Национальное самосознание ногайцев России.

Национальное самосознание ногайцев России

0

Поделиться

26 Дек 2018 г.

Ногайцы дисперсно проживают в пяти субъектах Российской Федерации: Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Ставропольском крае и Астраханской области. В каждом из этих субъектов ногайцы находятся в численном меньшинстве. Длительность исторического проживания в полиэтническом и поликультурном регионе создает особые формы межэтнических взаимодействий, этнокультурных взаимовлияний.

В целях изучения национального самосознания ногайцев на групповом уровне в условиях административно-территориальной разделенности народа летом 2005 года было проведено исследование.

Объект исследования — ногайцы, проживающие в четырех регионах РФ: Астраханская область, Дагестан (Бабаюртовский и Ногайский районы), Карачаево-Черкесия, Ставропольский край. Предмет исследования – национальное самосознание ногайцев, проживающих в РФ.

Для истории ногайцев характерна цикличность формирования их этнической общности. Будучи изначально единым этнокультурным образованием, конгломератом племен и племенных союзов, ногайское сообщество, на определенном этапе своего развития, начинает дробиться в силу ряда причин и прежде всего политического характера на локальные социумы. Такая ситуация привела в значительной мере к своеобразной потере исторической памяти и закреплению региональной этнической идентификации. Кочевья средневекового номадического государства — «этническая родина ногайцев» (Авксентьев А.В., Аксиев А.З. Ногайцы Ставрополья / Под ред. В. А. Шаповалова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. С. 8) — по историческим данным простирались на территории «от Иртыша до Дуная, включая предгорья Северного Кавказа» (Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев (к проблеме этногенетических связей ногайцев). Ставрополь, 1999. С. 5). Важно отметить, что после распада Ногайской Орды ногайские племена вошли в состав казахского, башкирского, татарского народов, сохранив при этом родоплеменные названия.

Стеснение в свободе кочевания и переход ногайцев к несвойственному им оседлому образу жизни привели к «стрессу» в ногайской среде. Потеря государственности, численности, правителей, разрозненность проживания — все сказалось на будущем ногайцев. В середине XVIII в. началось массовое переселение ногайцев в Турцию.

Четко фиксируемые в кочевом сообществе родоплеменные группы ногайцев после территориальных делений оказывались разделенными между новыми территориальными образованиями. Современные ногайцы и регионы их проживания — это результат частых перемещений по региону и многочисленных территориальных изменений, предпринимаемых государством, чтобы решить этнотерриториальные проблемы.

Что же на сегодняшний день служит символом «ногайскости», поддерживает ногайское самосознание?

Одним из важных символов-факторов национального самосознания группы выступает язык. «Этнический язык» — это язык этнической группы, являющийся его признаком, или продуктом данной группы. Ногайский язык является «этническим языком» для всех ногайцев, вне зависимости от региона их проживания. Проблема языка, его сохранения актуальна для всех многонациональных регионов, республик, государств. Этот вопрос волнует все этнические группы, вне зависимости от их численности, от масштабов функционирования языка каждой этнической группы.

Ногайский язык с начала XX в. претерпел ряд изменений. В 1928 году была создана ногайская письменность на основе латинской графики. До этого язык основывался на арабской графике. С 1938 года ногайский алфавит с латинской графики переходит на латиницу. В 1930-х годах Н.А. Баскаковым была описана и разработана диалектная система ногайского языка (См.: Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты // М.-Л.., 1940 г.). По нашему мнению разбивание ногайского языка на диалекты послужило одной из причин разделения этнической группы на субгруппы, и на сегодняшний день именно диалектные отличия ногайского языка стали этнодифференциирующим фактором внутри ногайского общества.

Можно отметить различную степень владения родным языком в зависимости от региона проживания ногайцев и разные сферы, где родной язык служит средством коммуникации. Ногайский язык остается важным этнодифференцирующим фактором, несмотря на тенденцию угасания изучаемости языка в исследованных регионах. Существование и воспроизводство народа в значительной степени зависит от возможностей сохранения и использования родного языка. Сферы языкового предпочтения родного языка разнятся в зависимости от ситуаций. В разных регионах проживания ногайцев можно отметить различную степень владения родным языком. Максимальную степень владения родным языком демонстрируют ногайцы, проживающие в Ногайском районе республики Дагестан и в Карачаево-Черкесии. Свободно разговаривают и читают на родном языке 86,2 ногайцев из общего числа опрошенных в каждом из регионов. Для значительной части представителей ногайцев Ставропольского края характерно свободное владение родным языком. Но 31,5 проц. (70 чел.) опрошенных признались, что не умеют читать на родном языке. Причина заключается в отсутствии коммуникации (радио, телевидение, газеты) на ногайском языке и отсутствии ногайского языка как предмета изучения в школах. Астраханские ногайцы — 57,8 проц., считают, что свободно читают, но не говорят на родном языке. (Знаю, но пользуюсь русским языком). Бабаюртовские ногайцы понимают, но разговаривают с трудом на языке своей этнической группы — 47,3 проц. респондентов. И «не владеют языком своей национальности» 27,9 проц. В анкете респонденты приписывали: «к сожалению», «к своему стыду», «не знаю, но хочу выучить».

Роль религии в национальном самосознании ногайцев. Ислам уже стал для них образом жизни, они легко переняли в историческом прошлом мусульманскую религию, соединив с ней языческие традиции. Ислам оказал большое влияние на духовную культуру ногаев, но долгое время ногайцы-кочевники оставались под влиянием языческой религии — тенгрианства. Доисламские религиозные представления ногайцев прежде всего связаны с общетюркским богом Тенгри (в некоторых тюркских языках -Тенгер, Тингир, Тенгер, Тэнгри).

Характерной чертой конфессиональной стороны жизни ногайцев является отсутствие фанатизма, крайнего религиозного рвения. Проводилось исследование с целью выяснения той роли, которую играет исламская религия в жизни мусульманина-ногайца. В наблюдаемых замерах в исследуемых регионах верующими себя назвали подавляющее большинство респондентов. В основном, по результатам, мы можем сделать вывод, что подавляющая часть ногайского населения считает себя религиозными людьми. Но 23 проц. из опрошенных ногайцев Астраханской области и 18,6 проц. Карачаево-Черкесской Республики не считают себя верующими. Причем, к «неверующим» в большей степени относят себя представители старшего поколения (45 лет и выше). Возможно, советский «синдром» атеизма сохраняет свои традиции в мировоззрении старшего поколения.

Вместе с тем для мусульман региона, в том числе и ногайцев, ислам является чем-то большим, чем просто религия. Это — образ жизни. В наши дни сохранились ряд обрядов и ритуалов, которые часто выдаются за национальные традиции, хотя они имеют непосредственную связь с шариатом. И наоборот, функционируют этнические традиции, облаченные в религиозную форму.

Значимость национальности в социальном сознании ногайцев. Поскольку этническая идентичность является составной частью социальной, то процесс развития ее варьируется в зависимости от социального контекста. Было выявлено, что уровень актуализации национальной принадлежности ногайцев зависит от региона их проживания. Иноэтническое окружение влияет па поддержание национального самосознания группы. Национальное «Я» более значимо для национальных меньшинств, чем для представителей титульных народов. А так как во всех исследуемых регионах ногайцы представляют меньшинство, значимость этнической идентичности завышена у всех локальных подгрупп. Но это не должно рассматриваться как свидетельство национальной самоизоляции или отчуждения группы.

Надо отметить, что для этнических меньшинств характерно акцентирование внимания на своей этничности. Но, с другой стороны, многие респонденты считают несправедливым раздел обшей этнотерритории между разными субъектами РФ по национальному признаку. Ощущение ущербности, а также бездеятельности своей группы они видят в территориальной разделенности.

Немаловажную роль в актуализации этничности играют и средства массовой информации, ориентированные, как это не горько констатировать, не на поддержание толерантных взаимоотношений в поликультурном пространстве, а раздувание в обществе различных «фобий» («кавказофобия», «русофобия», др.) и на этой основе способные спроецировать межэтнические конфликты. И это заставляет индивида заострять внимание на этнической самоидентификации и национальной принадлежности других. Административная разобщенность Ногайского народа привела за последние полвека к частичной ассимиляции исходного ногайского самосознания и трансформации традиционной культуры. Процесс зашел настолько далеко, что отдельные части ногайской этнической группы получили новую этническую культуру, переплавившую в себе пласты других (европейской, советской, русской, кавказской) культур.

Автор: Кистаман Казалиева, кандидат социологических наук, Санкт-Петербург, журнал «Возрождение», № 9, 2006 г.

0

Поделиться

0

26 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: