Описание села Хпюк

0

Поделиться

24 Апр 2018 г.

Настоящее название села: Хпек (деформированно Хпюк). Так он обозначен в топографических картах.

Село находится в историческом центре Кюры — прошлом это был один из густо заселенных его частей. В этой местности, бассейне рек Макавац и Ругунвац, ранее существовали такие сёла, как ближайшие соседи хпекцев – Цициг, Чилик, Келе, и более отдаленные Хпитар, Макар, Ругун и другие.

Этимологии топонима «Кюре» на данный момент нет четкого, научно обоснованного объяснения.

По одной из версий, название Кюре возникло от этнонима «кюринцы», который в свою очередь произошел от названия реки Кура, по-лезгински «Кюр». Согласно этой гипотезе, изначально нынешние жители историко-географической области Кюре жили в бассейне реки Кура, но под натиском чужеземных племен были вынуждены переместиться на более безопасный Север и осели в нынешнем ареале обитания.

С собой они привезли свое нынешнее название «куьревияр» – выходцы с Куры, которое потом закрепилось и дало название левобережью среднего течения Самура. Версия при всей своей кажущейся логичности имеет один минус: она не может ответить, когда, в какие века произошло это событие, почему эти люди не осели на правом берегу Самура, почему не осталось никаких следов на пути столь масштабного переселения.

Мы знаем, что еще в начале XVII века местное население называло себя «Кюры» — именно так жители города Шабран (до недавних времен Дивичи) и окрестных земель представлялись секретарю Гольштинского посольства в Персию Адаму Олеарию, проезжавшему через лезгинские земли. Но ни о каких массовых миграциях с берегов Куры на берега Самура науке не известно.

Согласно второй версии, морфема «кюр» не имеет отношение к гидрониму, т. е. названию реки Кура, а скорее наоборот. Слово «Кюр» в пралезгинском языке означало реку, это слово сохранилось в некоторых лезгинских языках, в частности, крызском и будухском как «кур» (У.А.Мейланова. Будухско-русский словарь).

Это древнелезгинское слово или праформа слова и дало название или области, или непосредственно местным жителям. Но эта версия тоже порождает много вопросов и пока не имеет серьезного обоснования.

Но какой бы ни была этимология этого термина, первоначально, на наш взгляд, это было названием населенного пункта. Именно такой путь образования новых наименований – распространение на всю территорию названия города или иного крупного поселения, возвысившегося экономически и политически в той или иной местности, очень часто встречается в мировой истории.

Так было в случае с Римом, когда подвластные ему земли со временем восприняли название и «римскую» идентичность.

Лезгинская история в этом плане не уникальна в мировой истории. Таким путем произошло название «Цахур» как территории, включающей земли, принадлежащие данному народу. Уже потом это стало экзонимом народа, самоназвание которого «йыхъбы». Село Цахур, победив в кровавой борьбе своего конкурента, село Хиц, стал доминировать в верховьях Самура. Со временем, однако, народ, обжив более благоприятные территории на южных склонах Кавказского хребта, разросся и образовал так называемый Закатальский гёз – союз из трех мелких союзов сельских общин, а также весьма влиятельное Илисуйское султанство.

Сам Цахур с прилегающими селами, образующими «Горный магал», в некоторой степени превратился в периферию цахурского мира и долгие годы находился если не под прямым диктатом Илису, то во всяком случае под его влиянием. Но, тем не менее, и народ, и занимаемая им территория, носили однажды возникший историко-географический термин «Цахур».

О происхождении топонима «Кюре»

Более обширным было распространение названия другого населенного пункта – Ахцах(Ахты). Ахтынцами, как свидетельствует командовавший войсками в Южном Дагестане генерал Комаров, называли по крайней мере всех лезгин Самурской долины, а сама территория именовалась «Ахцагьпад», т. е. Ахтынская сторона, как и Къубапад, Баку пад, Шеки пад и т. д. (Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области). В русских документах того времени это словосочетание превратилось по аналогии с названиями двух соседних в «Ахты-пара». Мало того, «это название жители и сами себе придают, чтобы обозначить в общих чертах, откуда они родом», писал П. К. Услар (Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. VI. Кюринский язык).

Таким образом, судя по всему, возникли и названия «Кюре» и «кюринцы». Город-крепость Кюре, судя по дошедшим до нас описаниям начала XIX века, был самым крупным и укрепленным в прилегающей области. О нем упоминается также в хронике Махмуда из Хиналуга, повествующего о событиях ХIV-ХVвв. В хронографе, высеченном на могильном камне из селения Гельхен, говорится о «разорении селения Курах и Кюры рукой Шейх-шаха (ширваншах Ибрахим II – авт.) в году 917 (1511-12 гг – авт.)».

С высокой вероятностью можно говорить о том, что город Кюре был центром союза сельских общин, потому что столь укрепленное поселение в стратегически важном и защищенном месте не могло быть рядовым. Этот союз мог верховенствовать в более крупном объединении союзов сельских общин. Мы считаем, что иного статуса в обществе, где обитал вольный народ, даже у такого большого города, быть не могло: структура нашего общества того времени не знала и не допускала иных форм общественно-политической жизни, кроме добровольных союзов сельских общин (вольных обществ) и их объединений.

Ну а какова этимология слова «Кюре», какой смысл оно несло в себе, — это уже тема отдельного разговора.

Автор статьи: Магомед Шерифалиев

, раздел: История

0

Поделиться

24 Апр 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля