Акнадинская диаспора в дальнем зарубежье

0

Поделиться

31 Мар 2010 г.

Расположилось селение Акнада Цумадинского района Дагестана у подошвы Богосского ледяного массива, высота которого достигает 4152 метра. Древние постройки Акнады являются молчаливыми свидетелями довольно-таки занимательной истории этого места: сюда, как в отдаленные и глухие места, имам Шамиль ссылал особо опасных политических врагов, а сами заключенные еще тогда окрестили Акнаду «кавказской Сибирью имама Шамиля». Наиболее известными ее узниками были бывший наиб и главный советник имама Шамиля Юсуп-хаджи Сафаров (Алдынский) и бывший наиб Ансаля Идрис Андийский.

Из этой глуши, в которую и в ХХI веке отсутствует даже пешая тропа, не говоря уже о какой-либо автомобильной дороге, чуть более 100 лет назад по различным причинам в бывшую Османскую империю выехало несколько десятков акнадинских семей, потомки которых к настоящему времени образовали в современных Турции и Сирии значительную по численности диаспору.

Тяжелое экономическое положение и бедность, вызванные отсутствием достаточного количества обрабатываемых земель в условиях высокогорья, развитая система отходничества, а также высокий уровень религиозности населения послужили основными причинами переселения части акнадинцев в единоверную и относительно экономически благополучную Османскую империю. Важную роль в переселенческом движении сыграла и целенаправленная пропаганда османских миссионеров, прямо или косвенно агитировавших дагестанцев и других северокавказских горцев покинуть страну «гяуров» и «кяфиров» («неверных» и «безбожников») и принять подданство турецкого султана — «покровителя всех правоверных». Об этой трагической ошибке своих предков тяжело вспоминают нынешние потомки мухаджиров.

Не вдаваясь в подробности этой обширной темы, следует отметить, что в числе десятков тысяч дагестанцев и сотен тысяч северокавказцев на рубеже ХIХ – ХХ вв. из аула Акнада в Османскую империю разными группами, как уже было отмечено, выехало несколько десятков человек, которые турецкими властями были расселены в вилайетах Токат и Ялова, а также в нынешней сирийской провинции Хама.

Одна из групп акнадинцев, эмигрировавших в Турцию под видом «богомолья», как тогда называли паломничество в Мекку, состояла в основном из членов семьи Мукумагомеда сына Гитинава (родственники нынешнего акнадинского рода Гамзатовых, а также Абдулы Гасанова). В данную группу входили Мукумагомед сын Гитинава, 1825 г.р., его сын Израиль, 1863 г.р., с женой, сын Ангияв, 1868 г.р., сын Гитинав, 1869 г.р., дочь Патимат и др. Дата их переселения точно не известна, старожилы Акнады отмечают, что они выехали из Дагестана «во времена последней поездки устаза Нурмухаммад-хаджи на хадж», т.е. в 1906-1907 гг.

Вначале они обосновались в г. Карсе, затем, в ходе первой Мировой войны из-за угрозы захвата Карса российскими войсками, что и произошло в скором времени, переселились в г.Токат и селение Гюней-кой вилайета Ялова.

В ходе многократных бесед в Дамаске потомок сиухских и акнадинских мухаджиров шейх Мухаммад-Нур Шаабан рассказывал автору, что родители его бабушки (матери отца) происходят из акнадинского рода Даудилал (Даудовых). Они вместе с другими родственниками эмигрировали в Османскую империю на рубеже ХIХ- ХХ вв. и обосновались сначала в городе Муш близ озера Ван, а затем переехали в селение Гёксун вилайета Мараш, составив тем самым вторую группу акнадинских мухаджиров в Турции.

Таким образом, на рубеже ХIХ-ХХ вв. на территории современной Турции акнадинские мухаджиры обосновались в городе Токат – административном центре одноименной провинции, селениях Гюней-кой провинции Ялова и Гёксун вилайета Мараш. Потомки этих мухаджиров в настоящее время разбросаны по всей Анатолии, но основная часть сконцентрирована в Стамбуле и Токате. Десятки их представителей стали офицерами турецкой армии и полиции, журналистами и государственными служащими различных уровней. О нынешней их численности в Турции ссудить трудно, она устанавливается. Однако, по оценкам автора, она может составить около 400 человек.

Что касается потомков акнадинских мигрантов в Сирии, то имеющиеся в Государственном архиве Дагестана материалы свидетельствуют о том, что в 1907 г. акнадинцы Мустафа, Мухаммад, Абдулатип, Махмуд сын Аличу, дочь устаза Нурмухаммад-Хаджи Акнадинского Патимат и другие по паспорту на имя Мухаммада Мустафы оглы выехали в Османскую империю с целью совершения хаджа. Они происходили из нынешнего рода Нуштапагьанди (Мустафаевых).

Мухаммад Абубакар Авари — сын одного из основателей дагестанского селения Джиссин в Сирии акнадинца Абубакара Мустафы, сирийская акнадинка Раджаа Авари – жительница села (третья слева), дагестанская акнадинка Фатима Алиева (вторая слева) с дочерью Индирой (первая слева) среди арабов Джиссина. Сирия, с. Джиссин, январь 1996 г. Фото Б.Алиева.

О дальнейшей их судьбе со ссылкой на своего отца рассказал автору сирийский аксакал-акнадинец Мухаммад Абубакар Авари: «Этой группой акнадинцев руководил мой дедушка Мустафа сын Али (1841 г.р.), который умер вскоре после прибытия в Сирию. В ее состав входили также супруга Мустафы Марзият, будущий мой отец Абубакар, его братья Мухаммад (1878 г.р.), Абдурахман и Саид (1880-1941), сестра Патимат (супруга устаза Нурмухаммад-хаджи), ее дочь Патимат с будущим супругом Абдулатипом (1892-1955), сестра Батина с супругом Алидибиром и сыном Мухаммадом (1892-1973). Мой дядя Мухаммад по пути в Дагестан умер в Турции, а через год на Родину выехал мой дядя Саид, как оказалось, навсегда».

Нажмудин Авари (2-й справа) на годекане вместе со своим двоюродным братом, заслуженным учителем школ Дагестана Магомедом Саидовым (3-й слева), первым директором совхоза Акнадинский Кизилюртовского района Исой Ахмедовым (3-й справа) и советским дипломатом Багавудином Алиевым (1-й справа). Цумадинский район, с. Тинди, июнь 1992г.

По поводу обстоятельств возвращения Саида из Сирии в Дагестан в свое время автору рассказывал также его сын Магомед Мустафаевич Саидов, заслуженный учитель школ Дагестана: «Мои родственники эмигрировали в Османскую империю, продав скот и домашнюю утварь. Однако вскоре после прибытия в Османскую империю, израсходовав все имевшиеся на руках сбережения, стали влачить жалкое существование. Ждать помощи было неоткуда, они были разочарованы «прелестями» османской пропаганды. По решению семейного совета, вскоре из Сирии на Родину был направлен дядя Мухаммад. При транзите через Турцию он серьезно заболел и умер. Получив весть о его кончине, на Родину выехал Саид с задачей продать имевшуюся в Акнаде недвижимость и возвратиться с деньгами обратно. Саид благополучно добрался до родного аула, продал недвижимость всех эмигрировавших родственников и готовился тронуться в обратный путь на «землю обетованную». Шел 1917 год. Октябрьская революция, смута в умонастроениях людей, закрытие внешних границ России, денежная реформа и, как следствие, прекращение хождения царских рублей. В результате – полное банкротство Саида: собранные им с трудом деньги превратились в клочья бумаги, и он вынужден был остаться на родной земле».

В родном селе Саид вскоре женился на односельчанке Марзият, которая родила ему двух сыновей – Магомеда и Багавдина (последний в раннем возрасте трагически погиб в ауле Акнада) и трех дочерей – Заграт, Патимат и Аминат. В настоящее время потомки Саида проживают в селении Акнада, образовав большую семью Саидовых.

Другую группу этнических акнадинцев, проживающих в Сирии (в основном, в городах Хомс и Хама), составляют внуки, правнуки и праправнуки Махмуда сына Аличу МукIу сына Турача сына Гусара, выехавшего в Османскую империю в 1907 г. вместе с потомками Мустафы и устаза Нурмухаммад-Хаджи (кто еще из родственников Махмуда эмигрировало в тот период неизвестно). Представители этого рода, проживающие в селении Акнада, известны как «Гьусаргьанди» и они дальними родственными узами связаны также с родом Нуштапагьанди. Сирийская ветвь рода «Гьусаргьанди» была основана Махмудом, который был женат на Хадижат дочери Максуда (из аула Анди) и Патимат (из аула Дженгутай, которая после смерти Максуда вышла замуж за Хасбулата из Кадара и родила ему 5 детей). Всего же в настоящее время в Сирии насчитывается около сотни потомков Махмуда.

Как рассказывали автору сирийские акнадинцы Бадрудин и Мухаммад Авари со ссылкой на своих отцов, на территорию нынешней Сирии акнадинские мухаджиры прибыли в 1907 г. теплоходом из Стамбула в Бейрут, далее пешком до сирийского города Хама. Вскоре они были размещены в подсобной пристройке одной из мечетей этого города, где прожили два года. Из-за антисанитарных условий и голода среди них и окружающих их людей началась эпидемия желтой лихорадки. Требовалась срочная медицинская помощь и переселение в другой, более благополучный район. Как рассказывал Бадрудину его отец Мухаммад, «печально известная российская Сибирь тогда мухаджирам казалась земным раем по сравнению с жизнью на турецкой земле». После долгих перипетий османскими властями для их расселения было предложено несколько мест в центральной Сирии. Мухаджиры выбрали холмистый район с обширными живописными оазисами близ населенного пункта Саламия в провинции Хама (в 30 км к востоку от Хамы и 270 км от Дамаска). Здесь в 1909-1910 гг. ими было основано селение Джиссин. В последующем в Джиссине обосновались также переселенцы из дагестанских аулов Тинди, Анди, Сиух, Анцух, Акуша, Кадар, Багикла, Кумух, Кая, Чара и Урахи.

Прерванные после Октябрьской революции 1917 г. контакты между сирийскими и дагестанскими акнадинцами были восстановлены в 1965 г. при содействии Муртазалиева Омара Муртазалиевича, находившегося Дамаске в составе Государственного заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», а также ангидинца Ангутаева Гази Мурадовича, находившегося в 1966 г. в течение месяца на международной Дамасской ярмарке в составе советской делегации. В 1980-90-х годах эти контакты значительно активизировались, главным образом, благодаря многолетнему (с 1985 по 1999 гг.) пребыванию автора этой статьи в Сирии в качестве советского и российского дипломата. С начала 1980-х годов по приглашению соотечественников периодически по линии общества «Родина» сюда приезжали различные общественно-политические деятели Дагестана, в том числе Г.Г.Гамзатов, С.И.Сулейманов, М.З.Магомедов и др. А по линии Союза писателей СССР периодически в гостьях дагестанских соотечественников бывал Великий Расул Гамзатов с супругой Патимат.

С 1950-х годов жители Джиссина по различным причинам стали переезжать в города Дамаск, Хомс и Хама. В настоящее время в Джиссине проживает лишь 5-6 дагестанских семей (из более 40). Главой администрации села является Ахмад Алиасхаб – потомок выходцев из аула Тинди, сменив на этом посту своего отца Алиасхаба. Часть дамаскинских акнадинцев имеют дома (дачи) также в дагестанском селении Дейр-Фуль в провинции Хомс.

Жители Джиссина традиционно занимались животноводством и выращиванием злаков, а отдельные семьи специализировались на добыче пищевой соли. Дело в том, что некоторые колодцы, вырытые акнадинцами для полива, оказались солеными и давали насыщенную солью воду, из которой добывали высококачественную пищевую соль.

В настоящее время в Дамаске акнадинцы проживают в микрорайонах Масакен барзе, Акрад и Хаджар аль-Асвад, а в гг. Хомс и Хама – в центральных микрорайонах.

В Дамаске, в микрорайоне Акрад проживают правнучки знаменитого акнадинского устаза Нурмухаммад-Хаджи — Аминат и Нафисат. В общей сложности, по подсчетам автора, в Сирии в 1999 г. проживало 47 потомков устаза Нурмухаммад-Хаджи Акнадинского. Что касается численности его прямых потомков в России (Дагестане), то она составляет более 100 человек, представленные 5 семейными группами, известными в селении Акнада как «устарщув МухIодегьанди» («потомки Мухаммада сына устара»).

По проведенным автором в январе-июне 1999 г. полевым исследованиям, в Сирии компактными группами проживало 348 акнадинцев (составлено поименное древо жизни). В 1980-90 гг. отдельные семьи по различным причинам, главным образом экономическим и семейным, из Сирии переехали в американский город Патерсон штата Нью-Джерси (5 семей), в Саудовскую Аравию (5 семей), Ливан и Ливию по 2 семьи и по одной — в Алжир, Иорданию, Кувейт и ОАЭ.

Из числа сирийских акнадинцев вышло немало известных в северокавказской диаспоре деятелей. В частности: Мухаммад-Нур Аварии (1929-1965), являлся командиром роты в звании старшего лейтенанта, умер скоропостижно в возрасте 36 лет;
Нажмудин Авари, 1936 г.р., окончил юридический факультет Дамасского университета, полковник в отставке, являлся начальником отдела военной контрразведки, заместителем военного прокурора, около 15 лет занимается частной адвокатурой, является владельцем частного адвокатского бюро; Фарук Авари, 1940 г.р., заместитель директора табачной фабрики; Бадрудин Авари, 1946 г.р., являлся начальником смены Службы безопасности международного Дамасского аэропорта, в настоящее время на пенсии, является владельцем маклерского бюро и руководителем дагестанской общины в Сирии;
Абдулла Авари, 1950 г.р., полковник ВВС, являлся командиром военной авиабазы;
Джамал Авари, 1953 г.р., являлся директором центрального спортивного комплекса Дамаска; Джалал Авари, 1956 г.р., штабной капитан сухопутных войск;
Имад Авари, 1972 г.р., юрист, окончил юридический факультет университета г. Хомса, работает помощником прокурора; Шейх Мухаммад-Нур Шаабан (1937-2000) — (акнадинец по линии бабушки) являлся мюридом шейха Назима аль-Кубруси (Кипрского) и продолжателем учения шейхов Шарафудина Кикунинского и Абдулы Дагестани.

В Джидде, на кладбище «Хава» похоронен известный дагестанский богослов устаз Нурмухаммад-хаджи Акнадинский. Его земляки-паломники во главе с имамом селения Акнада Мухаммад-хаджи регулярно совершают сюда зиярат.

Говоря об акнадинских мухаджирах, нельзя не отметить особо устаза (авар. устар) Нурмухаммад-хаджи сына Али сына Ахмеда, известного в Сирии и Саудовской Аравии как Хадж-Нурмухаммад аль-Акнади аль-Дагестани. Родился будущий шейх, по одним данным в 1844 году, по другим – в 1851 г., по третьим — в 1859 году (точная дата устанавливается). С ранних лет Нурмухаммад-хаджи стал изучать Коран и религиозную литературу у акнадинских и других известных дагестанских богословов, в т.ч. у шейхов Загалава Хваршинского и Мухаммад-хаджи Ободинского, который присвоил ему титул устаза кадирийского тариката с выдачей «иджазы». Устаз Нурмухаммад-хаджи не менее трех раз совершил паломничество в Мекку, в том числе со своим наставником шейхом Мухаммад-хаджи Ободинским. Скончался знаменитый акнадинец в Джидде (Саудовская Аравия) в 1907 г. в результате сердечно-сосудистой и острой почечной недостаточности. Похоронен на кладбище «ХIава» в нынешней старой части города Джидды «Аль-Баляд», где покоится прах прародительницы рода человечества ХIавы (библ. Евы).

По данным на 1999 год, среди сирийских акнадинцев имелись: военных – 7 чел., врачи – 8 чел., юристов – 3 чел., инженеров-строителей – 4 чел., авиаинженеров – 2 чел., архитекторов – 1, журналистов – 1, учителей – 3, бизнесменов – 3 чел. Из них в Советском Союзе и России высшее образование получили 10 человек: Айман Мухаммад Авари (Московский авиационный институт), Хассан Мухаммад-Нур Авари (Ростовский архитектурный институт), Ахмад Мухаммад-Нур Авари (Дагестанская медицинская академия), Мажида Мухаммад-Нур Авари (Дагестанская медицинская академия), ИсарФарук Авари (Московский автодорожный институт), Аззам Нажмудин Аварии (Дагестанская медицинская академия), Шеза Нажмудин Авари (Дагестанский госуниверситет, отделение журналистики, после третьего курса перевелась в Дамасский университет), Нидаль Ахмад Шаабан (Дагестанская медицинская академия), Хаджи Ахмад Шаабан (Дагестанская медицинская академия), Ахмад Юсеф Авари (Дагестанский госуниверситет). Айман Авари принял российское гражданство и проживает в Подмосковье, братья Хасан и Ахмад Авари вместе с другими своими братьями Мухаммадом и Яхъей и двоюродным братом Камалем Авари приняли американское гражданство, создали семьи, женившись на американских землячках-черкешенках, проживают в г.Паттерсон штата Нью-Джерси и успешно работают по своим специальностям. А братья Нидаль и Хаджи Шаабан работают врачами по частному контракту в Саудовской Аравии.

Таким образом, в Турции, Сирии и других странах на рубеже ХIХ – ХХ вв. сложилась значительная по численности община выходцев из селения Акнада Цумадинского района Дагестана, многие представители которой до настоящего времени сохранили родной язык, традиции и обычаи своих предков, а самое главное – любовь и патриотизм к этнической родине. Некоторые из них окончили советские и российские вузы и вместе с другими своими сельчанами занимают относительно высокое положение в странах своего расселения. Общая же численность акнадинской диаспоры в дальнем зарубежье (в основном, в Турции и Сирии) составляет более 700 человек. В целом они проживают в 10 странах Ближнего и Среднего Востока, Африки, Америки и Западной Европы, достойно представляя в них родину своих предков.

, раздел: Статьи

Автор: Багавудин Алиев, кандидат исторических наук / Источник: РИА "Дагестан"
0

Поделиться

31 Мар 2010 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля