Табасаранский район
Поделиться
09 Мар 2009 г.
Процесс исламизации табасаранцев начался, согласно арабскому писателю Баладзори в VII веке, когда арабский полководец Маслама с многочисленным войском появился у Дербента.
Вначале новую религию приняла феодальная верхушка. Так, Масуди сообщает, что в X веке правитель Табасарана был мусульманином. Основная же масса населения оставалась язычниками. Окончательную победу новая религия, по мнению исследователей, одержала лишь к XV веку. Таким образом, процесс исламизации занял около восьми столетий. Своеобразным переломным этапом явились ХII— XIV вв., когда в быту еще сохранялись значительные пережитки домонотеистических верований.
Именно к этому периоду относятся развалины поселения Гамах-гул в двух километрах к северу от селения Хив. В окрестностях его есть развалины и других населенных пунктов: Чуру-гул, Гасул-гул, Калай-гул, Джурас-гул. Предание гласит, что причиной гибели этих сел явились змеи, якобы выпавшие вместе с осадками на землю. Но, учитывая время гибели поселений — ХШ— XIV вв., — следует, вероятно, предположить их уничтожение полчищами монголо-татар и Тимура.
Поселение Гамах-гул находится на приречной террасе у реки Рапакчай. От него остались лишь развалины, сохранилось небольшое кладбище с 40 надмогильными плитами и надмогильное сооружение – «гюмбет», относящееся к 60 годам XIX века.
На кладбище проводились раскопки. Их вела группа, возглавляемая сотрудниками ИИЯЛ ДНЦ АН СССР антропологом Ю. М. Гаджиевым. Было установлено, что здесь захоронено 25 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 15 взрослых. Четыре черепа пробиты ударами кинжала или топора.
Могильные ямы сделаны в виде вытянутого четырехугольника глубиной 1,5 —1,8 метра. Детские захоронения расположены на глубине не более 1 метра. Погребальная камера устроена не по мусульманскому обряду — сбоку могилы, а внизу на правой стороне. Это место обмазывалось специальным глиняным раствором.
В детских захоронениях обнаружены бусы, ожерелья, кольца, бронзовые браслеты. Это также нетипично для мусульманских захоронений, так как ислам запрещает класть в могилу какие-либо предметы, помимо покойника, облаченного в саван.
На кладбище есть надмогильные плиты с куфическими и полукуфическими арабскими надписями. Большинство из них пострадало от времени и трудноразличимы. Но некоторые из них расшифрованы известным дагестанским ученым, знатоком арабской эпиграфики А. Р. Шихсаидовым.
Хотя кладбище и заброшено, местные жители все же ходят сюда на поклонение. Объектами поклонения служат «гюмбет» над могилой какого-то святого, также дерево Гамах-пир Достопримечательности кладбища, относящегося к переходному этапу от язычества к мусульманству, на этом не исчерпываются. Есть здесь и «священный» камень — известняк-ракушечник, большая часть которого находится в земле. Этот камень («лизи-гван» — белый камень) служит объектом почитания, в особенности в период засухи. Чтобы вызвать дождь, жители окрестных сел проводили особый обряд. Группа взрослых и детей во главе с муллой направлялась к этому камню. С него топориком откалывали крошки, которые бережно собирались муллой в платок. Затем процессия отправлялась на речку, где мулла, встав на камень посреди реки, ссыпал каменные крошки в воду, читая при этом молитвы из Корана. Находящиеся на берегу дети бросали камешки реку, стараясь обрызгать находящихся на берегу и муллу. Участники обряда расходились по домам, веря, что дождь пойдет тотчас как только крошки «священного» камня достигнут моря.
Раннемусульманский могильник Гамах-наквар – один из замечательных памятников истории, которыми так богата земля Табасарана. Он требует к себе внимания со стороны общественности.
Р. Сефербеков, «Дагестанская правда», 27 июля 1991 года, № 150
Поделиться
09 Мар 2009 г.
Похожие статьи
Деревянный мост в Гулли
Мар 2019 г.
Крепость семи братьев и одной сестры
Мар 2019 г.
Перед этим: Дагестанские водители. Холодный Избербаш. Каспийское море и Самурский лес. #1 В планах на сегодня было добраться до селения...
Янв 2019 г.
Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является Хучни Одним из древних не только табасаранских, но и...
Окт 2018 г.
Чудеса территориальные Как я уже писал, Дагестан – это обитель множества народов. Республика говорит на примерно тридцати (!) разных языках...
Окт 2018 г.
В Табасаран я попал в августе 1962 г. по приглашению писателя Муталиба Митарова, бывшего в то время секретарем райкома партии. Вместе с ним я...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье