Джулинцы произошли от гуннов?

13
0

Поделиться

01 Янв 2002 г.

В живописном уголке на стыке четырех районов (Хивского, Агульского, Кайтагского и Табасаранского) и четырех народностей Дагестана — табасаранцев, лезгин, агульцев, даргинцев, — расположено небольшое (чуть больше 100 хозяйств) село Джули Табасаранского района.

Местные жители происхождение названия своего села связывают со словом «зул» — полоса, на которой расположено село между двумя реками Рубас-чай и Джули-чай — это откос предгорной гряды, длина которой составляет около 15-20 км. Первая начинается на территории с. Хурсатиль Хивского района, а вторая — на территории с. Атрик того же района. Реки протекают с запада на восток и соединяются в километре восточнее села, образуя одну реку, которая и впадает в Каспийское море под названием Рубас.

Объяснение происхождения названия села от слова «зул» кажется не совсем верным, поскольку почти все сёла Верхнего Табасарана расположены на «зулах»- и должны были называть «зулар» или «зулгар», что не соответствует действительности. А расположение на «зулах» объясняется рельефом местности. Жители этих сел – беженцы или переселенцы с равнины, перебравшиеся на автономные «зулы», а реки, речушки, или просто глубокие овраги служили ествественными границами между этими селами. Так выбирали прошлые поселенцы места, удобные для самообороны на случай опасности со стороны.

Село Джули — это центр союза племен под названием «гъуннар» или «гъунуар». Когда джулинцы попадают в село Хив, то их приветствуют: «Ассаламу алейкум, гъунажви» — (жви — мужчина). От села Куштиль Хивского района — всю эту полосу Верхнего Табасарана хивские жители называют — «гъуннар». В центре этой полосы и расположено с. Джули. Относительно «гъуннов», в многотомной «Истории Дагестана» сообщается, что в конце IV в. н.э. в Северный Дагестан вторглись многочисленные орды кочевников — гуннов. Постепенно они проникли в приморский Дагестан и в область, расположенную «выше Дербента». Армянские источники стали называть эту область «Страной гуннов», (гъуннов) или совсем по-табасарански «гьуннарин вилаят».

А другой источник уточняет, что группа «белых гуннов» проникла в горы выше Дербента и там ассимилировалась. Эта версия происхождения джулинцев достойна внимания. И не только джулинцев, но и всех табасаранцев, проживающих в лощине Верхнего Табасарана от горы Кварквул до Кувжика включительно. Далее — пределы даргинцев Кайтагского района.

Но вернемся опять в Джули. Самая восточная территория, принадлежащая селу, расположена в двух километрах ниже села на правом берегу реки Рубас, сразу же после его слияния с рекой Джули-чай. Участок около 2 гектаров. На территории Хивского района эту местность называют Ханит. Непонятно происхождение названия и не ясно также, каким образом этот клочок сенокосной земли на чужой территории стал принадлежностью села. Самый северный участок «Ярхи Тав» (Длинная Гора) площадью около 800 гектаров расположен на территории Агульского района. Это летние пастбища крупного и мелкого рогатого скота близ села Фите Агульского района. Селу принадлежит также участок «Юарчак» на юго-западном правобережье реки Сулак (к реке, образованной слиянием Аварского и Андийского Койсу, никакого отношения не имеет, это просто совпадение) на границе между Хивским и Табасаранским районом. Там расположены сенокосные пастбищные территории площадью около 100 гектаров. Термин «Карча» означает «высоконосящий», «Карчай» по-табасарански это «рог», и название джулинского участка к селу Карчаг также никакого отношения не имеет.

Следует отметить, что происхождение названия села Джули как многих сел Табасарана, да и всего Дагестана очень трудно объяснить, а порой и невозможно. Вот, например, одно из основных сенокосных угодий на северо-востоке села называется «Арфанаирихъ». «Арфанаи» по-табасарански — «огурец», но местность эту никак нельзя связать с огурцом. За этим участком простираются пастбища под названием «Дувси къан» — «Стоячий камень». Поди поищи на многогектарном пространстве стоячий камень. С другой стороны, весь этот массив расположен на более чем тысячеметровой высоте над селом, отсюда видна и панорама Каспийского моря. Но это не стоячий камень, а громадный массив. На юго-западе расположена лощина «Урчити», которая спускается круто к долине быстротечной реки Рубас. А ниже до села — перечень наименований: Асккан сив (Нижнее плато), ЧунтIарикк (?), Сайд гъар (Дерево-свидетель, но… чего свидетель?), Заан (Верхний), Асккан (Нижний), Дюрхлякъ (Овраг), Хюркка, Шрин кIул, Вукъарин гъяр, Зирдарин къуликк, Туриъ, Исликъ и окраина села Раццарихъ (ток, где раньше молотили колхозный урожай). Подавляющее большинство этих наименований никак не объяснишь и не переведешь. Зато все пашенные и луговые участки на территории села названы именами своих наследственных владетелей доколхозного времени: Макнан хяр (луг Макана), ГюльцIерин, Чихарин хутIил (пашня), а наименование рода (тухума) без конкретного имени тоже характерно, как, например, Мазнан хутIил (пашня Мазнана) и т.д. Еще одна характерная особенность для села: кладбища прикрывают село с востока и с севера. Южная и западная окраина не имеют захоронений. Это объясняется, скорее всего, рельефными соображениями, поскольку ни в одном из ближайших селений подобные ограничения по сторонам горизонта не наблюдаются.

Характерно и то, что некоторые тухумы имеют свои родовые кладбища — Бедерин никъар (кладбище тухума Бедер, где они и поныне хоронят своих умерших сородичей). Все остальные хоронят на общих кладбищах, которые почти в каждом селении делятся на нижнее и верхнее, как делится и село — асккнар (нижние сельчане), и заънар (верхние сельчане). Тем более, что село расположено на склоне горы и расстояние между крайними домами по пешеходному маршруту порядка 1,5-2 км.

Невозможно не сказать еще об одной особенности этой местности. Примерно в 100 метрах в гору от села растут три священных дерева одного возраста. «Пир» — священное дерево. Пъурдин пир, Иччви пир — и (Красивый бук) и ЧIихтIил (название местности) пир. Случайно ли? А десятью метрами выше этих деревьев на высоте на расстоянии около 10 км., расположены два озера ВергIил (название местности), в которые не впадают реки. И подпитываются они, скорее всего, изнутри. В сырую погоду вода выходит из берегов. Оба озера имеют равную площадь, а вода служит питьевой для скота.

, раздел: Народы

Автор: И. Магомедов / Источник: журнал "Возрождение", № 8
13
0

Поделиться

0

01 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля