Народное искусство – часть национальной культуры Дагестана

48
0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Разнообразие культур многонационального Дагестана представляет собой огромное богатство Страны гор. Каждый народ со своими оригинальными обычаями, традициями и языком не только украшает нашу республику, но и обогащает историю и культуру России.

Народы Дагестана создали свою самобытную культуру во всех сферах, производства и быта. Они исстари удивляли предметами искусства, отличающимися изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Дагестанцы всегда бережно относились к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, ювелирное искусство, керамика, резьба по дереву и камню.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой как бы большой разноцветный букет, красота которого сразу исчезнет, если из него убрать хоть один цветок. В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т.д.

Художественные произведения народных мастеров отличаются многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства народов Дагестана. Произведения народного искусства имеют материальную и духовную ценности.

Рассматривая произведения народного искусства как основополагающий материал для изучения в системе образования, мы исходили из богатства и многообразия ее видов, выразительности языка, эстетических достоинств, что позволило нам определить условно четыре блока в изучении народного искусства Дагестана в системе образования.

Итак, первый блок — художественное ткачество, вязание и вышивка (ковры: ворсовые, безворсовые, войлочные; джурабы, топраки, чувалы и т.д.).

Второй — художественная обработка металла (медночеканное, ювелирное искусство, филигрань, эмаль, ковка).

Третий — художественная керамика (гончарное искусство традиционных центров: Кала, Испик, Балхар, Сулевкент, Джули).

Четвертый — художественная обработка дерева и камня (унцукульская насечка дерева металлом, резьба по дереву и камню, бытовая утварь).

Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории республики нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры лезгинских и табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи.

По свидетельству историков, в XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя — марены. Развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством, получило распространение на всей территории Дагестана. Этому также способствовало и наличие сырья, и избыток свободных рук. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане.

Итак, среди лезгин ковроткачество было распространено в селениях Кюринского и Самурского округов: Ахты, Микрах, Магарамкент, Имамкуликент, Курах, Кабир, Касумкент, Ашага-Стал, Орта-Стал, Юхари-Стал, Куг, Чиликар, Куркент и др. Известными центрами ворсового и безворсового ковроткачества табасаранцев являются селения Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля и др. Ворсовые и особенно безворсовые ковры производились и в селениях горной Аварии: Хунзах, Тлярата, Кутлаб, Батлаич, Цада, Харахи, Карата, Гергебиль, Гоцатль и др. В даргинских селениях в основном производились войлочные изделия и шерстяные полосатые паласы. Это селения Леваши, Гасанкент, Верхние Мулебки и др. В кумыкских селениях Буглен, Верхнее и Нижнее Казанище наиболее развито было производство войлочных ковров «арбабаш». Узорчатые шерстяные паласы, двусторонние паласы «дум» также вырабатывались кумыкскими мастерицами в селениях Каякент, Гели, Дур гели, Параул. В лакских селениях Балхар, Кумух, Кули особенно были развиты узорчатые гладкие паласы. В районах Южного и горного Дагестана также было распространено изготовление малых ковровых изделий. Это хурджины, наседельники, переметные сумы «топраки» и оригинальные вязаные чулки и обувь.

Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
Первая, самая большая группа — ворсовые ковры. Очень важно также определить внутреннее различие этих ковров по их орнаментальным и колористическим признакам. Оригинальны и не похожи друг на друга такие композиции, как «Сафар», «Ахты», «Микрах», «Патнуси», «Будулай фурар», «Дербент», «Гасан-Кала», «Табасаран», «Ерси», «Хив», «Рутул», «Тлярата» и др. Каждый из этих типов ворсовых композиций строится на художественных особенностях определенных орнаментальных мотивов и соответствующей цветовой гаммы.

В Южном Дагестане сосредоточены основные центры ворсового ковроделия, в традиционных мотивах которых мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда и т.д. Все эти узоры — многообразный мир символов — язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения.

Вторую группу составляют безворсовые ковры — это великолепные лезгинские гладкие ковры «сумахи», аварские «давагины», кумыкские «думы», табасаранские и лакские «паласы» и многочисленные ковровые изделия небольших размеров: хурджины, чувалы, ленты для кувшинов.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры — «сумахи». Особенность этих ковровых изделий — довольно большой размер, широкое использование в быту, в основном для покрытия пола, так как сумах мягок из-за подковрового слоя длинных шерстяных ниток, которые образуются благодаря технике плетения.

В третью группу дагестанских ковров входят войлочные ковры. Их изготовлением в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Кроме узорных войлоков вваленной техники, широко известны прорезные узорные войлоки «арбабаш». Они изготовляются из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, серый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезанные узоры вшиваются в войлок другого цвета, и в конечном счете получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разные по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой.

В художественном и эстетическом воспитании учащихся особое место занимает другой вид традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана — художественная обработка металла, непревзойденным центром которого является аул мастеров Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельствам исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век IV-III тыс. до н.э. Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

В середине I тыс. до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды. В основном ассортимент этих изделий составляли большие водоносные кувшины-водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, а также большие медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. В первую очередь в производстве и декоративной отделке холодного и огнестрельного оружия: кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которые славились высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения. Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбыт не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Так, еще в конце XIX — начале XX в. легендарную славу обрели кубачинские мастера: Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках; эмальеры Бахмуд и Абдулла Тупчиевы; граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие. Все они являются выдающимися мастерами кубачинского искусства, создателями местной художественной культуры. Рассказы об их мастерстве, как легенды, доходят до нового поколения, способствуя дальнейшему развитию сложившихся национальных художественных традиций.

Действительно, в XX в. кубачинское ювелирное искусство развивалось и дошло до нас благодаря народным традициям, преемственности поколений. «Если раньше по кубачинским традициям дети обучались ремеслу с раннего возраста своими родителями дома, то в настоящее время навыки ремесла прививаются детям в школе», — пишет знаменитый мастер Расул Алиханов.

Ассортимент ювелирных изделий кубачинских мастеров на протяжении многих лет был самым разнообразным. Большую группу составляли различные женские украшения (свадебные пояса, серьги, височные кольца и т.д.). В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения изделия. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа «мархарай», но заключенный в светлый контур каждый элемент, в свою очередь, подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке. Среди серебряных браслетов преобладали витые браслеты в форме стилизованного зооморфного мотива. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения. Являясь неотъемлемым атрибутом женского свадебного наряда, эти изделия отличались своей высокой художественностью, разнообразием форм и моделей.

Для украшения мужского костюма мастера также изготовляли пояса и газыри, которые украшались не только чернью и глубокой гравировкой, но и позолотой, золотой и серебряной насечкой.
Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев нашей республики и всего мира.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли такие мастера, как заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Р. Алиханов, А. Абдурахманов, Г. Кишев, Г.-Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М. Кулиев и многие другие.

Гоцатль — один из традиционных центров художественной обработки металла, где мастера изготовляют ювелирные изделия из серебра, меди и мельхиора. В процессе труда гоцатлинские мастера, как и кубачинские, выполняют различные операции: плавку, ковку, слесарное дело, гравировку, чернение, шлифовку и полировку. Отличается работа гоцатлинских мастеров своим орнаментом. В аварском орнаменте мастера в основном придерживаются исполнения нескольких мотивов, например, «жураб-накъиш», который представляет собой набор декоративных цветов, листьев, расположенных в строгой последовательности по поверхности изделия. Также часто мастера пользуются и другими мотивами орнамента, такими как «кахаб-накъиш» и «череб-накъиш». Для декорирования женских украшений мастера используют симметричный узор «дамган».

Одним из наиболее древних и традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является гончарное производство. По свидетельству ученых-исследователей, начало этого производства в Дагестане относится к концу эпохи неолита — V тыс. лет до н.э. Разнообразная глиняная посуда, которую изготовляли горцы еще в древние времена, кроме утилитарных функций, имела в какой-то степени и художественно-эстетические оттенки.

Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства росписной поливной керамики.

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. Многие образцы керамических изделий сохранились в музеях и домашних коллекциях.

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских и сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц сегодня можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка дерева, к которому относится и унцукульская насечка.

Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое (XVII — XVIII вв.), когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева. По своей уникальности он относится к

наиболее ярким видам декоративно-прикладного искусства Дагестана. Унцукульские мастера разработали такие способы обработки дерева, как насечка металлом (мельхиор, медь, серебро), с помощью которого и создается узор на изделиях различной формы.

В разные годы традиционным ремеслом занимались лучшие мастера: М. Кебедов, Анчил Магомед, Мартал Магомед, Г. Гереев, М. Ибрагимов, Г. Таймасханов, И. Абдулаев, М.-А. Газимагомедов, Г. Газимагомедов и др.

Унцукульское искусство имеет древний орнамент, насчитывающий около тридцати основных видов.

Таким образом, народное искусство Дагестана на протяжении многих веков выработало богатые своеобразные художественные традиции, которые и ныне лежат в основе таких видов декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, художественная обработка дерева и др. Они являются прекрасным примером сохранения и продолжения вековых традиций народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, оказывающих определенное влияние на удовлетворение художественно-эстетических потребностей, доставляющих людям радость от общения с прекрасным.

Однако в заключение следует отметить, что сегодня существует проблема как сохранения народных художественных промыслов, так и приобщения подрастающего поколения к национальной художественной культуре.

Во-первых, народное искусство Дагестана с конца 60-х годов прошлого века изучалось в общеобразовательных школах, расположенных в центрах народных художественных промыслов, что имело положительные результаты в профессиональной подготовке школьников. При этом, с одной стороны, изучение народного искусства в системе образования и воспитания подрастающего поколения способствовало освоению детьми народных художественных ремесел, их творческому развитию и эстетическому воспитанию, а с другой -помогало сохранению веками сложившихся народных художественных традиций. Более того, многие девушки и юноши — выпускники этих школ — шли работать на ковровые фабрики, художественные комбинаты и мастерские, а некоторые продолжали учебу в средних специальных и высших учебных заведениях по избранному профилю. Как известно, в этих школах осуществлялось профессиональное обучение школьников на уроках трудового обучения по пяти направлениям: основы кубачинского искусства, художественная керамика, унцукульская насечка, основы ручного ковроткачества, резьба по дереву и камню.

Уникален в этом отношении опыт заслуженного деятеля прикладного искусства ДАССР Г.-Б.О. Изабакарова, преподавателя основ кубачинского искусства, который впервые разработал специализированную программу по художественной обработке металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) для 1-10 классов. Он же подготовил и учебное пособие «Основы кубачинского искусства», дважды переиздававшееся.

При этом в ряде школ — Кубачинской, Микрахской, Унцукульской, Балхарской и др. — работа проводилась на профессиональном уровне, о чем свидетельствуют участие школьников на республиканских, всероссийских выставках и полученные ими дипломы, грамоты и медали за достижения.

Во-вторых, приходится констатировать, что сегодня, к сожалению, утеряны важные позиции профессиональной подготовки школьников в системе образования на основе изучения национальных художественных традиций локальных школ по месту их расположения. Конечно же, все это случилось по ряду объективных и субъективных причин, среди которых можно назвать разрушение инфраструктуры художественных комбинатов, ковровых фабрик, цехов, мастерских, с одной стороны, и резкое ухудшение материально-технической и учебно-методической базы в школах — с другой.
Но в то же время мы считаем, что очень важно и крайне необходимо рассматривать данную проблему возрождения профессионального образования детей как с позиций современного состояния и развития образования, так и с учетом региональных особенностей, коим является освоение культурного наследия народов Дагестана. Ведь решение проблемы профессиональной подготовки школьников сегодня будет способствовать активному включению выпускников школы в социально-экономическую жизнь республики путем их участия в практической деятельности.

Мы хотели бы еще раз вернуться к тому, какое значение в России имело открытие в Кубачинской средней школе обучения детей основам народного искусства. «Кубачинская средняя школа — одна из первых в РСФСР, где последовательно, целенаправленно и умело осуществляется профориентация школьников на овладение ими специальностями мастеров художественных промыслов», — указывалось в документах высших органов власти СССР. Сегодня горько осознавать тот факт, что слаженная система обучения детей, налаженные связи с художественным комбинатом, когда выпускники одновременно с аттестатом зрелости получали удостоверения по специальности «ювелир-гравер» с указанием разряда, остались в прошлом.

Исходя из этого, нам сегодня в первую очередь необходимо хотя бы вернуться на тот уровень, который был в 70-90-е гг. прошлого века в системе художественно-эстетического образования, а после этого совершенствовать работу с учетом современных научных, художественных и педагогических взглядов и положений.

Автор: М.М. Байрамбеков, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана института педагогики, доктор пед. наук, засл. работник культуры РД, отличник просвещения РСФСР, журнал «Народы Дагестана», март 2008 года

48
0

Поделиться

0

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля