Учитель с большой буквы

7
0

Поделиться

07 Окт 2009 г.

Все мы, студенты-филологи, знали, что «наш Гамидулах» — самый молодой кандидат наук в университете. Знали, что он первый среди дагестанцев получил ученую степень по современному русскому языку. И первым из дагестанцев был избран на должность заведующего соответствующей кафедрой. Знали о полемике по вопросам развития русского языка и его преподавания в вузе, в которых «наш Гамидулах» всегда побеждал. Нам казалось, что он никогда не устает, и мы не могли объяснить себе, откуда у этого молодого преподавателя такая неисчерпаемая энергия и способность зарядить ею студентов. И только потом, когда научились смотреть на жизнь глазами своего Учителя, когда старались подражать ему и представлять его поведение в той ситуации, в которой оказался сам, поняли: источник этой неуемной позитивной энергии, мощных духовных сил в его неутолимой жажде работать, созидать, искать и находить. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что у Гамидулаха Исмаиловича Магомедова этот источник вообще не оскудевает. Он и сегодня такой же обильный, как и сорок, пятьдесят лет назад.

Гамидулаху не было и трех лет, когда волей судьбы он лишился матери, а вместе с ней – и чудесного мира материнской ласки и любви. Но то святое, облагораживающее начало, которое Гамидулах впитал с материнским молоком за первые годы своей жизни, стало для него достаточным, чтобы стать таким, каким его хотела видеть мать.

Окончив Чухверкентскую начальную школу Сулейман-Стальского района, Гамидулах продолжил учебу в Хутаргской семилетке. Это в 5 километрах от дома. Каково приходилось мальчику десяти-одиннадцати лет, особенно зимой без теплой одежды, исправной обуви, ежедневно шагать туда и обратно? После смерти матери на руках отца осталось пятеро детей, и надо было после занятий в школе помогать ему по хозяйству.

Семилетку закончил без единой «четверки». Встал вопрос: что теперь делать? Ближайшая средняя школа в Касумкенте, в 20 километрах от родного села. А там жить негде. Ходить каждый день в школу и возвращаться домой – невозможно. Остаться в селении пасти телят, помогать отцу?

В это время приехал старший брат, который учился в Дербентском педучилище, и сказал:

— Послушай, Гамидулах, там 12 рублей стипендию дают. На эти деньги как-нибудь можно прожить. Давай, поступай в педучилище.

На следующий день оба брата на подводе односельчанина Казихмана, который работал в колхозе, добрались до Белиджей. Дождались товарного поезда и на нем «зайчиком» доехали до Дербента. Экзамены Гамидулах сдал успешно и поступил в педучилище.

Первый диктант – «красный». Иначе и не могло быть: в семилетке основное образование давали на родном языке, а русского языка учащиеся почти не знали. Он изучался как предмет и то не как самый важный.

— В педучилище русский язык нам преподавал участник Великой Отечественной войны Иван Миронович Баланев, — вспоминает Гамидулах Исмаилович. – Мне тогда казалось, что он человек без души. Абсолютно без души. Он знает, если я получу «тройку», мне стипендию не дадут. Его это не волновало и никому никаких снисхождений не делал. Как быть?

Общежитие, столовая и учебный корпус были в одном дворе. Ночью я ходил в класс и допоздна, иногда до утра, занимался самостоятельно. И русский язык стал моим любимым предметом.

На госэкзамене Гамидулах Магомедов диктант написал уже на «отлично» и с отличием закончил педучилище. Как отличнику ему разрешили поступить в вуз без обязательной отработки двух лет в школе. Подал заявление на русское отделение филологического факультета ДГУ. Потом передумал: конкурс большой, многие на вступительных экзаменах проваливаются. А вот на русско-дагестанское отделение отличников принимают без экзаменов.

Написал заявление с просьбой перевести документы с русского отделения на русско-дагестанское и пошел на прием к ректору Абуталибу Абиловичу Абилову. Тот, прочитав заявление, посмотрел в глаза абитуриенту и сказал:

— Что, молодой человек, легкий путь ищешь? Будешь сдавать экзамены на то отделение, на которое поданы документы.

Вступительный экзамен по русскому языку. Принимали его, как позже выяснилось, Вера Андреевна Стрижко и Рашель Иосифовна Лихтман. Оценка «отлично».

— Великолепные ответы, — сказали экзаменаторы, — где вы получили такие знания? Кто ваш учитель?

— В Дербентском педучилище. Русский язык преподавал Иван Миронович Баланев.

— Ему и таким, как он, учителям памятники при жизни надо ставить.

Один из самых активных студентов ДГУ тех лет, кировский стипендиат Гамидулах Магомедов закончил университет с отличием, без единой «четверки» и был рекомендован на учебу в аспирантуру. Необходимо было сдавать три экзамена, в том числе по иностранному языку, который в тот период на филфаке не изучался. Его Г.Магомедов изучал самостоятельно. И надо же было, из 43 будущих аспирантов, сдававших в ДГУ экзамен по английскому языку, только ему одному поставили неудовлетворительную оценку. Сдали экзамен даже те, кто алфавит как следует не знал. Это была поучительная и единственная «двойка» в жизни Гамидулаха Магомедова.

Отказавшись от предложения и.о.ректора Сергея Сергеевича Швачко пересдать экзамен здесь, у себя в университете, Г.Магомедов поехал в Ленинградский госуниверситет, в аспирантуру которого он и поступал. Хотя его предупреждали: за последние годы из Махачкалы туда никто не поступил, там они проваливаются на экзамене по иностранному языку.

Первый экзамен был по специальности. Комиссия состояла из трех профессоров. Сдал на «отлично». Г.Магомедов до сих пор помнит довольное выражение лица заведующей кафедрой русского языка, будущего своего научного руководителя, профессора Элеоноры Каратаевой и ее слова: «Прекрасный ответ, товарищ Магомедов, в аспирантуру мы вас примем, только сдайте английский хотя бы на худую «тройку».

Экзамен по английскому языку. Поочередно, по секундомеру дается пять заданий. Трое преподавателей постоянно присутствуют в аудитории. Все не так, как было в Махачкале.

Проверив ответы, преподаватели обсуждают, какую выставить оценку. Один говорит: «пять», другой – «четыре», третий колеблется. Гамидулах Магомедов все это слышит и улыбается.

Он вмешался в обсуждение и сказал: «А знаете, мне, закончившему с отличием, в родном университете поставили «двойку». «Как так, — возмутились экзаменаторы. – Хорошо, что приехали к нам. На вас могли поставить «крест». Сами они поставили «четверку».

Кандидатскую диссертацию завершил за восемь месяцев до окончания срока учебы в аспирантуре, блестяще защитил ее в срок. Профессор Э.Каратаева такого из своих аспирантов никогда никому не позволяла (нужен год для апробации научного труда), для Г.Магомедова она сделала исключение. В том же, 1965 году, он вернулся в родной ДГУ на кафедру русского языка.

… И пятикилометровая дорога, по которой каждый день подростком шагал в семилетку в соседнем селении, «красный» диктант «бездушного» Ивана Мироновича Баланева вместе с бессонными ночами в педучилище, «проваленный» в родном вузе экзамен по английскому языку, и, конечно же, научное руководство ленинградского профессора Элеоноры Каратаевой, оценившая подлинный талант будущего академика, пожалуй, стали главными университетами, сформировавшими личность Гамидулаха Исмаиловича Магомедова – крупного ученого, талантливого педагога и организатора народного образования.

За годы работы в ДГУ Г.И.Магомедов прошел путь от рядового преподавателя до профессора, завкафедрой русского языка и декана филологического факультета. Филфак, возглавляемый им, всегда занимал первое или призовые места среди других факультетов. Его приглашали в докторантуру ЛГУ, но каждый раз ректор университета просил его поработать еще год-другой. А когда отказался было от «деканства» ради науки, ведущие преподаватели, у которых пять лет учился, запротестовали. Пришел на факультет ректор А.А.Абилов, собрал преподавателей и сказал Г.Магомедову: «Разве тебе доверие этих уважаемых людей не дорого?» Вынужден был остаться деканом еще на один срок. Сегодня трудно найти в республике учреждение, в котором не работали бы его выпускники.

Кстати, о его выпускниках. Назвать хотя бы выпуск 1971 года. Гамидулах Исмаилович курировал этот курс с первого по пятый год обучения. Курс был дружным, лучшим на факультете.

Каждый выпускник занимает достойное место в обществе. Доктор наук, профессор Шабан Мазанаев много лет работает деканом родного факультета, доктор филологии, профессор Джалил Самедов – заведующий кафедрой русского языка, кандидат наук Фируза Абилова – доцент кафедры зарубежной литературы, кандидат философии Муса Омаров работает в Институте усовершенствования учителей. И еще шесть выпускников того года, защитив кандидатские и докторские диссертации, трудятся в научных центрах, учебных заведениях Москвы и других городов России.

Ряд выпускников работает в органах государственной власти. Муртазали Гаджиев – министр СЧС РД, Неля Капиева (Мухамедова) – в Администрации Президента, Билямудин Османов – в Аппарате Народного Собрания, Вера Махмудова, Тамара Брежнева – в муниципалитете на ответственных должностях.

Часть выпускников сегодня представляет журналистику. Среди них известный деятель, директор ГТРК «Дагестан» Сулайман Уладиев. Многие выпускники стали лучшими учителями в своих школах.

Гамидулах Исмаилович достойно представлял нашу страну в качестве преподавателя русского языка за рубежом: в Афганистане и Польше.

Особенно ярко проявился его организаторский талант на должности директора Дагестанского НИИ педагогики им.А. А.Тахо-Годи. За сравнительно короткий период ему удалось превратить институт в крупный научно-исторический центр, подобных которому нет в России.

Благодаря стараниям директора института в республике сложилась эффективная система обучения родным языкам на всех этапах непрерывного образования. Под руководством и при непосредственном участии Г.Магомедова разработана Концепция по образованию РД, в которой гарантируется гармоничное развитие в республике национально-русского двуязычия. Он является разработчиком закона РД «Об утверждении республиканской целевой программы «Русский язык», автором поправки к Закону РД «Об образовании в РД», согласно которой утвержден принцип обязательного изучения родных языков во всех типах образовательных учреждений.

За разработку и внедрение в систему образования национально-регионального компонента Г.Магомедову присуждена Государственная премия РД, институт удостоен высшей государственной награды республики – Почетной грамоты Госсовета РД. При непосредственном участии директора института в 1990 году созданы письменности для агульского, рутульского и цахурского языков.

На кафедре Московского госуниверситета Г.Магомедов защитил докторскую диссертацию. Он автор более 150 научных трудов, в т.ч. нескольких монографий, действительный член Академии педагогических и социальных наук РФ, ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РД». Он удостоен нескольких государственных наград СССР, награжден орденом Дружбы.

Гамидулах Магомедов многогранная личность. Он известен в республике как активный общественный деятель, пользуется заслуженным авторитетом. С 1987 года по настоящее время является депутатом парламента Дагестана. В эти дни ему исполняется 70 лет.

, раздел: Личности

Автор: Абдулафис Исмаилов / Источник: "Дагестанская правда"
7
0

Поделиться

0

07 Окт 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля