Кумыки — степные орлы горного Дагестана

93
0

Поделиться

07 Ноя 2018 г.

С чьей-то легкой руки Дагестан издавна зовется «страной гор». Однако это утверждение явно ошибочное. Горные птицы летают лишь над половиной территории республики. Над другой же половиной — к северу и востоку от гор — в небе парят степные орлы. А населяют эту равнинную местность кумыки или, как они сами себя называют, къумукълар — один из крупнейших народов в сегодняшнем Дагестане.

ГДЕ ЖИВУТ КУМЫКИ?

По общей численности в Дагестане кумыки уступают только горцам аварцам и даргинцам. Кумыки также компактно живут в районе города Моздока в Северной Осетии. Они же составляют крупное национальное меньшинство в Чечне. Здесь кумыки исторически живут в Грозненском и Гудермесском районах — селениях Брагуны, Виноградное, Дарбанхи. Обширная кумыкская диаспора есть и в Ставропольском крае.

Всего же в России проживают примерно 500 тысяч кумыков. Немало представителей этого народа (около 100 тысяч человек) обосновались также в Турции и на Ближнем Востоке. Здесь кумыки появились в XVIII–XX как беженцы-мухаджиры и Российский Империи.

Старейшины кумыкского селения Кизляр Моздокского района Северной Осетии

ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ КУМЫКИ?

Сам этноним «кумык» лингвисты выводят из исконно тюркского слова «кум» (песок, песчаная пустыня). Кумыки также назывались тузли(лер) (жители равнины), южные кумыки про себя говорят «хайдакъ къумукълар», то есть «кайтагские кумыки». В русских, европейских и иранских источниках кумыки также были известны под именем дагестанские, кавказские или терские татары. Другие, преимущественно горные, народности Дагестана называют кумыков так: даргинцы — джандарти, аварцы — тлярогал, лакцы — арнисса.

Среди учёных до сих пор толком не сложилось единого мнения насчёт происхождения кумыков. Кто-то из антопологов связывает их предков с кыпчаками или хазарами, кто говорит о кумыках как об отюреченных в средние века кавказских горцах. Говорят, что некие неясные народы»кам» или «камак», упомянуты у римских историков как жители Северного Дагестана еще в I веке н.э.

Представители кумыкской общины Турции

В прошлые века у кумыков в северном Дагестане и окрестным районах существовали крупные государства: Эндиреевское княжество Утамышский солтанат, Тюменское ханство, Брагунское княжество, Мехтулинское ханство, Уцмийство Кайтагское. А историческим и культурным центром их был крупный город Тарки в районе современной Махачкалы. Но в результате широкого наступления Российской империи на Кавказ от обширных кумыкских государств постепенно остались лишь небольшие владения, окончательное утратившие независимость в начале XIX века.

Кумыкская равнина подвергалась дерзким нападениям и со стороны гор. Так, например, чеченский предводитель Авко, в 1830 собрав отряд под предлогом присоединения войны с русскими, в последний момент объявил о настоящем намерении «отбить у кумыков стада». Чем и занялся с успехом.

С 1921 года кумыки жили в составе Дагестанской АССР. В 1944 году кумыки оказались одним из депортированных дагестанских народов. Их насильно переселили в селения высланных в Среднюю Азию чеченцев. Депортированными на новое место оказались жители селений Тарки, Альбурикент, Кяхулай. Депортация кумыков до сегодняшнего дня не признана на государственном уровне.

Кумыкская молодежь с национальным флагом этого народа

ЯЗЫК КУМЫКОВ

Кумыки разговаривают на языке, принадлежащем к кыпчакской группе тюркских языков. Кумыкский язык ввиду его легкости и распространенности по сравнению с другими местными языками являлся лингва франка на обширном пространстве Северного Кавказа, от Дагестана до Кабарды включительно, вплоть до 30-х годов прошлого века. Наиболее близки к кумыкскому языку карачаево-балкарский, крымскотатарский и караимский.

Интересно, что у северных кумыков селения назывались «юрт», а у южных — «кент». И на картах Дагестана до сих сохранилась прежняя история: населенные пункты Хасавюрт, Бабаюрт, Каякент, Янгикент. Это же «юрт» можно встретить и по всей равнинной Чечне — Ногамирзин-Юрт, Чири-Юрт и другие. Кумыского происхождения же и русское название второго по размерам чеченского города — Гудермес (Гуьмсе на чеченском языке).

Кумыское селение Халимбекаул в Буйнакском районе Дагестана

РЕЛИГИЯ КУМЫКОВ

Кумыки напрямую от арабов одними из первых приняли ислам на Кавказе еще в VIII—XII веках. Верующие кумыки сейчас исповедуют ислам суннитского толка. В домусульманскую эру кумыки поклонялись верховному богу Тенгри, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды. Верили в демонологических существ — Ал-баслы (безобразную женщину-оборотня), Сув-анасы (Мать Воды, она может утопить купающихся) и других.

КУХНЯ

Национальным кушаньем кумыков считается чуду. Внешне оно кому-то может напомнить итальянскую пиццу, но отличается по составу. Разновидностей этого блюда очень много: чуду с тыквой, с сыром, творогом, мясом. Готовится чуду обычно в национальной печке – курюк.

Распространены среди кумыков хинкал, гьалпама (хинкал из кукурузной муки), шорпа (супы-с фасолью, рисом, лапшой, крупой), къувурма — мясной соус, чилав (каша из риса на молоке или воде), тахана (жидкая каша из жареной на масле пшеничной муки).

Традиционный кумыкский хинкал

ВНЕШНОСТЬ КУМЫКОВ

Северные кумыки — евпропеоиды, могут быть даже светловолосые и синеглазые. В лицах южных кумыках больше характерных азиатских черт, они обычно темноволосые и темноглазые, причем могут быть у них глаза «монгольского» разреза.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Кумыки среди других дагестанцев считаются мужественным, красивым и гордым народом. Но любящим показуху. При мне ещё в 90-м один кумык последние деньги пытался отдать, чтобы случайному знакомому пыль в глаза пустить.

Говорят, что кумыки любят золото не потому что оно дорогое, а потому что блестит. Даже кумыкские мужчины достаточно часто носят золотые перстни, хотя при этом дома может быть шаром покати. А еще мужчины-кумыки лучше всех танцуют лезгинку (профессиональных танцоров не считаю).

Отдельно хочу отметить, что сейчас равнинные кумыки активно пошли в контакт с аварцами, даргинцами, с 80-х годов переселяющими в равнинные населенные пункты с гор. И все народы отлично находят общий язык и единое место под солнцем в стремительно меняющихся условиях XXI века.

Источник

93
0

Поделиться

0

07 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля