделёнными примерно на две одинаковые части как по территории, так и по населению, чего нельзя сказать ни об одном другом народе. По данным переписи населения СССР 1989 года, всего лезгин насчитывается 466 000 человек, из них в Российской Федерации (в Дагестане) — 257 270 человек, в Азербайджане — 171 895. При этом нельзя забывать и о том, что многие из лезгин, проживающие в Азербайджане, по собственной воле или, скорее всего, вопреки ей вынуждены были записывать себя азербайджанцами. Мне этот процесс хорошо известен, потому что я долгие годы жил в Азербайджане и окончил Азербайджанский госуниверситет. Так что официальные статистические данные переписи о численности лезгин, проживающих в Азербайджане, далеко не соответствуют действительности, фактически их там значительно больше. В данном случае суть дела не в численности лезгинского народа в Азербайджане, то есть на тысячу больше или меньше, а в другом — идёт драматический для лезгинского народа процесс искусственной м естественной ассимиляции с его негативными последствиями. Как ни печально, предотвратить этот процесс при существующей социально-политической обстановке нереально.
Конечно, в этнически сложном регионе не бывает чисто однонациональных республик. Но совершенно иное дело, когда один народ, как бы хирургическим ножом разрезан на две половины: одна в одном государстве, другая — в другом. Особо опасный характер эта проблема приобрела после распада СССР и образования на его территории суверенных государств России и Азербайджана с государственными границами, с пограничниками и таможенной службой. Раньше, когда лезгины жили разделёнными между двумя союзными республиками, они общались свободно, без каких либо препятствий, психологически они не придавали значения административному делению, но теперь дело приняло иной оборот. Свободное общение становится невозможным, что ещё больше обостряет и усугубляет положение. Более того, надежды лезгинского народа на мирное объединение превращаются в нереальную мечту.
В такой тревожной ситуации правомерно поставить вопрос: что же предпринимается правительствами России и Дагестана для решения этой проблемы? Пока ещё ничего серьёзного, кроме отдельных встреч делегаций и формальных заявлений, и то в моменты возникновения критических ситуаций. При всём этом должен сказать, что у правительства Дагестана есть положительный опыт решения подобных проблем: мы от всей души рады и поздравляем лакский, аварский и чеченские народы с разумным решением межнациональных и территориальных проблем. Решив эту нелёгкую задачу без кровопролития и конфликтов, все они оказались в выигрыше.
Лезгинский народ искренне завидует этим братским народам и ждёт такого же справедливого, разумного решения своей проблемы. А проблема есть, и стоит она остро, так как содержит в себе такой же опасный потенциал, как Карабах, Абхазия. Она ждёт своего мирного, Цивилизованного решения на авторитетном государственном уровне.
В решении этой проблемы на сегодняшний день главным мне представляется поиск и нахождение взаимоприемлемых путей и средств регулирования.
В современной сложной ситуации решение разделенного лезгинского народа в окончательном варианте воссоединения является утопией, а если кто и выступает с подобными призывами радикализма — это люди, далеки от истины, это просто недопонимание сложной сущности проблемы и даже верхоглядство. На сегодняшний день во главу угла должен быть поставлен вопрос о возрождении единой этнической общности лезгин. Здесь прежде всего задача интеллигенции: учёных, учителей и представителей других специальностей, литераторов и СМИ помочь сохранить и возродить национальный дух народа, чтобы лезгин прежде всего чувствовал себя лезгином. Но это вовсе не означает проявления национального эгоизма или чванства. Жить надо в духе дружбы и взаимопонимания со всеми народами, обмениваться ценностями культуры, быта, экономики и т. д. Однако он постоянно должен чувствовать себя лезгином: будь он в Азербайджане, Дагестане или где угодно. Лезгины должны знать свою историю, литературу, культуру, своих национальных героев, поэтов и писателей» учёных и государственных деятелей. Сохранить надо свои национальные черты, традиции, образ жизни, завещанные нашими дедами и прадедами, и мы, современники, должны беречь их как зеницу ока. У нас должна быть национальная идея, отвечающая всем параметрам, духу времени начала XXI века. Если всё это лезгины осознают и каждый сделает для себя вывод, то нам никогда не будет угрожать ни ассимиляция, ни национальная ограниченность и замкнутость. И это будет одним из реальных путей для решения в будущем проблем разделённого лезгинского народа.
Автор: Малла Вагабов, профессор ДГУ, доктор философских наук, заслуженный деятель науки
Поделиться
26 Дек 2018 г.
Комментарии к статье