Дагестанское резное дерево

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Резное дерево Дагестана — один из ярких видов традиционного ремесла, народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

Его изучением активно занимался кандидат искусствоведения, известный дагестанский искусствовед Парук Муртузалиевич Дебиров, перу которого принадлежит книга «Резьба по дереву в Дагестане» (М., Наука: 1982). В разное время к этой теме обращались также ученые С. О. Хан-Магомедов, Г.Я. Мовчан, Е. М. Шиллинг, М.М. Мамаев, искусствовед Т.П. Петенина. Исследователями были отмечены многие особенные черты творчества мастеров-резчиков Дагестана. Так, была замечена значительная общность традиций художественной обработки дерева и камня. Дагестанская резьба по дереву тесно переплетается с резьбой по камню на всех этапах развития. В то же время это самостоятельный вид ремесла.

Широкое распространение лесов в прошлом, относительная легкость обработки такого материала, глубинные исторические традиции ремесел издавна способствовали применению деревянных деталей в архитектуре, в быту почти всех народов горного Дагестана. Богатство местных лесов стало основой ремесел резьбы. Отсюда и локализованность центров резьбы в местах, богатых лесом (Кайтаг, Табасаран, Гидатль и др.). Однако этого фактора было недостаточно, и в формировании таких традиций большую роль сыграли исторические традиции художественной резьбы по дереву, развитие которых хорошо прослеживается и по материалам Х-ХVII веков.

В XIX в. были широко известны как центры обработки дерева аварские села Мачада, Гилиб, Голотль, Верхнее Инхело, Тлох, ругуджинские и куядинские хутора, села Кулла, Бацада. В даргинских районах известны селения Бакни, Махаргимахи, кайтагские села, расположенные в лесистой зоне (Тама, Адагаи др.). Славились своей работой резчики табасаранских сел Гумми, Ханаг, Ругудж, Хурик и др. Мастера южнодагестанских сел Лучек, Ихрек, Мюхрек, Рутул также известны в этот период своим мастерством изготовления деревянных изделий.

Ассортимент изделий резчиков был разнообразен. Славились мастера по дереву, которые изготавливали «малые» формы: мерки, поставцы, солонки, кружки, ступки, подносы, корыта, черпаки, ложки, вилки и т. д., мебель: закрома, лари, лежанки, спальни, кресла, стулья, табуретки, сундуки, тумбочки, а также архитектурные детали: дверные и оконные коробки, створки ворот дверей, окон, лоджии, веранды, балконы, консоли карнизов, деревянные опорные столбы и др.

Расцвет искусства художественной обработки дерева падает на вторую половину XIX века. В это время были окончательно выработаны и доведены до высокого художественного совершенства основные деревянные элементы фасада и интерьера жилого дома. Подбалки, коробки ворот, окон, деревянные лестницы, подъемные ставни лоджий, декоративные вставки в кладку фасада, деревянные прокладки стен, многочисленные предметы домашнего обихода (лари для зерна, детские кроватки-люльки и т. д.) украшаются пышной орнаментальной резьбой. По всему Дагестану мастерами увлеченно варьируются формы традиционных типов деревянных столбов и ларей, связанных с интерьером жилища.

Приверженность исторической традиции становится важнейшим элементом творческих исканий народных мастеров XIX века. Влиянием исторической традиции объяснялось, например, то, что в лезгинской архитектуре, в отличие от соседней табасаранской, где орнаментальной резьбой, как ковром, покрывались широкие плоскости деревянных коробок окон, развился главным образом «штучный» орнамент в виде розеток, украшающих то или иное важное в художественном отношении место детали.

Cвязь с исторической традицией проявлялась не только в декоре, но и характере многих изделий: деревянных деталях, изготавливаемых для оформления архитектурного фасада, опорных столбах, в закромах, ларях, других видах мебели. Из исторической «глубины» наследуются и многие техники резьбы.

XIX — начало XX вв. характеризуется развитием народных начал в искусстве резьбы по дереву. Именно в это время в кухонной утвари, деревянных сосудах для измерения и хранения сыпучих тел и жидкостей появляется огромное разнообразие вариантов форм и декора. Масштабы строительства и эволюция жилища приводят к интенсивным поискам и находкам бесчисленных вариантов традиционных типов столбов и ларей, в особенности связанных с интерьером жилища. Обилие вариантов заметно в композициях декора. Мастера стремятся к выявлению всех декоративных возможностей известных еще в раннюю эпоху узоров. Дело в том, что существенной чертой народного искусства является варьирование его творцами устойчивого числа схем декора, превратившихся в канон творческой практики.

Во второй половине XIX в. заметно и другое. В условиях роста спроса мастера упрощают резьбу, применяют различные краски, нередко дающие необычные сочетания рисунка с фоном. Новая эстетика красоты побуждает мастеров делать особый акцент на яркости декоративного убранства вещи.

Известно, особую значимость приобретают социальные условия, в которых функционирует художественная традиция. Только увеличением числа и состоятельности заказчиков можно объяснить появление в XIX в. архитектурного декора жилья, подчас равного стоимости всего остального дома. Такой декор осознавался заказчиком как мерило и признак его собственного богатства. Хозяин дома таким образом пытался создать на фасаде жилья знак-символ достатка и благополучия. Такой интерес состоятельных заказчиков способствует развитию трудоемких техник резьбы, разнообразного декора.

Ситуация в художественных ремеслах обработки дерева начинает несколько меняться в конце XIX — начале XX века. Изменения связаны с интенсивным развитием товаро-денежных отношений, разделением труда, социальным расслоением общества, все более частым обращением зажиточных слоев, новой элиты к городской культуре, а также распространением фабричной утвари и новых технологий обработки дерева.

В начале XX в. особую престижность на селе приобретает городская культура. Заметная сложноструктурность города как населенного пункта, средоточие в нем технических достижений общества и ряд других факторов способствуют формированию среди сельского населения представлений о преимуществах его культуры, эстетики.

Особенно восприимчива к новациям, идущим из города, новая сельская элита. Стремясь самоутвердится и в чем-то опередить старые влиятельные сословия (потомки феодальных классов, управленцы сельских обществ и др.), они активно перенимают элементы европейской культуры, формируя у подражающих им нижестоящих социальных групп новые эстетические представления. «Усвоенное элитой новшество, — пишет известный этнограф С. А. Арутюнов, — подчас почти автоматически приобретает для последних (т. е. нижестоящих социальных слоев. — М. А.) престижное значение». Поэтому не удивительно наблюдение С.О. Хан-Магомедова о том, что «жители старого дома не ценят его художественные достоинства». Эти процессы приводят к тому, что, несмотря на возросшие возможности мастеров-резчиков, все меньшее развитие в этот период получает богатство выразительных средств художественной обработки дерева.

Городская культура оказалась наиболее существенной причиной начавшегося упадка художественных ремесел резьбы. Деревянная резьба почти полностью исчезает из народной архитектуры. А орнаментика приобретает типичные для периода упадка витиеватость, сухость и ригоризм. Кроме того, в резьбе начинает применяться пестрое раскрашивание масляными красками, отчего резьба теряет четкость. Орнамент измельчается в формах. Мастера часто удовлетворяются простыми геометрическими схемами.

Отход от традиций проявляется и в том, что начало XX в. дает большое число примеров свободной «творческой игры» мастеров с материалом. Например, мастера изготавливают из дерева даже водоносные кувшины, подойники, повторяющие формы медных, керамических изделий. Стремление мастера создать что-то необычное (то, чего другие не делают) нередко становится источником творчества, а новая вещь — мерилом «красоты» нового времени. Творческая игра самодеятельного характера заметна и тогда, когда в резьбе по дереву декоративное решение превращается в самоцель. «Живописный», «ковровый» стиль убранства часто настолько усложняется, что теряет былую монументальность и привлекательность.

В конце XIX — начале XX века в резьбе по дереву широкое признание получают заимствованные техники и декор. Это наборный орнамент типа закавказского «шебеке», ажурная, пропильная резьба, применяемая в новой архитектуре (навесные балконы и др.) и заимствованная из городского искусства Грузии. В архитектуре начала XX в. распространяются заимствованные из городского искусства филенчатые окна, двери. В это же время в ряде южнодагестанских сел появляется роспись по дереву, заимствованная из традиций городского искусства Закавказья. Амирбек МАГОМЕДОВ, зам. директора Института ЯЛ И им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, доктор исторических наук

Автор: Амирбек Магомедов, зам. директора Института ЯЛ И им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, доктор исторических наук, Журнал «Бизнес-Успех», № 2 // 06.2009

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: