Унцукульский район
Поделиться
01 Ноя 2010 г.
Во-первых, он крупнейший на постсоветском пространстве – длина 4304 метра, высота 5 метров, ширина проездной части 7 метров. Параллельно тоннелю проложена дренажно-вентиляционная штольня, которая соединена с основным тоннелем эксплуатационными и вентиляционными обоймами, расположенными через каждые триста метров.
Во-вторых, это сооружение уникально по климатическим и геологическим условиям – тоннель пробит в толще известняков, песчаников и других горных пород на глубине около 900 метров от поверхности земли. Работы велись и ведутся в сложных условиях высокого обводнения вмещающего массива и тектонического разлома пластов.
В-третьих, тоннель более чем вдвое сокращает путь в горы (в девять административных районов) и обещает народному хозяйству республики колоссальную отдачу за счет сокращения времени в пути, снижения уровня износа транспортных средств, экономии горюче-смазочных материалов.
Появлению нового чуда – Гимринского тоннеля – поспособствовали прежде дорожников гидростроители, с подачи которых при строительстве Ирганайской ГЭС и началось сооружения тоннеля.
Возникшая для перевозки технологических грузов ГЭС «дыра» в Гимринском хребте была поначалу не вполне обустроена, но в течение десятилетия, не соблюдая запрет на проезд по тоннелю, густым потоком перемещались по нему грузы и пассажиры. К чести гидростроителей, они не прекращали работу по обустройству тоннеля, но вели ее таким образом, чтобы не мешать дорожному движению.
Но потом дорожники заявили, что не могут оперативно и качественно отреставрировать Гимринский тоннель, пока по нему продолжают ездить. Население горных районов республики болезненно восприняло закрытие тоннеля. Поэтому Гимринскому тоннелю нельзя стать долгостроем. И такие шаги предпринимаются властями.
Вообще-то, правильнее, видимо, говорить не о строительстве тоннеля – его давным-давно построили, а о приведении тоннеля в соответствие с автодорожными нормами. Эту работу в течение ряда лет выполняет ООО «Дорстройхолдинг», генеральным директором которого является Рамазан Кушиев, а главным инженером – Алейдар Бабаев. Как сказал инженер-куратор от Гу «Дагестанавтодор» на этой стройке Магомед Зарипилов, это профессионалы, инженеры с большой буквы, а принимать оригинальные инженерные решения на этой стройке им приходится каждый день.
Тоннель, как рассказал первый заме-ститель начальника Гу «Дагестанавтодор» Насирулла Джафаров, хотели было сдать в эксплуатацию после монтажа системы освещения и оповещения о пожарной безопасности. Но по замечаниям Госэкспертизы России проектно-сметная документация была откорректирована. Потребовалось принятие новых мер, направленных на повышение безопасности. Они включают и усиление ранее выполненной бетонной отделки на 1900 метрах основного тоннеля, устройство железобетонного лотка на всем его протяжении и т.д. Потому работы в тоннеле не свернулись, а развернулись еще более масштабно.
В нем сегодня стоит полутьма, которую создает дым, смешанный с пылью. Мощные гидромолоты разбивают на крошечные кусочки бетон отделки, выполненной гидростроителями задолго до передачи объекта дорожникам. На тех участках, где эта работа завершена, уже успели заново смонтировать металлические армосетки для повторного бетонирования свода и основания проезжей части. Словом, весь тоннель превращается в одну сплошную железобетонную трубу, по дну которой будут ездить автомашины.
До этого, когда в течение нескольких лет ездили по тоннелю, легко было заме тить, что в него проникала вода, местами – целыми ручьями. Теперь воды стало заметно меньше. Потому что несколько бригад постоянно работают и в тоннеле, и в проходящей параллельно штольне над решением проблемы, как говорят строители, водоподавления. Это и меры по снятию гидростатического давления на свод за счет дренажной системы деривационного тоннеля, и ликвидация трещин при ремонте бетона отделки, и введение понижающих водопроницаемость добавок в состав бетона, и гидроизоляция с помощью специальных смол.
Другая часть проблемы – укрепительная цементация. В своде и стенах тоннеля бурят скважины, в которые под большим давлением нагнетают цементно-бетонный раствор. Тем самым на всем протяжении тоннеля в породы над сводом во все трещины он поступает и твердеет. Не менее интенсивно ведется работа и в дренажно-вентиляционной штольне. На значительном участке завершена железобетонная отделка свода, на других приступили к бетонным работам, на третьих – монтируется армосетка, по всей длине прокладывается дренажная труба с колодцами, в которые собирается проникающая вовнутрь тоннеля вода.
Основные требования, предъявляемые к инженерам и рабочим, здесь чаще касаются не объемов работы, а качества. Так и должно быть на объекте, должном служить людям в течение веков. Повезло тоннелю и в том, что здесь собраны лучшие из лучших специалистов, строивших Миатлинскую, Чиркейскую, Ирганайскую гидростанции. По двухсменной вахтовой системе здесь работает около девятисот рабочих и служащих ООО «Дорстройхолдинг» и дюжины субподрядных организаций. О масштабности работ говорит то, что суточная потребность стройки в цементе измеряется количеством вагонов. Технические задачи порой столь сложны, что работающим, например, на укрепительной цементации Каримуле Абдулкадырову и умалату Омарову требуются знания на уровне инженера.
– В одном сечении по периметру поочередно бурим 12 скважин глубиной по пять метров, – говорят они. – После этого их промывают и инженеры проверяют удельное водопоглощение. Подбирается состав цементного раствора и начинаем цементацию.
На высоком качественном уровне выполняет работу по монтажу армокаркасов сводовой части штольни бригада Рамазана Тучалаева. То же можно сказать о бригаде Абдулкерима Нарчаева, которая занята бурением восходящих дренажных скважин. условия труда и быта на стройке созданы примерные, вне зависимости от того, кто – инженер, а кто – рабочий. В городке строителей каждого ждет чистая постель, сытное питание, которое, кстати, здесь бесплатное.
В северной части Гимринского тоннеля работы практически завершены, если не брать в расчет электрооборудование, противопожарные мероприятия и обустройство полосы движения. Здесь сухо, и, выслушивая сообщение коллег о том, что нет ни одной точки, по которой проникает вода, Насирулла Джафаров удовлетворенно улыбается. Фронт работ переместился в южную часть тоннеля, где людям пока еще приходится работать в теплых ватниках и резиновых сапогах. Но в жизни всегда так: кто-то должен непременно поработать в таких условиях, чтобы тысячам других не пришлось этого делать.
Словом, чудо Гимринского автодорожного тоннеля скоро непременно осуществится.
Поделиться
01 Ноя 2010 г.
Похожие статьи
Легенд о происхождении названия селения Унцукуль несколько. 1. Некоторые говорили, что первым здесь построил дом человек из ближайшего села...
Дек 2019 г.
Первая в Унцукульском районе светская школа была открыта в селении Гимры. Первоначально, в течение четырех лет школа функционировала в доме...
Дек 2017 г.
Многоязычие, проживание в условиях горной изоляции и многовекового противостояния внешнему миру наложили отпечаток на быт и культуру...
Дек 2017 г.
Народный промысел художественной отделки изделий из дерева, возникший еще в XVIII веке, в селении Унцукуль и по сей день остается значимой...
Июл 2017 г.
Туристов и путешественников в Дагестане много. Хотя регион до сих пор не может избавиться от имиджа «очень опасного», туда активно едут и...
Июн 2017 г.
На днях руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев и его советник Магомед Магомедов...
Ноя 2011 г.
Комментарии к статье