Там где земля историей дышит

Там где земля историей дышит

0

Поделиться

23 Окт 1997 г.

В дни празднования 200-летия со дня рождения имама Шамиля невольно обращаешь внимание на места, связанные с именем этого выдающегося общественного, политического и государственное деятеля, прославленного военачальника и духоного лидера народов северного Кавказа. Одним из них район, который назван Шамильским. Любопытно проследить историю этого района и его связь с Шамилем.
Как административно-территориальная единица Советского Дагестана район был образован в 1929 году. Тогда райцентр находился в одном из самых крупных сел — Ураде, позже он переместился в Кахиб и, наконец, в Хебду (тогда Советское) — расположенный в центре района, и удобный для всех населенных пунктов в смысле общения со своим административным центром. Названия район тоже носил разные: Кахибский, Советский, Шамильский.

Территория района в раннем средневековье входила в состав царства Серир. Мы не имеем сведений об административном делении этого феодального образования, не знаем, какой статус имели территории района. Но после распада царства Серир на ее развалинах формируются нуцальство аварское и разные вольные общества. Нуцальство претендовало на наследие Серира и стремилось объединить сельские общества, объединенные в центробежно настроенные союзы. Временами эти союзы оказывали серьезные противодействия централизованной власти. Таковыми были Гидатлинское, Батлухское и другие вольные общества. Вместе с тем к XV в. нуцалы сумели поглотить мелкие политические образования хуштадинцев-гидатлинцев, батлухцев, сохранивших на первых порах кое-какие привилегии, в том числе и своих правителей, хотя и вассально зависимых от хунзахских ханов. Позже эти привилегии были ликвидированы, а былые органы политического управления центральной власти превратились в органы местного самоуправления сельских обществ и их союзов в составе феодального государства. Из документов XVIII в. явствует, что и батглухцы, и гидатлинцы-хуштадинцы сумели добиться определенной независимости от центральной власти. Иными словами, шла постоянная борьба центростремительных и центробежных сил с переменным успехом. Эта борьба и получила отражение в эпическом сказании о гидатлинском Хочбаре и хунзахском хане. При всем этом надо отметить, что значительная территория района входила во владения нуцала. Так, земли современного Голотля считались владениями хунзахских феодалов, жители Куаниба были крепостными нуцала. А вот жители Андыха выполняли функции, напоминавшие обязанности русского казачества: они были военными поселенцами на пограничной территории и, получив в свое пользование пахотные и пастбищные земли, должны были охранять рубежи нуцальства.

С образованием имамата Шамиля территория района оказалась в составе двух наибств — Батлухского и Гидатлинского. После пленения Шамиля и развала имамата территория нынешнего района была включена в состав Гунибского и Бежгинского округов Дагестанской области Российской империи.
Особое внимание обращают на себя наибства. В состав Гидатлинского наибства входили села, расположенные на правой стороне от Аварского Коису, Батлухского — на левой стороне, по основанию скальной гряды. Их еше называют Тлурутлинскими обществами. Известны имена некоторых гидатлинских на наибств: Гитинова, названного автором «Сказания очевидца о Шамиле» Гаджи-Али Храбрым, Абдурахмана, Гази-Мухаммада ат-Телетли, Очевидно, это были достаточно известные и видные деятели народно-освободительного движения 20-50-х годов XIX века. Встречаются в источниках имена и других героев, сражавшихся под руководством Шамиля и его военачальников: Муртазаали и Мухаммада из Урады, Мухаммада из Гидатля, Муртазаали из Телетля и др. Имена батлухских наибов и воинов источники не упоминают, но народная молва донесла до нас сведения о некоторых из них. Таких воинов было много. Я видел в гидатлинских селах длинный ряд надмогильных стел вдоль дороги, вблизи селений. Под ними нет могил, они установлены в память о героях народно-освободительного движения, павших е разных местах Дагестана. Полустертые надписи доносят до нас имена этих героев. Но имена многих героев нам не известны. Об их количестве можно судить из существовавшей тогда практики пополнения армии Шамиля: каждый десяток семей выставлял одного здорового человека, обеспечив его вооружением и конем. Такие воины составляли регулярную армию Шамиля — мурта-зикаты. Но основную тяжесть борьбы несли на селе ополченцы, которых мобилизовали по мере необходимости. Эти ополченцы не менее отважно сражались с намного превосходящими по количеству и хорошо вооруженными силами противника.

Наиболее популярным, талантливым и отважным героем и военачальником был друг и верный помощник Шамиля, один из генералов имама, наиб и впоследствии мудир (губернатор) Кибед-Мухаммад Телетлинский. Да и само селение Телетль играло важную роль в освободительной борьбе горцев, оказывало сильное влияние на весь Дагестан. С этим селением связано одно из значительных событии войны.

В 1837 г царское командование начало переговоры с Шамилем. На встрече с имамом 18 сентября близ селения Гимры начальник царского отряда Клюге фон Клюгенау старался уговорить Шамиля прекратить вооруженную борьбу и явиться в Тифлис к императору, приезд которого намечался на осень. Имаму было обещано большое вознаграждение. Но это предложение не нашло поддержки. Против Шамиля были двинуты большие силы под командованием генерала Фези. Вместе с ним на Шамиля были направлены феодальные владетели Магомед-Мирзахан Казикумухский, Ахмедхан Мехтулинский, шамхал Тарковский и др. С генералом Фези связаны самые нелепые выходки как в Дагестане, так и в Чечне. Приняв в 1835г. 20-ю пехотную дивизию, он имел поручение от генерал-лейтенанта Вельяминова заняться делами левого фланга. В 1836г., желая наказать два чеченских села за набеги на укрепленную линию, Фези напал на лесную Чечню и наказал вместо чиновников совершенно непричастные к этому событию селения, учинив там кровавую расправу. За это он был направлен в Дагестан.

Шамиль решил дать отпор и для этого укрепил Телетль. Подступивший сюда Фези осадил это селение. После многодневных кровопролитных боев им удалось овладеть лишь его частью, Шамиль окружил Фези, а последний запер Шамилю выход из ущелья. Подобного случая, когда противники, схватив друг друга, не могли разойтись, не знала история военного искусства. Фези штурмовал Шамиля и был отбит, Шамиль сделал то же самое и неудачно. Дело дошло до того, что противоборствующим сторонам нечего было есть, и они вынуждены были вступить в переговоры. Было заключено соглашение, согласно которому стороны обязались прекратить набеги и разойтись «полюбовно», выпустив друг друга из западни. Сняв осаду, Фези отступил, и это вполне естественно было воспринято в горах как поражение царских войск. В результате влияние Шамиля усилилось, учение мюридизма получило еще большее распространение.

Из среды многочисленных случаев, связанных с военными действиями на территории Гидатлинского и Батлухского наибств, следует упомянуть неудачную попытку генерала Аргутинского проникнуть в Гидатль. Каратели наткнулись на сожженный, разрушенный гидатлинский мост, не смогли переправиться через Аварское койсу и вынуждены были вернуться обратно.

Шамиль сам бывал в селах обоих наибств. Мечеть селения Заната, например, пользуется особым отношением верующих: здесь молился имам Шамиль, и здесь же он совершал суд над преступниками.

Этими событиями не исчерпываются события, связанные с Гидатлинским и Батлухским наибствами, и не из-за них район назван именем Шамиля. В районе распространено мнение, что предки первого имама Газимагомеда и третьего имама Шамиля произошли из гидатлинских сел. Мы не располагаем сколько-нибудь достоверными сведениями о гидатлинских предках Шамиля, но предков имама Газимагомеда гимринцы называли гидатлинцами.

Самое важное здесь то, что современное население Шамильского района, как и их предки, бережно относится к памяти Шамиля, Гази Магомеда, их сподвижников — героев Кавказской войны, хранят их традиции и славу. Поэтому прежнее название района — Советский и было заменено на Шамильский.
Население района старается быть достойными потомками славных героев, поднявших меч да свободу и независимость своей Родины и боровшихся за нее в течение полувека. Из сел Шамильского района вышли крупные ученые, деятели культуры и искусства, военачальники, политики, принимавшие активное участие в жизни страны.

Назову хотя бы генерал-полковника Магомеда Танкаева, профессоров Хаджи-Омара Хашаева, Магомеда Максудова, Ахмеда Хамилова, Абдуллы и Сураката Асиятиловых, писателя Мусы Магомедова, журналиста Гаджи Арипова, министра Магомеда Абдуразакова и многих других.
Жители района, носящего имя великого сына Дагестана, сознают свою ответственность перед настоящим и будущим своей Родины, работают над решением нынешних сложных экономических и социальных проблем. Учитывая традиции, восходящие к Шамилю и героям Кавказской войны, верю, что им удастся преодолеть все трудности и поднять экономику и культуру района.

, раздел: Статьи

Автор: Омар Давудов, доктор исторических наук / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

0

23 Окт 1997 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля