Башни и каменные солнца Вольной Аварии. Кахиб и Гоор

0

Поделиться

19 Янв 2017 г.

Александр Цветков

Итак, второй рассказ из дагестанской поездки недавно прошедшего года — о памятниках вольных сел Аварии.

Как бы не были сильны и как бы высоко ни сидели на своем отвесном плато хунзахские нуцалы и ханы, которые в лучшие годы могли себе позволить осадить не только осадить Дербент, но и разорить Грузию, всю Аварию они покорить так и не смогли. Селения вольных обществ, предпочитавшие жить своим адатом, забрались самые на крутые склоны и грозно ощетинились боевыми башнями: враг не пройдет!

Шамильский район Дагестана, о котором я начал писать еще в прошлой серии — это бывшие земли Гидатля, самого известного вольного союза Аварии, и союзных ему селений. И, пожалуй, самый живописный в Дагестане заповедник горской башенной архитектуры.

ЯЗЫЧЕСКИЕ СОЛНЦА КАХИБА

Селение Кахиб, наша первая цель, устроилось в ущелье реки Кахибтляр, притока Аварского Койсу среди слоеных, будто рваных, выветренных гор. Правда, говоря строго, «Кахиб» — это название всей окрестной местности с выселками и хуторами. Древнее башенное село, ради которого мы тут оказались, называлось Бакдаб.

От райцентра Хебда в Кахиб недолгая, но довольно крутая дорога вверх по ущелью. Когда-то Кахиб был знаменит своими исламскими учеными и шейхами. И сейчас первое, что встретит здесь путешественника зиярат (святое место) с источником, посвященный трем здешним тарикатским шейхам начала XX века — Хасану-афанди, Хабибулле-хаджи и Мухаммадзарифу-афанди. Проезжие обязательно остановятся здесь, чтобы набрать воды в дорогу…

Современный Кахиб — узкие кривые дороги, сады, школа и аккуратная мечеть. Новому селу лишь несколько десятилетий: в пятидесятые жители древнего Бакдаба, измученные постоянными обвалами и оползнями, перебрались на более спокойный и удобный берег реки. Окончательно Бакдаб опустел в семидесятые — кто-то до последнего отказывался покидать родные стены.

В очередной раз удивляюсь своему везению попадать в нужное время к правильным людям: машина, подобравшая нас от Хебда, привезла нас прямиком в дом Ирайганат Магомедсаидовой, местного библиотекаря, учителя и краеведа. Конечно же, мы тотчас были приглашены на чай, а где в Дагестане чай — там и ночлег. В наше распоряжение отдали сельскую библиотеку, по совместительству краеведческий музей (в каждом уважающем себя селении в этих краях можно найти внушительную этнографическую коллекцию).

Пожалуй, кахибскую библиотеку я могу смело записать в личный топ самых запомнившихся мест ночевки.

…Еще и беременная кошка нашлась в старинном резном сундуке!

Ирайганат Магомедсаидова и ее брат Пахрутдин, военный доктор, живущий в Мурманской области и бывающий на родине наездами — одно из лучших воспоминаний от горной Аварии в целом. Приняли нас действительно тепло и искренне. Обычно, учитывая, что гостеприимство на Кавказе — вопрос древнего этикета, все время спрашиваешь себя, не злоупотребляешь ли? У них дома этого ощущения не возникло ни разу.

К чаю — немного местного деликатеса, копченого курдюка. Много не съешь, но вообще-то весьма интересно. На чем же еще, думаете, наедают мышцу дагестанские борцы?

Отчаевничав и бросив рюкзаки, отправляемся с Пахрутдином на развалины Бакдаба.

Река Кахибтляр будто делит ущелье на две половины, мертвую и живую. С одной — нынешний Кахиб с его звуками и запахами, с другой — грозный скелет укрепленного аула на крутом склоне. А если серьезно — едва ли не самые живописные развалины, виденные мной на Кавказе.

Гости с живой стороны часто ходит на мертвую — собрать трав, поклониться могилам, да и просто пройтись. По пути на ту сторону минуем старинное кладбище…

На той стороне Кахибтляр, прямо на крутом склоне горы видим ряд памятников — как я понял, кенотафы кахибцев, погибших или умерших на чужбине (поправьте меня, знающие люди, если я неправ). Подобные памятники стали появляться здесь, говорят, еще в XV веке, когда Гидатль и окрестности были только обращены в ислам и их жители сами начали нести новую веру соседям саблей и огнем. Ставили такие стелы и воинам, сражавшимся под знаменами Шамиля против русских. Кому посвящены эти памятники, я спросить забыл.

В развалинах села сохранилось две боевые башни (каждую строил отдельный тухум — фамилия; в джамаате — сельском обществе могло быть несколько тухумов), да впечатляющие развалины мечети.

Мечеть Бакдаба и боевая башня рядом с ней. Мечеть, надо сказать, больше напоминает замок…

В ее основе явно более раннее строение — часть нижнего яруса выполнена в другой, более древней кладке.
В ней, в свою очередь, камни с языческими петроглифами…

А вот, опять же, в развалинах мечети — самый впечатливший меня кахибский петроглиф. Языческие олени несут солнца на рогах.

В поисках свидетельств давнего язычески-христианского прошлого Аварии по Бакдабу можно ходить долго — это очень увлекательное занятие!

Немало в Бакдабе-Старом Кахибе, конечно, и памятников арабской эпиграфики…

Единственная целая, восстановленная относительно недавно башня, композиционный центр селения:

Гулять в развалинах можно долго — но в наших планах еще попасть до темноты в соседний Гоор. Поэтому разворачиваемся и возращаемся в Новый Кахиб…

ГООР: БАШНИ НАД ПРОПАСТЬЮ

От Кахиба до Гоора — минут сорок пешего хода вверх по склону.

Гоор встречает нас собачьим лаем и пристальным вниманием местных: мужчины на годекане захотели увидеть наши документы: «время такое, кто знает, кто там может ходить?». Особенный ажиотаж вызвал голландский паспорт моего спутника…

Мы были в Гооре в первой половине июля. А в августе в этой местности силовики застрелили двух молодых чабанов, бодро отрапортовавшись об уничтожении террористов (погибших даже по этому случаю «снабдили» формой и автоматами). Во всех окрестных селах связь погибших парней с «ваххабистами» упорно отвергают. Впрочем, таких историй на всем Восточном Кавказе, увы, немало.

Но вернемся к нашим камням.

Говорят, на нынешнем месте гоорцы живут со времен прихода в Гидатль ислама; их предкам не раз приходилось менять место проживания из-за постоянных угроз вражеского нападения, покуда они не были вынуждены забраться на самый гребень горы.

Когда-то в Гооре жило несколько тухумов, каждый из которых выстроил башню на случай осады — всего их в селении было семь, до наших дней дошли всего три, еще одна рухнула относительно недавно.

Гоорские башни сразу впечатлили обилием петроглифов в кладке — здесь еще интереснее, чем в Кахибе!

Что вот, например, за всадник слева? Не святой ли Георгий, перекочевавший в кладку башни из какого-нибудь средневекового дома или часовни?

Неизбежные свастики, символ хода солнца по кругу…

На отшибе мечеть с зияратом местного святого шейха и древнее кладбище. В Гооре, пишут, сохранились стелы шахидов еще XV века…

А в мечети, пишут, до коллективизации хранилась книга — летопись селения, безвозвратно ныне утраченная…

…Начинает темнеть. Коллега Airmiles Davis на башне и мир вокруг нас.

В какой-то момент, ближе к закату, посреди руин накрыло ощущение огромности мира и желание сесть на гребне и, не двигаясь, впитывать воздух, пейзажи и тишину вокруг. Меж тем, подошло время вечерней молитвы — и вот уже с минаретов окрестных сел далеко внизу начали один за другим раздаваться азаны.


Из оцепенения меня вывел шум мотора — отдохнуть у башен приехала целая семья на «приоре»; отец семейства, нельзя не признать, оказался асом художественной парковки…


Уже к самой темноте возвращаемся в Кахиб, где нас ждет ужин и приятная беседа, чтобы наутро двинуться в сторону Датунской церкви и селения Корода, где когда-то провозгласили имамом Гамзат-бека, второго вождя газавата и предшественника Шамиля. Именно он в свое время вырезал род аварских ханов, но об этом можно и в «Хаджи-Мурате» прочитать…

Источник

, раздел: Туризм

0

Поделиться

0

19 Янв 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Виртуальный 3D-тур по башням аула Гоор

    Башни аула Гоор

    Мар 2019 г.

  • Оц бан къо – день, когда запрягают быка…

    Все знают, что такое! Все любят Оц бан къо! Нет? Не все? Потому что не были в селении Гоор Шамильского района в день, когда запрягают быков – «Оц...

    Апр 2018 г.

  • Древний Гоор – край башен

    Старинное дагестанское селение Гоор с его богатой и самобытной культурой издавна привлекало к себе внимание известных ученных и...

    Дек 2017 г.

  • Дети Гоора

    «Две Мадины приехали из Махачкалы и соревновались в беге. А еще француз был, пил бузу с нами. Туристов много было, и все такие красивые,...

    Апр 2017 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля