Ногайцы в мире собственных имен.

Ногайцы в мире собственных имен

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Северный Кавказ, являясь уникальнейшим регионом в плане многонациональности и многоконфессиональности, представлен не менее уникальным ономастиконом, в котором ярко отразились напластования различных эпох и различных языков.

Многолетняя целенаправленная работа по сбору, систематизации и исследованию ногайских топонимов Северного Кавказа, банк топонимических данных, имеющийся в Карачаево-Черкеском институте гуманитарных исследований позволяют говорить о ногайском пласте топономии названного региона как о значительном и заметном. Ногайские топонимы зафиксированы, систематизированы и исследованы в той или иной степени также в местах проживания ногайцев в прошлом — Молдавия, Поволжье, Крым и т.д. Топонимы — свидетели и памятники старины — позволяют проследить миграционные пути народа на огромной территории от Иртыша до Дуная.

Большой пласт ногайских топонимов связан с обычаями и традициями народа. Географические названия воскрешают в памяти давно забытые или полузабытые народные праздники, древние обряды. К таковым можно отнести и название кургана близ а. Карамурзинского в Ставропольском крае — Тепреш-тоьбе. Топоним своим рождением обязан ногайскому народному празднику «Тепреш», одному из весенних праздников тюркского мира, уходящего корнями в седую древность. В проведении праздника «Тепреш байрам» участвовало все население аула — и стар, и мал. Праздник проводился обычно у большого кургана, или выделяющегося холма. Нарядная молодежь пела, танцевала, организовывала спортивные состязания. Женщины готовили и выставляли национальные блюда, угощали душистым ногайским чаем с горячими баурсаками своих односельчан, участников праздника. Отличительным элементом праздника являлась традиция скатывания с холма крашеных яиц. Праздник «Тепреш» в настоящее время возрождается и отмечается ежегодно среди крымских татар и ногайцев Турции. В сохранившемся куманском названии города Дебрецен в Венгрии, по нашему мнению, законсервировалось название древнетюркского праздника «Тепреш». Коротенькое название и народная память оказываются крепче, выносливее чем камни, бумага и сами природные объекты, сохраняя таким образом ценную информацию о далеком прошлом народа.

Примечательно, что названия, связанные с различного рода спортивными состязаниями, сохранились почти в каждом ногайском ауле — «Ак билек майдан» (Ногайский район, Дагестан) — известно как место проведения состязаний по национальной борьбе «Ак билек». Топоним «Навруз тогай» (Ногайский р-н, Дагестан) — своеобразный памятник забытому празднику Навруз-байрам — празднику встречи Нового года. Его древние ногайцы отмечали 21 марта. На поляне Навруз тогай, по преданию, проводился праздник с традиционными играми, скачками; песнями:

Яз келди деп, суьйининъиз,

Яз опырак кийинъиз,

Ай, Айбике, турьпл бак…

Байтал Шапкан (Карачаево-Черкесская республика) — урочище, местность на южном склоне горы Эльбурган в междуречье Кубани и Малого Зеленчука. По преданию, здесь часто устраивались конные состязания. На одном из состязаний выиграл бедный юноша-ногаец на байтале — кобыле (букв. «место, где бежала кобыла»). По сведениям информаторов, в прошлом здесь находился а. Икон-Халк (бывший а. Тохтамышевский). Об этом свидетельствуют и данные археологии: «В верховьях реки Байтал-Шапкан, недалеко от Эльбургана, расположен ногайский могильник с погребениями, отмеченными вертикально стоящими плоскими камнями. В устье этой же реки, в районе а. Кубина, имеется другой ногайский могильник ХVII-ХVIII вв.

Топонимы: «Ак туье шоьккен Бодыган», «Шайтан шыккан», «Пайхамбар ындыр», «Ак буьркеншик авыл «Ат шабыс тоьбе», «Хан тоьбе», «Патша той тоьбе» и др. также связаны с древними ногайскими традициями, обычаями, праздниками.

В ногайской топонимии наибольший удельный вес занимают топонимы, образованные от личных имен. В них сохранились не только имена владельцев земель, известных и влиятельных людей, но и имена простых людей. В антропотопонимах обнаруживаются как популярные в настоящее время, так и древние ногайские имена — почти забытые или исчезнувшие из современного ногайского именника: Та вем иылга, Орак авылы, Балта авылы. Яйын авыл, Сгамбыл авыл и др. Одним из таких имен, на наш взгляд, является ногайское мужское имя Кояс, которое стало основой названия аула Каясула в Нефтекумском районе. Сами жители называют его Коясыл. В местных преданиях происхождение ойконима связывается с овцами (кой «овца» + асыл «порода»), а также с именем аулбая Кояс-улы. Предания в свое время были записаны Н.А. Баскаковым. По мнению Дж. Шихмурзаева, ойконим восходит к этнониму, который, в свою очередь, восходит к антропониму Кояс-улы. Мы присоединяемся к мнению Дж. Шихмурзаева и считаем, что ойконим Коясыл-авыл — патронимическое название, в основе которого лежит наименование родового подразделения, производного от антропонима — мужского личного имени Кояс-улы. Кояс — мужское личное имя, восходит к апеллятиву кояс — «солнце». Оно входит в ряд имен, возникших в древние времена, когда ногайцы, как и другие тюркские племена и народы, одухотворяли небесные тела — Небо, Солнце, Луну и т.д.

Автор: Мария Булгарова, зам.зав.отделом КЧИГИ, канд.филолог.наук, г.Черкесск, журнал «Возрождение», № 9, 2006г.

0

Поделиться

0

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: