Цумадинский район
Поделиться
04 Сен 2008 г.
Да уж! Лингвистические изыски наших предков до сих пор представляют для языководов, даже для такого универсального и дотошного, как Казбек Микаилов, ребусы, которые вряд ли когда-нибудь будут до конца разгаданы.
Перечисленные выше названия населенных пунктов – это хутора (и то не все!) Тиндинского сельсовета, выражаясь старорежимным языком. То есть, вокруг селения Тинди Цумадинского района, самого крупного и в свое время входившего в так называемую «золотую десятку» имама Шамиля, разбросаны на отрогах Богосского хребта около двух десятков «кули» — хуторов, в которых проживали до 10-50 семей. Теперь их гораздо меньше, а некоторые разрушены временем или же миграцией. Но не умирают маленькие, да удаленькие аулы – живут здесь люди. И говорят они на своем тиндинском языке.
Я — тиндинец, проведший свое детство не только в самом «Тинди-шаар» (т.е. столице всех окрестных хуторов и мелких аулов – Ангида, Акнада, Эчеда, Тиссии и др.), но и на хуторах Мухарха и Тенла, где проживали моя бабушка и тетя. Не могу вспоминать это золотое и беспечное время без трепета и чувства безвозвратно утраченной детской безмятежности.
Тогда было голодно и холодно в буквальном смысле: послевоенные 50-е годы. Сладости и хорошая одежда были детской мечтой. Я украдкой грыз каменный сахар из маминого сундука, носил ватную фуфайку и катался зимой по заледенелым аульским улочкам на башмаках, подбитых резиной автошины одноруким сапожником Сарданом. «Сникерсов», конечно, мы не ели, зато как вкусен был крупный в полкило пшеничный хинкал из непросеянной муки, размолотой на местной мельнице, с овечьей брынзой! Это тот самый тиндинский крупногабаритный хинкал (самая крупная пашня Цумадинского района находилась на территории Тиндинского сельсовета), который во время Великой Отечественной войны многих спас от голодной смерти…
В каждый летний отпуск, приезжая в родной аул, я не забываю о милых сердцу кули-хуторах. Они тянут к себе своей простотой и первозданностью быта и природы, не отягощенных городскими заботами и политическими катаклизмами, меняющими все и вся, но только не синусоиду горных вершин и ущелий. Они еще выстоят. Донесут до наших далеких потомков нашу энергетику, оставленную на звонких сланцевых вершинах «сердца» Дагестана – Богосского хребта.
Конечно, жители нынешних городов-гигантов смотрят свысока на подобные демографические точки на теле планеты. Но откуда все мы родом? От неандертальских стойбищ до современных мегаполисов путь пролегал через хутора и аулы, в которых остались наши с вами следы. Я горжусь тем, что в этом плане «наследил» основательно. Метла и швабра тут ни к чему: пусть по этим следам пойдут наши дети.
Поделиться
04 Сен 2008 г.
Похожие статьи
Хабиб Абдулманапович Нурмагомедов родился 20 сентября 1988 года в Сильди Цумадинского района Дагестана. Российский боец смешанного стиля....
Фев 2019 г.
Мировая звезда смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов выходит на бои под одну и ту же песню – «Дагестан», написанную еще десять лет назад...
Фев 2019 г.
Хуштада. Одно из селений Дагестана, в котором функционировали союзы мужчин, называемые «общими домами». Местный краевед и историк Абдулла...
Окт 2018 г.
1. Начало Хабиб Абдулманапович Нурмагомедов родился 20 сентября 1988 года в селении Сильди Цумадинского района (Дагестан, Россия). Его отец...
Окт 2018 г.
К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...
Июн 2018 г.
Надежда Кеворкова сделала отличную журналистскую карьеру, но неожиданно (и для самой себя) всё бросила и уехала преподавать историю...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье