Продолжатели древнего промысла

0

Поделиться

01 Авг 2018 г.

Михаил Брагин

Москва

Предгорное село Испик в Республике Дагестан с древних времен славилось гончарных дел мастерами, но с течением времени, былая слава лучших гончаров понемногу утрачивалась. Испикская керамика благодаря своим высоким декоративным качествам, в дагестанском прикладном искусстве занимает особое место. Хотя культура зародилась много веков тому назад, она до сих пор поражает нас своей красотой и технологиями, опередившими свое время. Она не похожа ни на одну другую культуру и именно это определяет ее бесценность, требует пристального внимания как со стороны специалистов, так и государства. В научных кругах и сейчас идут споры относительно происхождения этой культуры.

Мой рассказ о знакомстве с одними из хранителей этой культуры.

В мастерской, в селе Сальян, в километре от Испика, мы увидели только заготовки. Семья Шерифовых, с которой мы познакомились -династия мастеров гончарного производства.

Керамические изделия изготовлялись из специальной глины, добываемой недалеко от тех селений, где занимались этим ремеслом. Мастерские иногда строились отдельно, но чаще занимали одну из комнат жилого до­ма. Стены мастерской оборудовали специальными полками (кьехчин къапарин дезге), куда ставились готовые изделия из необожженной глины. 

Глину складывали на площадку, обставленную досками, обливали водой и мяли ногами, выбирая при этом из глины посторонние предметы, сор, камешки. Затем глиняное тесто оставляли на два-три дня, после чего опять мяли.

Из приготовленного таким образом глиняного теста начинали формовать изделия. Для этого мастер брал достаточное количество глины, еще раз мял ее руками и клал на верхний круг станка, затем садился на край ямы, где помещался станок, упираясь ногой в нижний его круг. За тем той же ногой гончар приводил ось станка во вращательное движение, после чего мог придавать своим изделиям любую необходимую форму.

Станок был деревянный и состоял из двух кругов, соединенных осью на расстоянии 67 см друг от друга, верхнего диаметром 27 см, а нижнего диаметром 64 см. Помещался он посередине комнаты в специально вырытой для этого яме глубиной в 1 м, так что верхний круг станка нахо­дился на одном уровне с поверхностью пола.

За работой — средний сын Шерифова Магомедигроми — Шакир.
В настоящее время производством гончарных изделий лезгины: почти не занимаются. Правда, несколько мастеров из Испика, Еникеита, Мюгюча в совхозных мастерских изготовляют в небольшом числе поливные сосуды с белой ангобной росписью. Упадок данного промысла объясняется главным образом широким проникновением в быт населения покупных керамических изделий, которые ныне во всех лезгинских семьях успешно заменили предметы местного производства.

Сушка изделий из необожженной глины производилась или в том же помещении, где они изготовлялись, или же где-нибудь под навесом, на крыше или во дворе и т.д. Высохшие изделия обыкновенно полировались гладким камнем, после чего поступали в обжиг.

Инструменты гончара.

Старший сын Шерифова Магомедигроми — Низами Шерифов, в полной мере перенял старинные технологии и в его руках дело предков заблистало новыми гранями. Так случилось, что Низами с семьёй переехал на постоянное жительство в Кимрский район Тверской обрасти в с. Ильинское.

Предгорное село Испик в Республике Дагестан– малая родина Низами Шерифова. Село с древних времен славилось гончарных дел мастерами, но с течением времени, былая слава лучших гончаров понемногу утрачивалась. И так случилось, что на момент детства и отрочества Низами в селе остался единственный непревзойденный мастер– его дедушка, который не хотел уйти из жизни, не передав древнее мастерство сыну или внуку. И именно Низами принял в свои ещё не окрепшие руки бесценный дар владения искусством «оживления» глины, превращая бесформенный ком в настоящее произведение искусства.

Магомедигроми Шерифов демонстрирует нам печь для обжига и рассказывает, как он изготавливал ее своими руками по технологии предков, передававшихся из поколения в поколение 

Обжиг производился в специально приспособленных обжигательных печах под названием «куьм». Печки эти строили из сырцевого кирпича недалеко от мастерской гончара. Печка имела куполообразную форму с четырьмя дымоходами у основы. Глубина ее достигала 2,5 м с диаметром к 184 см у основания. Спереди печки находилось небольшое отверстие 50 X 60 см, где в течение трех-пяти суток постоянно поддерживался огонь. Наверху имелось небольшое круглое отверстие (диаметром 40—45 см), откуда было видно достаточно ли обжигаемые предметы покраснели. Для обжига в качестве топлива применяли дрова, хворост и кизяк. Обжигали изделия до красноты.

Посуду для обжига ставили в специальное отделение. 

Печка имела куполообразную форму с четырьмя дымоходами у основы. Глубина ее достигала 2,5 м с диаметром к 184 см у основания. 

Сюда закладывались изделия для обжига

Мастерская расположена в старом доме отца Магомедигроми — Айдемира Шерифова в селе Сальян, который тот построил своими руками. Обратите внимание на звезду под самой крышей — фирменный знак строителя с фотографией в середине звезды. На следующей фото она будет показана крупно.

Звезда под крышей дома Айдемира Шерифова — деда Низами и Шакира, отца Магомедигроми. 

Готовые работы старшего сына Магомедигроми — Низами Шерифова.

В доме Шерифовых в селе Испик я посмотрел несколько готовых работ Низами Шерифова. Именно Низами принял в свои руки бесценный дар владения искусством «оживления» глины, превращая бесформенный ком в настоящее произведение искусства.

Подпись автора — Низами — на одной из работ.

Уникальные произведения искусства рождаются в руках талантливых мастеров, сохранивших и возродивших древнюю, исчезающую технологию Испикской керамики. Очень жаль, что государство не уделяет достаточного внимания этому поразительному искусству и люди в России ничего не знают о такой достопримечательности, о такой жемчужине Лезгистана, как испикская керамика.

Источник

0

Поделиться

01 Авг 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Мастера Дагестана. Гончар за работой

    Программа посещения Сулейман-Стальского района начиналась с цеха испикской керамики и дома мастера-гончара, куда мы отправились сразу же...

    Окт 2013 г.

  • Са тIвар алай пуд хьур

    Лезгийрин са риваятда икI лугьузва: "Садра Къубадай пуд лезги кьегьал душмандихъ галаз женг чIугуна яргъариз акъатнай: Абур стхаяр тир. Векер,...

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля