Камилухская часовня

0

Поделиться

01 Янв 2001 г.

Камилухская часовня — это неизвестный науке памятник христианской культуры в Нагорном Дагестане. Находится он в окрестностях высокогорного аварского селения Камилух (общество Джурмут, ныне Тляратинский район). Даже на карте часовня действительно выглядела недосягаемой — у самых истоков Аварского Койсу, берущей начало в отрогах Главного Кавказского хребта. Территория Аварии исторически граничила с Грузией. Отсюда, с раннесредневекового периода, через горные перевалы, во внутренние области Нагорного Дагестана вливались мощные потоки грузинской христианской культуры. Культурно-политические связи Грузии с горными провинциями традиционно заключались на почве распространения христианства.

Издревле все известные пути (торговые, коммуникационные) из христианских государств Восточной Грузии во Внутренний Дагестан и далее в с. Хунзах, в исторический центр Аварии, следовали через земли обществ Андалала и Гидатля. Не случайно при картографировании многочисленные памятники христианской культуры, обнаруженные в основном на Хунзахском плато, на территории обществ Гидатля и Андалала (известных культурно-политических центров средневековой Аварии), частью на прилегающих к ним землях, выстраиваются в линии, совпадающие с известными выше путями. Долговременное их функционирование (XII-XIV вв.) проливает свет не только на факты проникновения христианства, но и длительного его бытования в бассейне Аварского и Кара-Койсу.

В высокогорной Аварии в раннесредневековый период общества, расположенные между Водораздельным и Андийским хребтами, по мнению Д.М. Магомедова. начиная с I тысячелетия до н.э. входили в состав федерации племен Дидури (общество Дидо, Дидоэти), выступавшей на политической карте как самостоятельная единица. В числе племенных союзов, позднее отпочковавшихся от нее, Д.М. Магомедов называет общества Капуча, Анцух, Гуда, Анцросо, Верхний и Нижний Таш, Ухнада. Джурмут, Ункратль и др.

Согласно церковной агиографии, еще в I в. из. здесь выступал с проповедями христианства святой апостол Андрей Первозванный, который первым <…возвестил Слово Божие» в горах Северного Кавказа. Из агиографии святого апостола Андрея известно, что проповедник «… отправился в Кавказские горы и,… с проповедью пройдя дидойцев, отправился к кистинам, проповедуя Господа и здесь». Миссионерская деятельность, последовавшая позднее (IV-VIII вв.), по всей видимости, не имела успеха. В XI в. Масуди называет дидойцев-«дуданийцев» язычниками. Однако, находясь длительный период в плотном политическом и культурном контакте с Грузией, Дидо не могло оставаться за пределами орбиты грузинской христианской культуры.

В начале XIV в. в известных христианских центрах Северного Кавказа, подчиненных грузинскому патриарху Евфимию -«… Анцухе, Цахуре, Каки-Элисени, Куми, Лекартии, Зари, Вардиани, Ганухи, …церковь народа Хундзи, народа Нахче, Тошегии, церковь Некреси, Лагоэтии» — богослужение, по мнению ряда исследователей, велось в основном на грузинском языке. По всем перечисленным выше церквям и монастырям по приказу грузинского католикоса были высланы Евангелия, переписанные священником Иасе Катиашвили и его 12 учениками, с предписанием руководителям школ преподавать следующие дисциплины: «…веру истинную, философию, жития отцов церкви, жизнь (историю) Грузии и Албании».

По данным письменных источников, хорошо прослеживается интенсификация христианства на Хунзахском плато в Х-XIV вв. Если в 903-912 гг. Ибн Руста отмечал, что « …обитатели замка (т.е. правители Сарира) все — христиане, а остальные жители его все — кяфиры», то в 1333 г. католикос Грузии Евфимий отправляет рукописные копии Евангелии «… церкви народа Хундзи». Несомненно, «церковь народа Хундзи» существовала на Хунзахском плато, в бассейне р. Аварского Койсу, в с. Хунзах — известном христианском центре Нагорного Дагестана средневекового периода. В 1976-1980 гг. Дагестано-грузинской объединенной археологической экспедицией (ДГАЭ) в ее окрестностях были выявлены и исследованы две церкви, датированные Х-ХIV вв. Здесь же был обнаружен камень с древнегреческой надписью строительного характера: «Построили эту церковь в честь святых Косьмы и Домиана…». Церкви, выявленные на Хунзахском плато, представляют немалый интерес в историко-социологическом плане: построенные сельчанами для религиозной службы, они являются доказательством проникновения христианской религии вглубь, в среду местного населения. На территории, прилегающей к Хунзаху, известно местонахождение еще нескольких церквей (сс.Хини, Заиб, Обода, Тадраал, Амитль). Здесь обнаружены многочисленные каменные кресты (молебно-владыческие, кресты-эпитафии из интерьера церкви, намогильные, поминальные) с грузинской и грузино-аварской эпиграфикой, которые также датируются с X в. по XIV в. включительно.

Хунзах на протяжении Х-ХIV вв. оставался крупным христианским центром Нагорного Дагестана, сохраняя за собой столичный статус и в период политической централизации Х-ХI вв., и в период феодальной раздробленности ХII-ХIV вв. Упоминание «хундзcкого католикоса Окропири» (Златоуст — с груз.яз.) в синодике XIV в.(по приписке от 1318 г. в Евангелии, принадлежащем Л.А.Магалашвили) одного из грузинских монастырей на Синае свидетельствует о существовании в Хунзахе митрополии грузинской православной церкви. Именно здесь, в Хунзахе, с его многочисленными памятниками христианской культуры (церквями, христианскими могильниками, эпиграфическими памятниками, каменными крестами и др.), мог располагаться центр Хундзской епархии во главе с хундзcким католикосом Окропири. Вероятнее всего, граница Хундзской епархии находилась в пределах, не превышающих Хунзахское нуцальство. Возможно, под юрисдикцией Хунзахской епархии находились известные историко-культурные центры средневековой Аварии — Андалал, Гидатль, на территории которых отчетливо прослеживаются следы христианской культуры и влияние грузинской православной церкви.
Одновременное упоминание Анцуха наряду с Хунзахом в числе христианских центров северовосточного Кавказа также предполагает здесь существование широкого пласта христианской культуры. Между тем недостаточная изученность региона — археологическая, этнографическая, историческая — не позволяет восстановить в полном объеме древний и длительный процесс христианизации края, проходивший здесь с начала I в.н.э.

Та часовня, о которой говорилось в начале статьи, так будоражила во мне дух первооткрывателя, что я сразу решила сообщить об этом читателям журнала «Народы Дагестана». Находилась она на правом берегу притока р. Джурмут, в 3 км от села, у развалин средневекового поселения, неподалеку от древнего кладбища, которое местные жители называют «могилами неверных».

Часовнями обычно называются маленькие церкви без алтарей. Строили их на кладбищах, либо на дорогах и перекрестках, на открытых местах для молений христиан, временно находящихся вне своего приюта. У Камилухской часовни необычный вид. В метрах 300-х от поселения, на очень крутом склоне горы выделяется огромный валун, с одной стороны образующий гладкую вертикальную стенку площадью 2×3 м. На этой стене выбито изображение христианского креста размерами 48×24 см на вилообразном основании. Перед ней выстроена достаточно большая искусственная площадка 2×3 м, сохранились остатки подпорных стен.

На вершине валуна, на одинаковом расстоянии, выбиты углубления — предположительно гнезда для строительных балок, образующих навес, укрывавший площадку. Валун как бы вертикально врос в гору, и, тем не менее, на той ее части поверхности, которая образует «крышу», тщательно выбиты желобки для отвода дождевой воды, которая могла хлынуть на искусственный навес, созданный перед вертикальной стеной с изображением креста.

На расстоянии метров 50-ти от Камилухской часовни, вниз по склону горы, проходит один из старинных путей, следовавших из Восточной Грузии во внутренний Дагестан.


Автор: П. Тахнаева, историк / Источник: "Народы Дагестана"
0

Поделиться

01 Янв 2001 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Очаг мой, Дагестан

    Если бы дагестанцы осознавали, в каком прекрасном и неповторимом уголке мира они живут, сколько возможностей для отдыха открывает им природа,...

    Дек 2013 г.

  • Рамазан Абдулатипов

    Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович Родился 4 августа 1946 года в селе Гебгута Тляратинского района Дагестана в многодетной семье председателя...

    Июн 2013 г.

  • Мы гордимся героизмом земляка

    Шехсаидов Абас Султанбегович – старший сержант милиции родился 11 октября 1976 года в селении Мазада Тляратинского района Республики Дагестан....

    Июн 2013 г.

  • Свадебные и похоронные обряды по рассказам старожилов

    Свадьбы В большинстве случаях, когда рождались дети или когда они были еще маленькими, родители договаривались между собой, заключали вроде...

    Фев 2013 г.

  • Шахбан Курбанов – бронзовый призер Паралимпиады-2012

    Курбанов Шахбан родился 22 марта 1984 г. в селении Цумилюх Тляратинского района Дагестана. С 2002 года занимается дзюдо в детско-юношеской...

    Янв 2013 г.

  • Источник назван именем Расула

    По дороге в райцентр Тлярата в селении Чильда есть целебный источник. Чем он нас заинтересовал? Тем, что был посвящен народному поэту...

    Апр 2010 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля