Азербайджанцы

23
0

Поделиться

06 Авг 2018 г.

Численность, места расселения

Азербайджанцы Дагестана (самоназвание – азербайджанлылар) являются этнической группой, то есть частью большого азербайджанского этноса. Вплоть до конца 1930-х гг. в исторической литературе и документах азербайджанцы назывались закавказскими или азербайджанскими татарами, тюрками. Соседние народы – лезгины, табасараны, кумыки и даргинцы — называли их тюрками, каджарами, реже – персами.

Дагестанские азербайджанцы расселены в приморской и предгорной частях Южного Дагестана, в основном в г. Дербенте и близлежащих к нему районах. Численность азербайджанцев, живущих в Республике Дагестан, – около 131 тыс. человек (2010 г.), что составляет 4,5% населения республики, или 21,7% всех азербайджанцев России (603,1 тыс. человек).

Реальное число азербайджанцев в Дагестане на несколько десятков тысяч больше. Это, как правило, граждане Азербайджанской Республики, прибывшие в поисках работы.

Более половины дагестанских азербайджанцев проживает в сельской местности – в Дербентском (58% населения района), Табасаранском (18%), а также в Кизлярском (2,4%), Магарамкентском (1,6%) и Рутульском (1,6%) районах. Большая часть азербайджанцев-горожан сосредоточена в Дербенте и Дагестанских Огнях (в которых они составляют соответственно около трети и около четверти населения) и в Махачкале (около одного процента). Часть их проживает также в Кизляре (1,6%), Хасавюрте, Буйнакске, поселках городского типа Мамедкала (32,2%), Белиджи (1,3%) и др. В отрыве от основной территории расселения находятся азербайджанские селения Нижний Катрух Рутульского района, Большебредихинский и Персидский Кизлярского района.

В составе азербайджанцев Дагестана выделяется особая субэтническая группа терекемейцев (самоназвание – тэрэкэмэлер), которая вплоть до начала XX в. считалась отдельным этносом, а ныне консолидируется с собственно азербайджанцами, сохраняя при этом свои этнические самосознание и самоназвание. Терекемейцы расселены компактно в 10 селениях, расположенных в северной части Дербентского района. Соседи – собственно азербайджанцы, кумыки и даргинцы — называют их соответственно тэрэкэмэлер, тэркемелер, таркама; у северных кумыков, части даргинцев, аварцев и лакцев они известны под этнонимом падар.

Дагестанские азербайджанцы — представители каспийского типа большой европеоидной расы с небольшой примесью элементов кавкасионского типа, т.е. антропологический состав их свидетельствует о смешении каспийского и кавкасионского типов южной европеоидной расы.

Азербайджанцы Дагестана говорят на дербентском и терекемейском диалектах азербайджанского языка юго-западной (огузской) подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. Вместе с тем дербентский диалект (жителей г. Дербента) и говор (сельских азербайджанцев южной части Дербентского и Табасаранского районов) и особенно терекемейский диалект (близкий к кубинскому и шемахинскому диалектам азербайджанского языка) испытали в большой степени влияние кумыкского, татского и иранского языков. Большинство азербайджанцев (72,2%) свободно владеют русским языком.

Дагестанские азербайджанцы имеют давние традиции письменности. Предки их, видимо, пользовались клинописью, в первые века нашей эры – албанской и сасанидской графикой, а затем после арабских завоеваний – арабской графикой (аджам) вплоть до 1929 г., когда последняя была заменена латинским алфавитом. С 1938 г. азербайджанская письменность была переведена на реформированную русскую графическую основу.

Азербайджанский язык продолжительное время, начиная со Средневековья вплоть до второй половины XX в., был и остается (сейчас — в гораздо меньших масштабах) языком межэтнического общения народов Южного Дагестана.

Азербайджанский язык в Дагестане имеет статус языка обучения: на нем ведется обучение по всем предметам в начальных классах шести школ Табасаранского и трех школ Дербентского районов. В начальных классах этих национальных школ параллельно с родным языком изучается (с большим количеством часов) и русский язык как учебный предмет. Начиная с пятого класса все обучение идет на русском языке, а азербайджанский язык изучается как учебный предмет. На азербайджанском литературном языке издаются художественная, научная и общественно-политическая литература, газеты «Дербент» и «Ватан». С 1978 г. на республиканском радио функционирует отдельная редакция вещания на азербайджанском языке. Для развития этнической культуры азербайджанцев Дагестана и их культурных связей с соплеменниками является весьма важным то, что с 1986 г. транслируются передачи Азербайджанского телевидения.

На территории расселения азербайджанцев имеются археологические и архитектурные памятники: каменные орудия труда ашельской эпохи, остатки жилищ и поселения эпохи энеолита, бронзы и раннего железа, памятники куро-араксской и каякентско-хорочоевской культур, древнейший градостроительный комплекс на Кавказе – Дербент с его уникальными стенами, цитаделью (Нарын-кала), мечетями (Джума-мечеть), банями и кладбищами, а также Дагбары и др.

В формировании дагестанских азербайджанцев принимало участие древнее коренное население Кавказской Албании (каспии, касситы, албаны, маскуты и пр.), смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс. до н.э. ирано- и тюркоязычными племенами (киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, болгары, хазары, печенеги), а также иранскими и арабскими колонистами.

Последовавшая в XI–ХII вв. новая волна вторжений тюркоязычных народов (особенно огузов-сельджуков и отчасти кыпчаков) привела к завершению формирования азербайджанской народности. Миграционные и цивилизационные катаклизмы предки азербайджанцев испытывали и в XIII–ХIV вв. Этническую основу дагестанских азербайджанцев усиливали неоднократные в XV–ХVIII столетиях вторжения и переселения выходцев из Азербайджана, в основном из Кубы и Ширвана.

Дальнейшему росту численности азербайджанского населения Дагестана способствовала переселенческая политика иранских правителей, проводимая с начала XVI в. в целях упрочнения своей власти в крае: шах Исмаил после захвата Дербента в 1510 г. переселил сюда 500 семей из Тебриза (из племен румлу и караманлы), а затем часть племени баят, шах Тахмасп I в 1540 г. – еще 400 семей племени гурчиан (курчи), шах Аббас I в 1579 г., выселив суннитов из Дербента, поставил здесь сильный гарнизон кизилбашей, а также переселил 400 семей полукочевых племен баят и устаджлу. Эту политику продолжали иранские правители XVII–ХVIII вв. Сефи I, Аббас II, Надир-шах, которые осуществили военную колонизацию равнинной части Южного Дагестана. По свидетельству А. Олеария (1638 г.), в Дербенте находилось 500 воинов из тюркских племен айрумлу и койдурша, имелись гарнизоны в других местностях; Надир-шах в 1741 г. поселил в Дербенте несколько сот семей азербайджанского племени микри.

Ассимиляционные процессы

Значительную роль в истории образования азербайджанцев Дагестана играли ассимиляционные процессы, которыми была охвачена часть терекемейцев. Так, в первой половине XVIII в. около 300 семей бежали от феодальных притеснений кайтагского уцмия Амиргамзы во владения кумыкских (эндиреевских и костековских) князей. Эти терекемейцы обосновались в аулах Темираул, Чонтаул, частично в Костеке, Аксае; со временем, к концу XIX в., влились в состав кумыкского этноса. Терекемейцами по происхождению считается также часть жителей нынешних кумыкских сел Каякент, Усемикент, Тумеллер, Янгикент.

Однако более масштабны процессы тюркизации, которыми были охвачены в конце XIX– начале XX вв. жители татоязычных и арабоязычных, частично табасаранских селений, находящихся вблизи Дербента. Так, еще в 1873 г. А.В. Комаров отмечал, что «в последние годы татский язык в этих селениях (Джалган, Митаги, Кемах, Зидьян, Бильгади, Гимейди и Рукель) начал заменяться тюрко-азербайджанским; теперь им говорят только старики и женщины».

Вытеснение татского языка азербайджанским усилилось в начале XX в. с ростом межэтнического общения, а позднее преподаванием в школе азербайджанского языка как родного. Аналогичные процессы тюркизации фиксируются у жителей селений Арабляр, Дарваг, Ерси, Кемах и Гимейди, происхождение которых связывается с арабскими колонистами VIII в. Жители этих селений (кроме сел. Арабляр, название которого означает дословно «арабы») при переписи населения 1897 г. указали, что они – арабы, хотя дарвагцы говорили по-азербайджански, а кемахцы и гимейдинцы — по-татски. Здесь следует сказать и о потомках 24 тыс. арабов, поселенных наместником халифа Масламой в 732 г. в г. Дербенте, тюркизация которых завершилась к началу XVI в. (если не ранее). Число азербайджанцев увеличилось также за счет перехода персов на азербайджанский язык и последующей сменой их этнического самосознания (а может быть, только самоназвания). Наиболее активно эти процессы происходили с начала XX в. с персами, жившими в Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Кизляре, а также в сел. Персидское Кизлярского уезда (района).

Изменения произошли и в политико-административном устройстве: Дербентское ханство было упразднено, а управление им передано тарковскому шамхалу Мехти. С 1813 г. в Дербенте было учреждено Главное управление Дербентскими и Кубинскими провинциями (т.е. нынешними территориями Республики Дагестан и Азербайджанской Республики). Дагестанские азербайджанцы вошли в состав Дербентского уезда, а с образованием Дагестанской области в 1860 г. – в Дербентское градоначальство, Улусский магал, Нижне-Кайтагское и Северо-Табасаранское наибства (позднее – участки) Кайтаго-Табасаранского округа области; после образования ДАССР и административно-территориальной реформы в крае в 1929 г. они входят в состав Дербентского и Табасаранского районов Дагестанской АССР, с 1994 г. – Республики Дагестан.

Основные занятия

Ведущим занятием азербайджанцев было земледелие, носившее многоотраслевой характер, при этом особое место занимало производство зерновых культур (в основном пшеницы). Практиковались двух-, трех- и многопольные системы с выделением немалой части надела под осенний или весенний пар. Широкое развитие получило искусственное орошение, в том числе рисовые чеки (дэгъа). Существовала строгая система распределения воды по селениям через ирригационные устройства (арх баши, бенд).

Земельный фонд делился на пашни, сенокосы, пастбища и лес. Народные приемы селекции позволили вырастить самые лучшие сорта пшеницы и риса в Дагестане – сары-бугда (истамбул-бугда, или арнаутка), аг-бугда, наргыз-аба, дугьи и др. Высокой урожайностью славилась пшеница терекеме будай (терекемейская пшеница).

Азербайджанцы успешно возделывали огородно-бахчевые культуры: арбузы, дыни, чеснок, лук, перец, фасоль и др., выращивали сливы, персики, абрикосы, миндаль, алычу, груши, яблоки, айву, инжир, гранаты, тут, грецкий орех, каштаны. Большое развитие получили виноградарство и виноделие. Из технических культур азербайджанцы возделывали хлопок и особенно марену, из которой получали красители для шелка, шерсти, хлопчатобумажной пряжи и других изделий. Мареноводство, а также шелководство здесь были древними занятиями, игравшими заметную роль в местной и даже международной торговле. В 40-70-е гг. XIX в. производство марены получило огромное развитие в связи с потребностями русской текстильной промышленности, но с изобретением синтетического красителя ализарина пришло в упадок. Среди главных занятий азербайджанцев следует назвать выращивание шафрана и разнообразное рукоделие.

Другой важнейшей отраслью хозяйственной деятельности азербайджанцев было скотоводство в основном мясо-молочного направления. В крестьянском хозяйстве большое значение имело разведение крупного рогатого скота, особенно буйволов, используемых для тягловой силы. Коневодство играло второстепенную роль; лошадей использовали для верховой езды, а также при обмолоте зерновых.

Существенное значение в хозяйстве имело птицеводство. Широко развито было пчеловодство. Некоторое распространение получила охота на диких уток, гусей, а также на зверей. Большое значение в экономической жизни части азербайджанцев (терекемейцев) имели добыча и продажа соли и нефти главным образом горцам.

У дагестанских азербайджанцев в силу их специализации на производстве зерна ремесло, в частности ковроткачество, получило развитие лишь у жителей селений, находящихся в непосредственной близости к табасаранским и татским селениям. Домашние промыслы в той или иной степени были развиты почти у всех азербайджанцев: обработка дерева, железа и изготовление сельскохозяйственного инвентаря, обработка шерсти, кожи и особенно шелка, вязание носков (джорабы), переметных сумок (гаш хэйбэ). В свободное от полевых работ время часть азербайджанцев занималась извозом. Основным транспортным средством служила большая двухколесная арба с парой буйволов; зимой использовались также сани и волокуши, а для верховой езды – лошадь.

Семейный уклад, обряды

Ведущим типом семьи у азербайджанцев была моногамная малая двухпоколенная семья, хотя почти везде вплоть до середины XX в. сохранялись неразделенные семьи. Глава семьи – старший из мужчин – пользовался большим авторитетом. Существовало строгое половое и возрастное разделение труда. Серьезное значение придавалось физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков, которых приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми. Приветливое и доброжелательное отношение к людям – характерная черта азербайджанцев. Об этом свидетельствуют и такие институты традиционного общественного быта, как гостеприимство и куначество. В общественном быту сохранялись также обычаи взаимопомощи, кровной мести и др.

Большое влияние на семейный быт оказал шариат, регулировавший семейно-брачные отношения. Браки заключались с 15–18-летнего возраста. При выборе жениха и невесты их родителями предпочтение отдавалось двоюродным, троюродным братьям и сестрам или другим членам тухума. После сватовства, обручения и выплаты калыма (скотом и деньгами) сторона жениха платила также «сют пули», «капы пули», «ёл пули» (соответственно молочные, таможенные и дорожные деньги).

Свадьбу играли один-два дня, начинали обычно в четверг и отмечали торжественно всем селением. Свадьба у дербентцев состояла из свадьбы невесты, на которой присутствовали только женщины с обеих сторон, и свадьбы жениха, проводимой через неделю или месяц, где участвуют только мужчины; подают еду на стол и обслуживают тоже мужчины.

На следующий день во время свадьбы в доме у невесты на торжестве присутствуют только женщины. Невеста сидит с открытым лицом в окружении подруг и близких родственниц. Все веселятся, танцуют, образуя круг; танцующим дают деньги (шабаш), которые отдают музыкантам. Танцы сопровождаются угощениями, общением.

Свадьба жениха проходит в его доме очень торжественно. В конце свадьбы ночью невесту забирают в дом жениха. Утром от нее приходят родственницы с пловом, приготовленным на молоке со сладкой приправой, а также курицей или индюшкой, фаршированной орехами и сухофруктами. В течение недели молодую никто не должен видеть, кроме мужа и его сестры. Через неделю совершают торжественный обряд «уз ачан» («открывать лицо»): накрываются столы и невестку церемонно выводят к гостям – женщинам и членам семьи мужа, которые дарят ей дорогие подарки, свекор, например, дарит золото. Невестка обязана выполнять все работы по дому, кроме приготовления пищи, которую готовит свекровь.

Специфический обычай дербентских азербайджанцев – в случае исполнения желаний (чтобы не болел и т.п.) ребенку ко дню Ашура (день траура по имаму Хусейну, погибшему в сражении при Кербеле 10 октября 680 г.) в знак шиитского траура шили одежду черного цвета.

Похоронные обряды их почти не отличались от обрядов других народов, исповедующих ислам. У дербентских азербайджанцев на соболезнование в дом к умершему женщины приходят с утра до обеда, а мужчины – с обеда до вечера. Последние ходят на кладбище в течение 40 дней после полуденного намаза.

В общественной жизни яркими событиями являлись религиозные и календарные праздники: Новруз-байрам, Ураза-байрам, Курбан-байрам, обряды вызывания дождя, солнца и др.

В последние годы у азербайджанцев, как и у других народов бывшего СССР, произошел значительный рост религиозного самосознания. Очень много молодых людей стали верующими, происходит «омоложение» религии и у азербайджанцев. Подавляющее большинство азербайджанцев-жителей г. Дербента – шииты, а азербайджанцы, живущие в сельской местности (Дербентский и Табасаранский районы), – сунниты.

Материальная культура

Характерный тип поселения – селение (кенд), насчитывавшее в начале XX в. в среднем до 400 жителей. Крупными селениями были Марага, Дарваг, Берикей, Великент.

Азербайджанские поселения, расположенные на склонах гор, имеют кучевую, а в долинах рек – разбросанную планировку. Обязательным условием была близость к источнику воды, родникам. Оборонный фактор учитывался лишь в предгорье. Поселения имеют южную или юго-восточную ориентацию и разбиты на кварталы (махьля, магалы), которые, как правило, назывались по имени предка, основавшего их, по роду занятий или по этнической принадлежности жителей.

Жилища (эв) были представлены тремя типами: одно-, полутора- и двухэтажные; последние наиболее распространены, в них жилые комнаты располагались на втором этаже, а хозяйственные – на первом.

Традиционный дом строился из камня или самана (у терекемейцев) на глине, имел плоскую глинобитную крышу, как правило, вытянутую прямоугольную планировку с помещениями, расположенными в ряд. Современные жилища с двух- или четырехскатными крышами, покрытые шифером или кровельным железом, строятся на цементе из пиленого известняка или крупного булыжника, имеют два-три этажа Г- и П-образной планировки, большое число комнат с дощатыми, реже – паркетными (в городе) полами.

Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табасаранами и лезгинами.

Мужскую нательную одежду составляли рубаха туникообразного покроя (кеннег) и штаны; поверх рубахи одевали бешмет, черкеску, бурку (в непогоду) и меховую нагольную шубу (зимой). Головным убором были овчинная папаха и суконный башлык, обувью служили чарыки, сафьяновые сапоги, башмаки, галоши, которые носили с шерстяными или хлопчатобумажными обмотками. Украшением костюма мужчин были пояса и оружие, изготовленные, как правило, в Кубачах: кинжал, реже – пистолет.

Женская одежда также состояла из нательной (широкая длинная рубаха и штаны) и верхней (длинное распашное платье с откидными рукавами – дон, украшенное галуном, ажурной тесьмой, подвесками). Распространенными головными уборами женщин были повязка – чутгу, поверх которой надевали будничные или праздничные платки (фте, шал, гюлъменди); обувью служили однотонные и орнаментированные шерстяные носки, чувяки из черного или красного сафьяна, на которые надевали кожаные галоши или башмаки, расшитые дербентскими золотошвейками. Специфической чертой одежды азербайджанок являлось женское покрывало, которое закрывало фигуру.

Пища азербайджанцев, особенно дербентских, издавна была богатой и разнообразной. Их культура питания оказала значительное влияние на кулинарию дагестанцев. Одно из первых мест занимают хлебопекарные изделия, супы, хинкалы и плов разных видов.

Популярны бозбаш и пити (густые супы), долма (род голубцов в обертке из виноградных листьев), бадамжан долма (фаршированные баклажаны), а в последние десятилетия – долма из болгарского перца, помидоров.

Азербайджанцы готовят также следующие блюда: дюшпере и курзе (род пельменей с начинками), чуду (род пирогов), говурма, бастырма (мясные блюда), шашлык, люля-кебаб, каши. Готовят несколько видов халвы, пахлавы, мураппа (варений), душабов (сироп), напитков (шербет и др.). Большое место в питании занимают огородно-бахчевые культуры и фрукты.

Духовная культура

Дагестанские азербайджанцы обладают богатым культурным наследием, яркими обычаями и традициями, многообразием фольклорных жанров, литературы и музыки, многие элементы которых заимствованы народами Южного Дагестана.

Наиболее популярными произведениями азербайджанцев являются историко-героические эпосы «Деде-Коркуд» («Деде-Горгуд») и «Кёр-Оглы», лирические дастаны «Асли и Керем», «Шахсенем и Ашиг-Гариб», «Шах-Исмаил» и др. Широко бытовали сказки (о животных, волшебные и бытовые), легенды (космогонические и др.), загадки, пословицы, поговорки и прочие жанры устного творчества.

Обрядовая поэзия представлена календарными, свадебными, колыбельными песнями, песнями-причитаниями. Популярным жанром народной поэзии были социально-бытовые и любовные баяты. Огромной любовью пользовались состязания ашугов-певцов, исполнявших на сазе (струнном инструменте) собственные произведения.

Азербайджанские песни и танцы под аккомпанемент барабана и зурны – неотъемлемые элементы многих торжеств, особенно свадеб. Они весьма популярны и у других народов Дагестана, особенно Южного Дагестана.

Большую роль в духовной жизни играл ислам шиитского (горожане Дербента) и суннитского (большая часть сельских азербайджанцев) толков. Основам религии, чтению Корана, азам математики и природоведения учились с детства в примечетских школах – мектебах и медресе.

Среди известных ученых и просветителей были профессор Санкт-Петербургского университета

М. Казем-Бек родом из Дербента, А. Талыбов из Темир-Хан-Шуры, поэт М. Гумри, композитор А. Зейналлы, философ М. Алекперли и многие другие. Всем дагестанцам известно имя К. Мамедбекова – председателя Дагестанской областной ЧК, комиссара НКВД ДАССР, народного комиссара финансов и Председателя СНК ДАССР. Дагестанскими азербайджанцами являются три генерал-майора Вооруженных Сил России (ныне – Азербайджана) – Т. Сеидов, М. Насиров, Н. Садыков (Садыхов).

В советский период истории произошли значительные изменения, которые охватили все сферы жизни и деятельности дагестанских азербайджанцев: экономику, материальную и духовную культуру, семейный и общественный уклад. Хозяйства азербайджанцев специализируются главным образом на развитии виноградарства и овощеводства, торговле, частично на производстве продуктов животноводства и ковроткачестве.

Стараниями активистов ВАК (председатель Дагестанского регионального объединения Сейран Рагимов) и общества «Дагестан-Азербайджан» (президент Абул-Гафар Ахмедов) дагестанские азербайджанцы поддерживают тесные связи со своими сородичами в Азербайджанской Республике.

II съезд Дагестанского республиканского благотворительного общества «Дагестан-Азербайджан» в конце 2000 г., когда Российско-Азербайджанская государственная граница была объявлена Зоной мира.

Мы наряду с представителями других народов Дагестана гордимся Героем Советского Союза Шамсулой Алиевым, который за ожесточенные бои на Керченском полуострове был посмертно удостоен этого высокого звания. Дагестанцы чтят память видного ученого, общественного и государственного деятеля братского азербайджанского и многонационального дагестанского народов Азиза Алиева.

Древний, средневековый город Дербент — торгово-экономический центр Северо-Восточного Кавказа, 2000–летний юбилей которого отмечается в этом году, оказывает огромное влияние на судьбы азербайджанцев и всего населения Южного Дагестана. В руководстве города в разные периоды были азербайджанцы Р. Султанов, Д. Алиев, Г. Гусейнов, Э. Пашабеков. Комсомольскую организацию возглавляли В. Фейзиев, С. Мирзаханова, А. Ахадов.

Дагестанские азербайджанцы и сегодня вместе с братскими народами вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие Республики Дагестан. Они представлены в органах власти республики. Это депутаты Народного Собрания РД Х. Пашабеков, Н. Сурхаев, министр по управлению государственным имуществом РД И. Гусейнов, экс-министр юстиции А. Рагимов, директор Дома дружбы Т. Ахмедов и др.

Магомед-Расул Ибрагимов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

23
0

Поделиться

0

06 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля