Даргинский фольклор.

Даргинский фольклор

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Даргинский фольклор объединяет в себе устно-поэтическое творчество различных этнических групп (цудахарцы, акушинцы, кубачинцы, кайтагцы и др.) каждая из которых характеризуется не только ей присущими локальными особенностями, связанными с географическими условиями, бытом, языком, этнографией и т.д.

Известно, что территория, занимаемая даргинцами, была разделена на союзы обществ, отличающихся укладом хозяйственной жизни, быта и, что очень важно языком. Это не могло не отразиться и на фольклоре. Каждая этническая группа, входящая в даргинский народ, слагала произведения на своем полном диалекте. Многодиалектность даргинцев, территориальная изолированность этнических групп способствовали выработке местных фольклорных традиций, и потому фольклор каждой из них характеризуется специфическими идейно-художественными особенностями.

Специфику местной фольклорной традиции отразило, например, устно-поэтическое творчество кубачинцев. И не удивительно, что в их фольклоре широко представлены песни отходников — закономерное явление, вызванное особенностями мастерового люда. Своим кубачинским «налетом» характеризуется и песенный фольклор, с ярко выраженной идеализацией труда.

Фольклор урахинцев отличается развитой лирической традицией. И не случайно именно урахинская земля дала классика даргинской поэзии Омарла Батырая.

В каждой этнической среде могут быть свои доминирующие особенности. Например, в этнической истории цудахарцев большую роль сыграло близкое соседство с аварским народом. Этим объясняется тот факт, что в их фольклорном репертуаре широко представлена тема Кавказской войны. Большое место занимают здесь тексты аварского происхождения, повествующие о героическом периоде истории Дагестана, о национально-освободительной борьбе горцев («Бук-Магомед», «Убийство Гамзата», «Смерть хунзахских ханов», «Песня о Шамиле» и др.).

В фольклоре акушинцев широко развиты малые прозаические жанры (притча, анекдот, прозаическая басня). У кайтагцев хорошо сохранились обрядовая поэзия, сказочный эпос.

Но, говоря об особенностях фольклора отдельных представителей даргинского народа, следует отметить, что фольклорный репертуар даргинцев в целом говорит о тесном родстве устно-поэтического творчества всех отдельных этнических единиц, входящих в этот народ. Каждая группа вносит свои неповторимые черты в общедаргинский фольклор, и характеристика его была бы неполной, если бы выпала хотя бы одна из них. Подобно тому, как диалекты объединяются в один язык, все отдельные звенья в фольклоре составляют прочную базу словесной культуры даргинцев — даргинский Фольклор. Сохранившиеся древнейшие пласты архаических сюжетов в даргинском фольклоре говорят о том, что даргинская мифологическая традиция развивается в общем русле мифологии народов Дагестана. Такие мифологические сюжеты как «Куни-хунул», «Бяжук» «Умная Ажижа», «Туку и Азраил», «Мешок орехов» и др. являются, возможно, наиболее архаичными. Они тесно связаны с поверьями даргинцев, в них проглядывают древние представления народа об окружающем мире.

К архаичному жанру устно-поэтического творчества даргинцев относятся причитания, которые тоже тесно связаны с очень живучими народными верованиями. В них с высокой художественностью, широким использованием красочных эпитетов, сравнений метафор, параллелизмов отражены тончайшие нюансы трагических человеческих переживаний.

В устно-поэтическом творчестве даргинцев представлены все поэтические и прозаические жанры, но первостепенная роль принадлежит лирической поэзии.

Веками создавал народ свои песни, но только лучшие из них передавались из поколения в поколение. Песня согревала и радовала горца, сопутствуя ему в радости и горе. И, может быть, именно потому, что радостей было меньше, а горестей слишком много, народные песни оставили нам изумительные образцы жизнелюбия, воплощенные в слове мечты горца.

Лирическая песня даргинского народа изящна, образна, искрится пламенем чувств, кипением страсти. Это особенно касается даргинской любовной песни, которой Эфенди Капиев не случайно отводил первое место в песенном фольклоре народов Дагестана.

Даргинская любовная поэзия запечатлела народный идеал женщины-горянки — кроткой, ласковой, доброй, она то «небесный дождь, прохладный для засушливой земли», то «монета, блеск которой шаху затуманит взор», она умеет безгранично любить, а если нужно, также и ненавидеть, отвергая тем самым мнение некоторых исследователей, считавших горянку бесправным, угнетенным существом.

Все достижения даргинской народной поэзии синтезированы в малом поэтическом жанре — лирических миниатюрах «хабкубах» (хIяб — три, куб — слово), являющейся самой распространенной формой художественного мышления даргинцев. Хабкуб — это четверо- или восьмистишия, насыщенные лаконичной, обобщенной мыслью. Особенно широко представлены героические миниатюры, покоряющие своим совершенством и жизненной силой и являющиеся определенным выражением кодекса героических деянии во имя родины. Их герой вобрал в себя лучшие начала народного характера. Основная их тема — выработанный в течение многих веков культ героизма, а безымянный герой этих миниатюр напоминает героев нартского эпоса.

Даже смерть красна того,

Кто за родину погиб,

Смолкнет сердце у бойца,

Не умрет молва о нем.

Или:

Из туркменских степей пригоняющий табуны,

С ханских гор приводящий стада,

Срубив голову у аждахи,

Использующий ее как стул,

Вынув глаз у волчицы,

Использующий его как светильник….

Можно предположить, что некоторые из этих миниатюр являются осколками, фрагментами некогда существовавших больших героических песен.

Особенностью устно-поэтического творчества даргинцев можно считать и широкое распространение баллад. Даргинская баллада, повествующая о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, имеет много общего с аварской и лакской балладой. На это устойчивое единство давно обратили внимание дагестанские фольклористы (У.Б.Далгат, Х.М.Халилов, А.А.Ахлаков, А.М.Аджиев и др.).

Часто трудно бывает сказать, какому народу — аварцам, лакцам или даргинцам принадлежат сюжеты таких баллад, как «Али, оставленный в ущелье», «Бахтика», «Муртазали и Меседу», «Парень из Кумуха и девушка из Азайни» и др.

Известны и баллады, характерные только для даргинцев. Характерной их чертой выступает прославление свободы любви, свободы выбора друга жизни, воспевание чистой, бескорыстной, преданной любви простых людей, доходящей порой до самопожертвования («Два друга», «Бедный парень из Кубачи», «Три сердца» и др.). Эти баллады имеют свои особенности, связанные с языком, с социально-историческими условиями жизни даргинцев.

Национальным своеобразием даргинской баллады предстает сильно развитая лирическая традиция, отразившая специфику всего фольклора. Она доминирует даже в эпических песнях, чем и можно объяснить их лиро-эпический характер.

В даргинском фольклоре не выявлены крупные эпические жанры. Определенное распространение получили героико-исторические песни. Среди ранних песен о героической борьбе горцев против внешних врагов выделяются песни, отразившие жестокое время нашествия Тимура, Надир-шаха и др. Пафосом борьбы за свободу и независимость пронизаны также песни о Кавказской войне («Поход Ермолова в Акуша», «Пленение Шамиля» и др.).

По своему идейному содержанию и художественным особенностям эпическая традиция весьма близка и в некотором отношении является общей для трех народов Дагестана — аварцев, даргинцев и лакцев.

Разноязычие в Дагестане не было помехой для обмена духовными ценностями. Памятники культуры не оставались в границах региона одной народности. Когда произведение фольклора являлось образцом идейной и художественной высоты, как, например, аварская песня «Хочбар», то оно становилось известным и у других народов Дагестана. Эту песню даргинцы воспринимают как свою, родную. Правда, в даргинском варианте «Хочбара» встречаются некоторые художественные детали, отсутствующие в аварском и характерные для даргинцев, что явилось результатом местного влияния.

Из прозаических жанров в даргинском фольклоре на первый план выступает сказка, являющаяся кладезем народной мудрости, отразившая самые существенные стороны его жизни.

Собранный в разное время и разными собирателями (Б.Далгатом, А.-С.Алиевым, С.Абдуллаевым, М.-З.Османовым, З.Магомедовым и др.) материал сказочного эпоса даргинцев свидетельствует о богатстве сказочной традиции даргинского фольклора. Произведения сказочного эпоса являются неотъемлемой частью духовных ценностей, созданных даргинским народом. В них ярко отражаются такие извечные темы, как борьба добра со злом, поиски счастья и правды, торжество справедливости и т.д. Художественные образы сказок представляют единую художественную систему, раскрывающую этические и эстетические представления народа.

В сказочном эпосе даргинцев широкое распространение получила бытовая сказка, наиболее полно выразившая демократические воззрения народа, в героях этих сказок сконцентрированы те качества, которые создают обобщенный образ народного героя. Все это удивительным образом соединилось в поэтическом русле сказки, представляя единый, органичный сплав.

Анализ современного состояния сказочных жанров показывает, что одни жанры бытуют относительно активно (волшебные, бытовые), на их основе возникают новые произведения (новеллистические, юмористические, бытовые рассказы, притчи, анекдоты), другие сохраняются лишь частично (сказки о животных), некоторые же, не отвечающие современным эстетическим запросам и современному мировоззрению (архаичные пласты волшебных сказок), забываются, переосмысливаются или отмирают. Вместе с тем для всех жанровых разновидностей сказочного эпоса, бытующих в настоящее время, характерно проникновение реалистических элементов, их воздействие на эстетическое и художественное содержание произведения.

Другие прозаические жанры — предания и легенды, притчи, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки — также являются неотъемлемой частью духовных ценностей, созданных даргинским народом. Они дошли до наших дней с незапамятных времен, не утратив идейно-эстетического и познавательного значения. Обладая национальной самобытностью, обусловленной специфическими особенностями общественного развития региона, прозаические жанры даргинского фольклора отразили в границах своих идейно-эстетических и жанровых возможностей историческое развитие, этнографию, быт, «обычаи народа, народную мудрость. Со временем интерес к ним не только не убывает, но даже растет с отдалением во времени, с возрождением интереса к своей этнической культуре, своим корням, традициям, обычаям.

Даргинский фольклор сохранился и в литературе. Его традиции и художественные достижения активно и, как правило, плодотворно используются и развиваются многими даргинскими поэтами и писателями (А.Абу-Бакар, С.Рабаданов, Х.Алиев и др.)

Авторы: Фатима Абакарова, старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат филологических наук, Фатима Алиева, старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН, кандидат филологических наук, журнал «Возрождение», № 4, 1999 г.

0

Поделиться

0

25 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: