О современной лезгинской национальной литературе.

О современной лезгинской национальной литературе

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Современная лезгинская литература — целостная эстетическая система духовной культуры народа. Она включает в себя произведения всех трех родов литературы: лирики, эпоса и драмы, в основе которых лежат богатые традиции устного народного творчества и литературы прошлых веков, а также развитых литератур Востока и Запада.

Современная литература, охватывающая последнее десятилетие XX века, создается такими мастерами художественного слова, как А. Агаев, К. Азизханов, Б. Салимов, А. Махмудов, Н. Мирзоев, Жамидин, И. Гусейнов, К. Казимов, А. Алем, X. Хаметова, Р. Гаджиев, М. Джапилов, Ф. Бедалов, А. Фатах, М. Меликмамедов, П. Фатуллаева, С. Керимова, Ф. Нагиев, 3. Кафланов, А. Кардашев и др.

Развитию национальной литературы в перестроечный период активно способствуют официальная периодическая печать («Лезги газет», «Самур», «Соколенок», «Женщина Дагестана») и независимые издания: газеты («Садвал», «Сердечное слово», «Шарвили», «Новости Лезгистана», «Самур», «Алпан», «Зори Кюре» и др.) и журналы («Лезгистан» и «Отечество»).

С началом перестройки у лезгинских писателей резко возрос интерес к истории родного края, языку, культуре и духовным ценностям народа, к его свободе и суверенитету. В периодической печати на патриотическую тематику появились десятки стихотворений, песен, гимнов и поэм Б. Салитаха, А. Камилова, А. Герейханова и других авторов. Главными героями их произведений являются эпический богатырь Шарвили, полководец Хаджи Давуд, духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века Магомед Ярагский и другие отважные сыны народа.

Перестройка несла в себе и негативное, поэтому сатира на перестроечную действительность остро зазвучала в произведениях Жамидина, К. Фаталиева, С. Сажидина, И. Шерифова и других поэтов.

Развитие поэзии продолжается и в жанровом отношении: вслед за А. Алемом сонеты, триолеты, верлибры, газели, рубай пишут многие поэты, а А. Мехман в 1999 г. издал отдельную книгу «Сто газелей».

Об уровне развития современной лезгинской поэзии свидетельствуют две республиканские премии, присужденные Жамидину за книгу стихов «Ты его не знаешь» и А. Кардашеву за книгу стихов «Дым отечества», а также высокое звание «Народный поэт Дагестана» Б. Салимову в 1999 году.

Проза этого периода представлена оригинальными по жанру произведениями: эссе «Если ты лезгин…» М. Меликмамедова, детективной повестью «Завещание» и психологической повестью «Солнце растопит лед» А. Махмудова, сатирическими романами «Расколотое солнце» А. Агаева и «Село с семью лицами» Хакима К., мифологический роман «Миф» Ф. Бедалова и др.

Современная лезгинская повесть (повести А. Махмудова, М. Ведихова, Н. Шихнабиева, А. Исмаилова, Дж. Гасановой и др.) отличается многоплановостью и новаторством в области тематики и проблематики, поэтики и жанра, проникновенностью в различные пласты общественно-политической и социально-экономической жизни народа. В ней разработаны колоритные образы и характеры, близкие к народным, сделана попытка создания национального характера с типичными чертами современности.

Главной особенностью современной литературы является дальнейшее развитие жанра романа, ведущего жанра мировой литературы. Появление новых его разновидностей — сатирического и мифологического романов — убеждает нас в том, что лезгинские писатели стремятся использовать в своей практике виды и формы жанровой системы мирового художественного опыта для отображения жизни своего народа во всем ее многообразии.

Роман «Расколотое солнце» А. Агаева — сатирическое произведение с элементами мифологии и фантастики. В нем затрагиваются общественно-политические, социально-экономические и нравственно-этические проблемы лезгинского народа в перестроечный период.

Другим новаторским произведением является роман «Миф» Ф. Бедалова. Он посвящен жизни и быту, нравам и обычаям, верованиям и религиям, историческим событиям и борьбе за свободу лезгинского народа в доисторические времена. Роман состоит из отдельных мифов, соединенных с помощью различных художественных приемов и интригующего сюжета.

В современной литературе роман составляет достаточно большой пласт, который продолжает расти. Об этом свидетельствует роман-семейная хроника «Имамали-бек» К. Казимова, опубликованный в журнале «Самур».

В 90-х годах лезгинская проза качественно изменилась и обогатилась, что было обусловлено актуальностью и глубиной тематики и проблематики, а также обогащением средств художественного воспроизведения реальной жизни народа.

В таком же ключе развивалась и драматургия, в которой работали писатели Б. Багишев, А. Махмудов, И. Гусейнов, А. Мехман, А. Исмаилов, Э. Наврузбеков и др. Музыкальная комедия «Моя Седеф» А. Мехмана, комедия «Сестры» А. Махмудова и другие постановки полюбились зрителям.

Плодотворным стал последний год XX столетия; из печати вышли лезгинский народный эпос «Шарвили» в обработке 3. Ризванова и Б. Салимова, поэтические сборники «Преданность» А. Меджидова, «Родник » М. Ахмедова, «Волны вдохновения» А. Ашурагаева и др.

Однако не все гладко в лезгинской национальной литературе. Мы имеем в виду недостатки, которые мешают общему процессу развития литературы. К ним, на наш взгляд, относятся узость тематики и проблематики, их постановка и рассмотрение вне процессов мирового сообщества, отсутствие произведений для юношестве, произведений детективного и приключенческого характера, пессимизм и увлечение религиозной теметикой, пропаганда антинаучных идей и мистики и, как следствие, издание несостоявшихся в художественном отношении, невостребованных обществом произведений.

Несмотря на известные трудности, развиваются литературная критика и литературоведение. Творчество лезгинских писателей исследуется известными учеными, литературоведами и критиками А. Агаевым, Г. Гашаровым, Р. Кельбехановым, 3. Биримбековым, М. Ярахмедовым, Г. Темирхановой, М. Мифталиевым и др. Ими издано несколько работ монографического характера.

Исследования показывают, что основными тенденциями развития современной лезгинской литературы являются расширение национально-региональной тематики и проблематики; развитие литературы в психологическом, просветительском, социально-критическом и гуманистическом направлениях; развитие и обогащение литературы в идейно-тематическом, жанровом, стилевом и художественном отношениях; исследование и осмысление нового этапа в истории страны; развитие литературы в условиях разделенности народа и др.

Многие проблемы современной лезгинской литературы являются общими для национальных литератур Дагестана и России. Как отмечает известный писатель Валентин Распутин, в наше смутное время добывать писателю на хлеб стало тяжело, издавать книгу еще труднее, мы потеряли массового читателя.

В заключение отметим, что современная лезгинская литература представлена всеми жанрами развитой литературы. В стихах и поэмах, рассказах и эссе, повестях и романах, драмах и комедиях разрабатываются важные темы и проблемы нашего времени, создаются образы и характеры, воплотившие в себе общенациональные черты. Лезгинская литература реалистически отображает действительность, выражает психологию, философию, мировоззрение и идеалы лезгинского народа и таким образом вносит определенный вклад в дагестанскую многонациональную литературу.

Автор: Курбан Акимов, доктор филологических наук, журнал «Возрождение», 2000 г.

0

Поделиться

0

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: