Сайт работает в тестовом режиме. Скоро официальное открытие.

Аракани – это древнее селение Дагестана. Точную дату основания села определить невозможно. До появления арабов в Дагестане в окрестностях нынешнего села Араканы находились маленькие аварские села- Мамиз, Кариб, Шишираг, Арцали, Ц1униб, Хъерехъоб и Казини. А где находится сейчас Аракани, раньше жили евреи. Нашествие арабов, а впоследствии монголо-татар и войск Тимура заставили жителей близлежащих сел объединиться в одно село. Представители каждого маленького села вышли поискать удобное место для постройки нового села.

Они выбрали место и решили жить вместе. Когда жители спросили, какое место вы подбирали для постройки нового села. Один представитель ответил: «Мы нашли место как Аржакуни для постройки села». Аржа это била ханша города Дербента. У нее был очень прочный сундук для драгоценностей. Этот представитель сравнил избранное место для села с сундуком. Именно оттуда исходило настоящее название села Аракани.

В самом деле, селение окружает высокие скалы и глубокие ущелья. Природа сама помогала им защитится от вражеских походов и набегов. У Араканцев был такой закон: У каждого зрелого мужчины должен был иметь конь и оружие. И постоянно проверяли их, в каком состоянии они держат вооружение. Если у кого- нибудь находили худого коня или ржавого оружия, от них требовали солидные штрафы. В результате этого, наверное, араканцам принадлежит огромная земля.

Начиная с равнин Аварского Койсу его земли кончаются возле Верхнего Казанища и насчитывает 10180 г. земли. На равнинах у араканцев есть хорошие плодотворные сады, а в горах они пасут овец. Они занимаются и садоводством и животноводством.

На территории Аракани много горных родников. А среди них ест и «Родник Красавиц». Где это «Родник Красавиц» раньше находилось селение Кариб. Однажды в Кариб приехал сын Дербентского хана. Когда увидел дочь хозяина, он влюбился в нее и стал просить ее руку. Тогда хозяин ему сказал; «Завтра на родник придут все девушки села. Там вы выбирайте себе самую красивую из них». Сын короля согласился и самого утра следил за девушками. Он не мог выбрать себе невестку потому, что девушки были одна красивее другой. На всех жениться тоже было не возможно. Он назвал этот родник – родником красавиц.

Селение знаменито великими учеными, как Саид Араканский, его сын Хаджидада, Хайбула Абдулмеджидов, Абубакар – хаджи и т.д.

У Саида учились первый имам Дагестана Газимагомед, имам Гамзат, имам Шамиль. Его учениками были также известные ученые Дагестана Загалав, Мирзаали из Ахти, Магомед из Яраги, Гаджияв из Ората.

Фахрудин- крупный ученый арабист , педагог из селения Аракани Унцукульского района. Вместе с молодым ,весьма талантливым ученым арабистом Мухаммадом Абдурашидовым в первые годы советской власти открыли в селении Аракани медресе. Основным предметом обучения был арабский язык , преподавал сам Фахрудин. Кроме арабского языка там изучали математику , физику , химию , географию. Отдельные предметы преподавал Мухаммад Абдурашидов.

Вначале в медресе было небольшое количество учащихся из селения Аракани и соседных аулов. Постепенно их число возросло и уже к 1924 году там создали три класса. В старшем учились Муртазаали Абдурашидов , Гаджи Абдулгапуров Гамзат, Зиявудинов, Магомед Абдуразаков из Ирганая и другие, которые в совершенстве овладели арабским языком и пройдя в городе Буйнакске двухмесячные курсы по изучению тюркского языка , стали работать учителями сельских школ в Ирганае, Кудутл , Зирани, Балахани.В следующем группе учились Саид Алиев, Магомед Алиев, Магомед Нурмагомед, Магомед Нурмагомаев, МагомедУзаиров, Бадави Кураев, Магомед Абдулмеджидов, некоторые пришельцы из селений Аймаки, Хохита, Апши и других аулов,которые также по окончании медресе стали учите-лями открывшихся в 1927 – 1928 годы сельских школ, в которых изучали тюркский язык. Отдельные выпускники медресе уже к 1933 – 34 годам окончили техникумы и стали учителями первых советских школ.

В Унцукульском районе в те годы работали заведующими школами и учителями 45 араканцев.

Медресе перестало существовать после трагической гибели Магомеда Абдурашидова. Фахрудин продолжал заниматься с учениками у себя на дому,пока местные коммунисты не начали преследовать его за обучение «чуждому» арабскому языку .

Затем до закрытия Араканской мечети Фахрудин работал ее имамом, а затем был приглашен в город Буйнакск в качестве консультанта Духовного управления Мусульман Северного Кавказа ,где и работал до последних дней жизни .Похоронен на буйнакском кладбище.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля