Аварская литература. Двадцатый век.

Аварская литература. Двадцатый век

0

Поделиться

25 Дек 2018 г.

Формирование аварской национальной литературы относится к XVII веку. К этому времени на основе арабской графики была создана письменность, приспособленная к фонетической системе аварского языка — аджам. Литературные произведения создавались на общепринятом аварском языке, относящемся к нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской группы языков. Художественные произведения распространялись в рукописях или же устной форме. В 1927 году арабографическое письмо было заменено латиницей, а в 1938 — кириллицей.
За период своего становления и развития литература превратилась в развитую эстетическую систему. Она плодотворно развивала традиции своего предшествующего развития и в то же время энергично набирала темпы, расширяла свой идейно-тематический диапазон, родово-жанровидовую систему, обогащала художественный строй.

В двадцатом веке поэтическое творчество все еще оставалось ведущей формой литературы и вместе с ним в первой половине века зарождается художественная проза, национальная драматургия складываются основы критики и литературоведения, происходит процесс консолидации литературных сил, создание аварской секции Союза писателей Дагестана.

С созданием в 1903 году в Темир-Хан-Шуре исламской типографии, а с 1921 года Дагестанского книжного издательства писатели получили возможность донести до широкого круга читателей свои произведения.

В начале века аварская литература состояла из нескольких течений. Достаточно жизнестойкими оказались традиции мощной в предыдущие века, нисходящей своей основой к X веку арабоязычной литературы. Это течение было представлено именами Маккажарифа и Мухаммеднура из Гимры, Мухаммеда Абдурашида из Араканы, Фахру из Аргвани. Они плодотворно писали до начала 30-х годов. Основное место в их творчестве занимали характерные для средневековой литературной системы жанры: агиографические, мартирологические, гимиографические. Ислам и его каноны были основной темой их поэтического творчества.

Ко второму течению относится творчество ученых-богословов, которые начали свой жизненный путь во второй половине XIX века. Оно было представлено произведениями Мухаммедхаджи из Кикуни (1830-1913гг.), Хаджимухаммеда из Гигатля (1835-1932 гг.), Омаргаджи-Зияудина из Миашли (1849-1925 гг.), Сиражудина из Обода (1868-1914 гг.), Газимухаммеда из Уриба (1858-1942 гг), Исмаила из Шулани (1870-1912 гг.), Чупалазаиз Игали (1877-1934 гг.). Они все оставили значительное поэтическое наследие на аварском языке, создали гимны и панегирики пророку Мухаммеду, проповеди, поучения, наставления, назидания, целью которых было воспитание и просвещение мусульманина. Каждый из них при, жизни издал несколько своих теологических и поэтических сборников. Третье течение представлено наследием лирических поэтов — романтиков Магомедбека из Гергебиля (1836-1912 гг.), Магомеда из Чиркея (1846-1926 гг.), Курбана из Инхело (1849-1934 гг.), Чапка из Башланго (1866-1909 гг.), Магомеда из Тлоха (1868-1941), Махмуда из Кахабросо (1873-1919 гг.). Основной темой их творчества была любовь и героика. В их творчестве происходит плодотворный процесс перехода литературы на почву национальной истории и национальной действительности, они представляли светскую литературу аварцев.

В первые десятилетия XX века плодотворно писали Гамзат Цадаса (1877-1951 гг.), Заид Гаджиев (1898-1971- гг.), которым суждено было заложить основы реалистического метода в аварской литературе и в течение десятилетий быть ее знаменосцами. В их творчестве ярко представлены лирико-песенное, сатирическое, агитационно-пафосные течения поэзии.

В тридцатые годы были созданы первые драматические произведения: драма Багадура Малачихалова «Хаким-мастер», разоблачающая суеверия, Заида Гаджиева «Светопредставления», остро критикующая невежество части духовенства, его же трагедия «Хаскильи и Шамиль», бичующая кровную месть. Создание в 1935 году национального театра дало сильный толчок развитию драматургии и сценического искусства. Борьба с косностью, с вредными адатами получила отражение и в художественной прозе. Эта тема получила воплощение в романе Раджаба Дин-Магомаева «Кровь за кровь», в рассказах и очерках Магомеда Хуршилова, Шихабудина Микаилова, Асадулы Магомаева. В сороковые годы набирает темпы издательское дело. Выходят роман Раджаба Дин-Магомаева «Герои в шубах», сборник стихов Заида Гаджиева «Избранные стихотворения», Гамзата Цадасы «Метла адатов». В печати появляются первые произведения Гаджи Залова, Магомеда Шамхалова, Расула Гамзатова.

Яркой страницей в истории аварской литературы являются произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период: рассказы Раджаба Дин-Магомаева «Коричневая змея», «Клятва», повести Магомеда Хуршилова «Андалал», «Сулак -свидетель», поэма Гамзата Цадасы «Шамиль», его же драмы «Базалай», «Встреча на войне», сборники Расула Гамзатова «Любовь пламенная и ненависть жгучая», «Отголоски войны». Перефразируя слова Расула Гамзатова, лейтмотивом этих произведений является «ненависть, кипящая в крови к врагам, и пламенная любовь к Отчизне».

В самой литературе также происходят качественные изменения, она становится лиричнее, сердечнее, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Значительно обогатилась жанровая система литературы.

Пятидесятые и шестидесятые годы для аварской литературы характеризуются выходом на творческую арену ряда оригинальных и самобытных художников, внесших значительный вклад в развитие поэзии, прозы, драматургии: Магомеда Сулиманова, Абдулмажида Хачалова, Мусы Магомедова, Фазу Алиевой. Начав свою деятельность на поэтическом поприще, они сказали своё слово и в прозе, и в драматургии. Произведения дагестанской и в её составе аварской литературы переводятся на языки народов мира, получают широкое признание. Свидетельством этому является присуждение в 1950 году за книгу «Избранное» народному поэту Дагестана Гамзату Цадасе Государственной премии II степени, а в 1951 году Расулу Гамзатову — III степени за книгу «Год моего рождения».

В этот период в литературе возрастает эстетический ее уровень, значительно расширяется тематика. Все больше поэты поднимают глобальные, общечеловеческие проблемы. Тревоги и боли планеты, судьбы народов далёких и близких стран все больше и чаще становятся предметом поэтического размышления и выражения. Мир человеческих переживаний в поэтическом выражении становится богаче, многообразнее, художественные образы приобретают такие качества, как предметность и конкретность. Значительно обогатился поэтический арсенал литературы. В художественный процесс включился новый отряд одаренных поэтов: Омар-Гаджи Шахтаманов, Адалло Алиев, Абасил Магомед, Тажудин Таймасханов, Гаджи Газимирзоев, Рамазан Магомедов.

В эти годы особенно ярко раскрылся талант Расула Гамзатова, его творчество получило широкое признание в стране и за рубежом, он выдвинулся в ряды самых популярных и читаемых поэтов страны. Вышедшая в 1962 году книга стихов «Высокие звезды» стала значительным явлением литературы. И присуждение поэту за нее Ленинской премии свидетельствовало о широком признании его заслуг в деле развития советской художественной культуры.

Поступательное движение аварской поэзии, преемственность в развитии, поиск новых форм и средств художественной изобретательности и выразительности продолжались и плодотворно развивались и в семидесятые-восьмидесятые годы.

Поэзия последних десятилетий стала естественным и закономерным продолжением предшествующего этапа развития, в то же время это качественно новый, зрелый период ее развития, когда она разрабатывает более глубокие пласты национальной действительности, социально-нравственное содержание эпохи, когда расширяются горизонты поэтического мировосприятия, когда художники слова все смелее и чаще обращаются не только к национальным, но и общечеловеческим проблемам, когда значительно выросла степень ее художественности. Ряды поэтов пополнились новыми именами, активно включились в творческий процесс Абдулла Даганов, Магомед Ахмедов, Магомед Исаев, Магомед Хириясулаев, Ободияв Шамхалов, Хабиб Гасанов, Тубхат Зургалова, Айшат Малачиева, Залму Батырова, Баху-Меседу Расулова.

В творческой практике этого периода происходит процесс дальнейшей дифференциации и специализации поэтов по творческой направленности. Формируются группы поэтов-сатириков, баснописцев, детских поэтов, усиливается их привязанность к тем или иным жанрам, идейно-тематическим направлениям. А это, в свою очередь, привело к определенности и конкретности внутрилитературного развития, к укреплению сквозных линий этого процесса.

В творческой практике современных аварских поэтов утвердились такие жанры, как миниатюра, элегия, сонет, венок сонетов, сказание. В поэзии последних десятилетий наряду с песенно-напевным утвердился интонационный стих, придавший стихотворному произведению динамизм, подвижность, многозвучность. Он приблизил поэтический язык к естественной разговорной речи, что придало поэтическому синтаксису качество раскованности.

Таким образом, общая картина движения аварской поэзии подтверждает мысль о том, что поэзия последних десятилетий значительно продвинулась вперед, приобрела новое качество, возрос уровень ее зрелости. Она развивается в русле национальных художественных традиций и в то же время ее развитие связано с новыми поисками, обретениями в плане идейно-тематическом, формально-структурном, художественном.
Поэзия аварцев имеет вековые традиции, литература по существу зародилась в поэтических формах, почти все ее деятели начинали с нее, потом уже обращались к прозе, к драматургии.

Но тем не менее радуют достижения этой литературы в области прозы. Широкую известность получили романы и повести Мусы Магомедова, Фазу Алиевой, Магомеда Шамхалова, Магомеда Сулиманова, Патимат Муртазалиевой, Абдулмажида Хачалова, Гусейна Гаджиева, Газимагомеда Галбацова. Аварская литература освоила такой панорамный жанр как роман-трилогия. Заметным явлением в этом плане являются «Месть» Мусы Магомедова, «Роса выпадает на каждую травинку» Фазу Алиевой. Богаче и разнообразнее становятся виды повестей и романов: героико-исторический, социально-бытовой, психологический, лирично-романтический. Аварская проза характеризуется лиризмом и экспрессивностью, поэтичностью стиля.

Хотя драматургия не добилась ярких достижений, успехом пользовались спектакли Расула Гамзатова «Горянка», Магомеда Сулиманова «Крепость в горах», Машидат Гаирбековой «Честь чабана».

За последние годы оживилась работа по созданию истории национальной литературы, очерков творчества крупных писателей.
Таким образом, о современной аварской литературе можно сказать как о разветвленной художественной системе.

Автор: Сиражудин Хайбулаев,  Журнал «Возрождение»   // 1993

0

Поделиться

0

25 Дек 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: