Лезгины

42
0

Поделиться

06 Авг 2018 г.

В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины помнят, к какой этнографической группе (самурские, кюринские, кубинские и т. д.) они относятся. Они еще сохраняли и сохраняют сегодня специфические черты в культуре, быту и самосознании.

Численность лезгин в РФ составляет 473722 человек (0,35% населения страны), в том числе в городах – 241986 (51%). В Дагестане проживает 385240 лезгин, что составляет 13,3% всего населения республики (2010 г.).

Лезгины расселены компактно на юго-востоке Республики Дагестан и в сопредельной северной части Азербайджана.

Административно лезгины проживают в основном в одиннадцати районах республики – Магарамкентском (59768), Сулейман-Стальском (58012), Ахтынском (32101), Дербентском (18626), Курахском (15190) Докузпаринском (14367), Хивском (8847), Хасавюртовском (7475), Кизлярском (2283), Рутульском (2138) и Тарумовском (1220) (данные 2010 г.).

Более половины лезгин (54,9%), проживающих в городах Дагестана, сосредоточены в г. Махачкале. В Азербайджане численность лезгин по переписи 2009 г. составляет 180300 чел. (оценочно: свыше 350000 чел.). В ближнем зарубежье лезгины проживают в республиках: Туркмения – 9553 чел. (перепись 1995 г.), Украина – 4349 чел. (перепись 2001 г.), Узбекистан – 4300 чел. (оценка 2009 г.), Казахстан – 3481 чел. (перепись 2009 г.), Киргизия – 2603 чел. (перепись 2009 г.), Белоруссия – 404 чел. (перепись 2009 г.), Латвия – 193 чел. (перепись 2011 г.), Молдавия – 74 чел., (перепись 2004 г.). В дальнем зарубежье лезгинская диаспора проживает в Турецкой Республике – более 50 тыс. чел.

В основе литературного языка лезгин лежит гюнейский говор кюринского диалекта. В лезгинских районах распространены также русский и азербайджанский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие лезгины – мусульмане — сунниты шафиитского толка (за исключением жителей с. Мискинджа – шиитов).

Страницы истории

Археологические материалы, дополненные антропологическими данными, свидетельствуют о древности проживания предков современных лезгин на занимаемой ими сейчас территории. Нынешние лезгины сформировались путем смешения кавкасионского типа местного населения с каспийским типом более южных народов (Гаджиев А.Г., 1965. С. 113; Алексеев, 1964. С. 160).

В дальнейшем стержневой процесс складывания лезгинского этноса и развития его культуры шел посредством непрерывного культурного и этнического общения с другими дагестанскими племенами, а также племенами Закавказья, Передней и Малой Азии. Это наглядно подтверждается культурной общностью и преемственностью предметов материальной и духовной культуры.

История лезгин на рубеже нашей эры неразрывно связана с историей древней Кавказской Албании, существовавшей с III в. до н. э. до V в. н. э. В средние века у лезгин не существовало единого государства. Они входили в небольшие объединения, союзы сельских общин – «вольные общества», часть — в феодальные образования (Кубинское, Кюринское, Дербентское и другие ханства).

В 1813 г. территория расселения лезгин вошла в состав России. После введения царского управления самурские лезгины были объединены в Самурский округ. В Кюринское ханство вошли территории Кюринской плоскости, Курахского, Кушанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. А кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии. По новому административному устройству лезгинское население оказалось в составе разных политических образований. Лезгины Кубинского ханства вошли в состав Бакинской губернии, лезгины Кюринского ханства, Табасаранского майсунства и Самурского округа вошли в состав Дагестанской области. Так исторически единый лезгинский народ был искусственно разделен в административном и этническом отношениях. По приказу князя Барятинского, наместника царя Николая I на Кавказе, южная граница Дагестанской области была определена по р. Самур. Таким разделением единого этноса недоволен народ по сей день. После установления Советской власти вхождение части лезгин в состав Азербайджана было законодательно закреплено.

Основные занятия

Традиционные занятия – пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнинах – преимущественно стойловое, в горах — отгонное (главным образом овцы).

У лезгин издавна были развиты промыслы и ремесла: производство ковров (главные центры – Касумкент, Орта-Стал, Магарамкент, Гильяр, Микрах, Каракюре, Ахты, Курах); шерстяных носков и обуви (Ахты и др.), сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарное производство. Изделия лезгинских ковровщиц не раз выставлялись на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже и других городах мира. Значительное место в доходах лезгин занимал отхожий промысел – как внутридагестанский, так и внешний.

До установления Советской власти многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

В наше время производство многих видов кустарных изделий значительно сократилось, а некоторые и вовсе исчезли (производство сукна, изделий из дерева, гончарное производство). Их заменили дешевые фабричные изделия. Но лезгины еще продолжают производить некоторую кухонную и хозяйственную утварь, детские люльки, музыкальные инструменты. Кроме того, ковроткачество в последние годы получило дальнейшее развитие, не прекращалось вязание узорных шерстяных носков, тапочек, телогреек. Остается только сожалеть о том, что вместо использования распространенных в прошлом растительных красок сегодня для крашения пряжи ковровщицы используют анилиновые красители. Новым в ковроткачестве является изготовление ковровых дорожек, ковриков для кресел и стульев. В целом лезгинские ковровщицы сохраняют традиционный орнамент и особенность лезгинских ковров. В советское время в экономике и культуре произошли коренные изменения, создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические (табак), овощные (помидоры, капуста) культуры, проведены крупные ирригационные работы. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Материальная культура

Основной тип поселения у лезгин – селения («хуьр»). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один квартал – один тухум). Другой тип поселения – отселки (казмаляры и оба). Это хозяйственные постройки с жилыми функциями, разросшиеся в хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями. Поселения в плане кучевые, террасообразные и скученные в горах и разбросанные, с широкими улицами и относительно правильной планировкой на низменности. Поселения в горах были максимально приспособлены к рельефу, недоступны, ориентированы на солнце, имели четырехугольные и круглые каменные сторожевые и оборонительные башни с бойницами. Преобладали поселения уличной планировки. Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села. В больших селениях были и квартальные кимы, квартальные пятничные мечети.

Характерная особенность современных домов – их многокамерность и многофункциональность (гостиная, спальня, детская, кухня и т.д.). Планировка жилища подчиняется структуре семьи, ее культурно-бытовым запросам. Особенность современных домов – наличие застекленной веранды, больших дверей и окон, балконов. Земляной пол сменился деревянным, плоская крыша – стропильной кровлей. В убранстве присутствует современная мебель. В интерьере отражается процесс взаимовлияния культур других дагестанских народов.

Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин – рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду – башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. На ногах мужчины и женщины носили башмаки и шерстяные носки с цветным орнаментом. Специальной ритуальной одежды лезгины не имели. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была ее уменьшенной копией.

Традиционный лезгинский костюм сегодня вышел из употребления. Современная одежда у подавляющего большинства мало отличается от общепринятого европейского стандарта. Но в одежде представителей старшего поколения (особенно в горной части) сохранились некоторые элементы национального костюма (папаха, овчинная шуба, платки, шерстяные узорчатые носки). Сохранились и традиционные украшения.

Пища лезгин отличалась в прошлом и отличается сегодня большим разнообразием блюд. Основа традиционной пищи – растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах – хъаре, тондыре, садже. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере (мясные пельмени с бульоном), пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач – слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), исида (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России.

Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре.

Семейный и общественный быт

В XIX в. преобладающей формой семьи у лезгин была малая. Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. большесемейной организации (неразделенной семьи) с численностью до 20-25 человек. Большие (неразделенные) семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы – тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума.

Семья складывалась на основе брака. Традиционные формы заключения брака были разнообразны (брак по сватовству – самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением (увод без согласия девушки); уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. д.).

Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. е. браки могли заключаться между представителями разных тухумов. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны. Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули (дорожные деньги). У лезгин Самурского округа эта плата (как и у всех мусульман) называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег.

Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. д., в отличие от прошлого в наше время обычное явление — заключение брака не только с представителями других национальностей, но и с представителями иной конфессии. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность.

Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы (имущественные, преступления, связанные с воровством и др.). По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар (Навруз-байрам), праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др.

Духовная культура

Господствующей религией у лезгин в XVIII в. был ислам. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований.

На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами – лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Касумкент. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. д. К концу XIX в. в некоторых лезгинских районах (Ахты, Касумкент) открылись лечебные заведения. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения.

По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность.

Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. было представлено мектебами и медресе, в которых ученики обучались арабской грамоте и чтению Корана, а в школах Самурского округа наряду с этим – и азербайджанскому языку. Центрами религиозного образования являлись «миски» (мечети), которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей.

С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. в селениях Касумкент и Ахты были открыты начальные училища.

Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. начал претворяться в жизнь закон об обязательном всеобщем светском обучении.

Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили – богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» («Каменный юноша»), «Бахтавар» («Счастливый»), «Ашукьдин къуват» («Сила ашуга») и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. д. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки.

Наука, образование

Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Это Магарам-эфенди Ахтынский (XIX в.), кадий Мирза Али-эфенди Ахтынский, который владел персидским, тюркским, арабским языками и писал на них. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский (духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в.). Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди – уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Шихикент. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. Видной фигурой в науке был отец Гасана Алкадари (Алкадарского) Гаджи Абдулла-эфенди. В юности он получил образование в Махмудкенте у Гаджи-Селима-эфенди и Молла Магомеда-эфенди Ярагского, а в последующем у гимринца Гази-Магомеда-эфенди и харахинца Гаджи Али-эфенди, затем у Магомеда-эфенди Ярагского. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. Алкадар. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом – учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Тахирджал.

Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского (вторая половина XIX в.). Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М. Гасанов и др.

Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. стали А. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М.-М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Казиев. Т. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Ханбалаев.

Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов – первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин – М. Ахундов из с. Мискинджа.

Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова – Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М. Лезгинцева – первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей – Г. Лезгинцева (крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала) и М. Лезгинцева (контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой), А. Шихсаидова – крупного ученого, главного научного сотрудника Института ИАЭ ДНЦ РАН, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РД и РФ, лауреата премии Правительства РФ, награжденного орденом Дружбы. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Абдулгамидов. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А. Агаева, Х. Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А. Гюльмагомедова, К. Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А. Ганиевой, Ф. Ганиевой, Г. Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А. Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф. Аликберовой, Д. Ахмедова, М. Вагабова, С. Агашириновой, Р. Гайдарова, Б. Рагимовой, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других.

Заметный вклад в дагестанскую литературу внесли поэты-ашуги Лезги Салих Ярагинский (XVII в.), Ялцугъ Эмин (XVII – первая половина XVIII в.), Абдулхалик (Закир) Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашуг Шайда из Тагиркента (XVIII в.), поэт Лезги Ахмед из Кусары (XVIII – нач. XIX в.), Мазали Али из с. Маза, Молла Нур из с. Ахты, Стал Саид из с. Ашага-Стал и др. В XX в. лезгинскую поэзию и прозу прославили Раджаб Амирханов, Ахцег Гаджи, Абдуллах Саруханов из с. Ман Кули (Кусарский район), Нуредин Шерифов (Кусарский район). В XX в. известными ашугами были Абдуллах из с. Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Фий. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Продолжателями традиции лезгинской национальной культуры стали Саид Кочхюрский (XVIII – нач. XIX в.), Етим Эмин, Сулейман Стальский, Тагир Хурюгский, Ш. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. Фатулаев.

С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других.

Искусство

На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты – супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации. Гордостью театра являлись актер А. Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э. Наврузбеков и многие другие талантливые актеры.

У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З. Гаджиев. В Дагестане популярны композиторы М. Гусейнов, А. Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О. Аюбов. Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Ибрагимова. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Заметное место в музыкальной культуре лезгин занимали и занимают сегодня творчество Дурии Рагимовой, Айдунбека Камилова, Эслихан Агаевой, Сулгии Гаджиевой, Тарлана Мамедова, Розы Максумовой и др. Оперная певица Г. Эмиргамзаева в июле 2010 г. победила на международном конкурсе «Золотой голос Америки», получила диплом, выиграла Гран-при как лучшая классическая певица Америки и право петь на сцене знаменитого Карнеги-Холла. Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. На сцене Большого театра СССР раскрылся яркий, самобытный талант солистки балета Аллы Джалиловой.

В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х. Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г. Гейбатовым, художниками-живописцами А. Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Шугаевым.

Спорт, общественная деятельность

Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А. Ганиева, К. Агаева, Ф. Вагабова, В. Вагабова, А. Аллахвердиева.

Вопросами развития культуры, образования, науки, литературы и искусства в Дагестане во второй половине XX и начале XXI вв. занимались такие известные общественные деятели, как Б. Ахмедов, Б. Джалилов, Г. Палчаев, Г. Балатов, Ш. Рамазанов, М. Гусаев, З. Арухов, А. Ахмедов, И. Магомедов, К. Исабеков и другие.

На дипломатической службе проявили себя дипломаты А. Ярахмедов, М. Баглиев, М.-С. Забитов, С. Рамазанов, А. Джафаров. Гордятся лезгины и своими современниками, прославившими свой народ, свою республику: С.Керимовым – членом Совета Федерации РФ, М. Абасовым – депутатом Государственной Думы РФ, И. Яралиевым – главой городского округа «город Дербент», Т. Исмаиловым – ректором ДГТУ, С. Кехлеровым – зам. Генерального прокурора РФ.

Автор: Барият Алимова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

42
0

Поделиться

0

06 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля