Аличул Магомед из Тинди

13
0

Поделиться

15 Окт 2009 г.

Все дальше, в пласты веков, уходит от нас первая Кавказская война. Но времена наибов и воинов имама Шамиля не тускнеют в умах последующих поколений не только Дагестана, Чечни и России, но и зарубежных исследователей. Будто блеск горских сабель и русских штыков материализовались в некий сгусток неиссякаемой, как солнце, энергии, которая излучает непрерывный информационный поток, подпитывающий любознательность и дотошность исследователей.

За десятилетия Кавказской войны произошло столько и трагического, и возвышенного, и романтического, что даже гений Льва Толстого решился осмыслить только одного из участников этой грандиозной баталии, которой были охвачены лучшие умы Европы, — Хаджи-Мурата. А ведь героев и с той, и с этой стороны было много, иные из которых увенчаны ореолом славы, а другие ждут своего осмысления и признания.

В минувшую субботу в селении Тинди Цумадинского района состоялось уникальное, без преувеличения, событие. Уникальное не только тем, что на этот раз полномасштабная научно-практическая конференция прошла не в помпезных столичных залах, а в школьном спортзале, но и тем, что из истории Кавказской войны была выхвачена почти неизвестная, но интереснейшая фигура одного из воинов имама Шамиля, не просто воина, а предводителя ополчения аулов нынешнего Цумадинского района и части койсубулинцев (жителей долины Андийского Койсу) — Аличул Магомеда.

Его 200-летие и стало информационным поводом для организации этой научно-практической конференции, на которую пришли люди, знающие историю Кавказской войны, изучающие ее.

Был солидный десант из ИЯЛИ ДНЦ РАН во главе с известным историком-востоковедом Тимуром Айтберовым, руководители соседних районов и селений, именитые алимы и просто люди, которым было очень интересно присутствовать и выступать на научно-практической конференции высоко в горах.

«Научно» — понятно, это выступления и анализ ученых, а «практическая» включала в себя осмотр Тиндинской мечети ХVII века, крупнейшей в Нагорном Дагестане в то время, показ оружия и утвари той эпохи, демонстрацию местными женщинами старинного рукоделия и костюмов.

Важно отметить, что конференция носила характер конструктивный и объединяющий представителей разных конфессий. Вот что сказал по собственной инициативе приехавший в Тинди донской казак Сулейман-хаджи Мягков:

— Не русский народ тогда воевал с Дагестаном, а царь и его окружение. Простого русского парня от сохи рекрутировали и отправляли в любой конец России, и не его это была вина. Но мы, потомки, должны сделать выводы из той войны, ведь сам имам Шамиль пришел к мысли, что в дальнейшем с Россией надо дружить и жить в мире. Сейчас недруги России хотят нас снова стравить друг с другом, но ничего из этого не выйдет. Вторая уже Кавказская война, события 1999 года показали, что Дагестан действительно навеки с Россией.

И еще казак Мягков призвал беречь русский язык, его чистоту: «Ведь на этом языке мы общаемся, этим языком Толстой писал с нескрываемой симпатией о кавказцах».

Итак, что же это за личность была – Аличул Магомед? Чем он прославился?

Если другой тиндинец, Бусаилав, доблестный воин Шамиля, достаточно хорошо известен не только по хронике Тагира Карахского, но и другим источникам, то имя Аличул Магомеда стало известно благодаря современным исследователям. Была найдена хроника Иманмагомеда Гигатлинского, упоминается этот предводитель в книгах «Колоса Сурхай» Саид-Гусена Гиматова, «Сатрап» Магомеда Ахмадилмухтарил и других источниках.

Из хроники И.Гигатлинского:
«В прошлые времена в дагестанских округах проживали предводители (цевехъан), которые участвовали в войне. Это имело место еще до Шамиля. Из обитателей нашего западного края к числу таковых принадлежали Кадиласул Мухамад Гигатлинский, Аличул Мухамад Тиндинский, Кихка Цунтинский, Нурмагомед Гакоевский.

Эти предводители дагестанцев выросли на фехтовании и боевом боксе (кирагI) подобно тому, как другие дети росли, не выпуская изо рта грудь матери».

По рассказам старожилов, Аличул Магомед родился примерно в конце сентября 1809 года в с.Тинди. Он был выходцем из знатного рода, который владел значительными земельными угодьями в тиндальском с.Гьундучи. С детства рос крепким, физически сильным и честолюбивым. В метании камня и в прыжках с места ему не было равных.

У него была сильная тяга к образованию, учился в медресе различных селений, а в 16 лет вынужден был покинуть медресе, после того как избил своего учителя за то, что тот любил выпивать.

Оказывается, в начале каждого месяца Аличул Магомед из дома приносил на себе три мерки пшеницы (примерно 40 кг), а учитель использовал это зерно для приготовления «динди» (горское пиво). Впоследствии его учитель из Хуштада и имам с. Карата были инициаторами выбора Аличул Магомеда предводителем войск.

В 18 лет он был предводителем тиндинцев. В 19 лет совершил хадж в Мекку. В свои 20 лет он стал предводителем почти всех обществ верховья Андийского Койсу.

Есть предание, что в окрестностях Гьундучи    спрятаны личные драгоценности Аличул Магомеда, в том числе трофейная золотая сабля Чавчавадзе. За мужество, проявленное в боях, Чавчавадзе неоднократно награждали высочайшими наградами, а Багратион даже вручил князю золотую георгиевскую саблю с надписью «За храбрость». Возможно, речь идет именно об этой сабле.

«В декабре того же года в Томурском обществе начали готовиться к очередному походу. Здесь также собрались мухаджиры из Чарских обществ, собралось большое войско из общества Антратля. С таким же войском прибыл из Богосса (Тинди) Аличул Магомед.

13 декабря из с. Камилух Аличул во главе объединенного войска выступил в поход. Прорвавшись через снежные Маалинские горы и Ахлимские леса, Аличул овладел Белоканами. На следующий день царские войска попытались вернуть Белоканы. Бой продолжался до вечера. Усиленные попытки солдат вернуть Белоканы не увенчались успехом, и они с большими потерями отступили. Аличул тоже принял решение под покровом ночи вернуться в горы». Это отрывок из статьи исследователя М.Омарова «Антратль».

Из хроники И.Гигатлинского: «Со слов Шамиля, когда он в этот день приказал выступить только тем храбрецам, которые воевали в бою при Зоно, и кто-то, с силой взял меня за рукав, и когда мне удалось разглядеть — это был высокий, смуглый, с большим носом и блестящими глазами человек, который произнес: «Эй, гимринец, ты принимаешь нас за детей, захотел — кинул в бой, захотел — нет». Сказав это, он как дикий зверь кинулся на врагов. Имам поклялся, что не было у него зависти ни к чему — как к ловкости, силе, так и к мужеству Аличул Магомеда. А еще имам добавил, что «в этот день один Аличул Магомед и все остальные воины были равны в бою».

Саид-Гусен Гиматов «Колоса Сурхай»:
В то же время сторонникам имама Шамиля удается поднять горцев на борьбу с противником.

Под предводительством Аличул Магомеда из Тинди объединяются все общества верховья Андийского Койсу. Ему удалось объединиться с восточными Аварскими обществами и койсубулинцами под предводительством Алибега и Сурхай-Кади. 16 июня объединенные силы горцев, переправившиеся через Аварское Койсу, спешно атаковали укрепление царских войск в с.Ашильта, а также их правый фланг, расположившийся на Бетлинской горе. В этой битве солдаты потеряли 140 человек убитыми и ранеными. Тяжело были ранены также Аличул Магомед и Сурхай-Кади».

«Сатрап», М.Ахмадулмухтарил:

«В конце февраля Аличул прибыл в Карата и перебил там сторонников Ахмед-Хана. Ахмед-Хан попросил у сардара помощи. В Карата обратно была отправлена усиленная экспедиция генерала Фезе. Аличул Магомед также начал собирать войско в Карата, на помощь ему с гидатлинцами пришел имам Шамиль.

Когда Шамиль обосновался на горе Инчара, Аличул на горе Арижу, генерал Фезе расположил против Шамиля 2 батальона солдат Лабинцева и милицию под предводительством Ахмед-Хана, сам двинулся с двух сторон с остальным войском на Аличул Магомеда и отбросил его с горы. Не помогли и багулалы, которые защищали село Инхело. Шамиль с ожесточенными боями рвался через батальоны Лабинцева на помощь Аличул Магомеду, но прорваться не смог, хотя нанес ощутимый урон противнику.

В конце концов было заключено перемирие между Аличул Магомедом и Фезе, который отступил к Хунзаху. Шамиль отступил к Чирката, Аличул остался в Карата».

И как же завершилась жизнь этого замечательного горца?

По рассказам старожилов, выбравшись из осажденного Гуниба, по пути в Чечню в Тинди прибыл хромой Байсунгур Беноевский. По его рассказам, Аличул Магомед и он не были согласны  с решением Шамиля прекратить борьбу и сдаться  в плен, и они закурили табак, сидя за огромным валуном. Шамиль разозлился, увидев, что кто-то закурил, нарушив его запрет. «Это что за новость, Аличул?» — спросил Шамиль. В ответ Аличул прыгнул на стену, отделяющую солдат от мюридов, а оттуда – на их штыки, держа наготове кинжал и читая такбир.

Здесь Аличул нашел свою смерть.

Говорят, увидев эту картину, Шамиль  сказал: «Кому кому, но тебе можно было курить, Аличул…». Место захоронения Аличула остается неизвестным.
Эти и другие не менее интересные факты из истории Кавказской войны прозвучали на конференции. Один из ее организаторов и докладчик профессор ДГУ Али Магомедов сказал: «Блеск медалей наших чемпионов — это блеск сабель наших предков, историю которых, к сожалению, мы пока знаем хуже, чем историю наполеоновских походов».

Еще он справедливо заметил, что некоторые нечистоплотные политики пытаются изобразить историю горцев как сплошные набеги на соседей. Это, конечно, не так. Примером тому тиндинцы: возделываемая ими пшеница кормила не только их, но и жителей соседних аулов.

Другой профессор ДГУ Шамхалдибир Исаев заметил: «Пока существует история, существует народ. Поэтому нам нужно изучить и хранить свою историю».
Профессор Тимур Айтберов, ученый-физик Магомед Гусейнов, педагог из с.Гигатли Магомед Дибирасулов, сотрудники ИЯЛИ Магомед Магомедов, Асхабали Абдусаламов, и.о.главы администрации Цунтинского района Магомед Магомедов, имам Тиндинской мечети Хусен-Хаджи и председательствовавший на мероприятии руководитель Цумадинского района Абдурахман Камилов говорили о необходимости дальнейшего, непредвзятого анализа минувших дней, при этом они подчеркивали: добытые новые знания должны нас объединять, а не разъединять, сделать друзьями, а не врагами, главное – осознать, что истории Дагестана и России неотделимы, как и их народы и государственность.

Научно-практическая конференция в Тинди стала ярким и запоминающимся событием. И заслуженная похвала ее организаторам, главе администрации с.Тинди Магомеду Коратову, потомку Аличул Магомеда – Магомедгаджи Аличулаву, руководителю портала Tsumada.ru Гусену Халилулаеву и другим.
И, наконец, практический результат конференции в форме решения: изучать свою историю, крепить  мир и дружбу между народами Дагестана и России, создать в Тинди дом-музей Аличул Магомеда в виде сакли-башни.
Удачи вам, тиндинцы, в ваших благих делах!

, раздел: Личности

Автор: Абдурахман Магомедов / Источник: "Дагестанская правда"
13
0

Поделиться

0

15 Окт 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Тинди-шагьар

    К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...

    7

    Июн 2018 г.

  • Надмогильные памятники рассказывают…

    Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн...

    13

    Июл 2012 г.

  • Тиндинский хинкал под луковым соусом

    Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....

    0

    Май 2011 г.

  • Одежда, кухня и жилище тиндинцев

    Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...

    74

    Янв 2011 г.

  • На туристских маршрутах

    …Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...

    6

    Сен 2010 г.

  • Там, где ты родился, – аул Тинди

    Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...

    8

    Фев 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля