Авария христианская. Датунский храм — страж Воскресного ущелья

45
0

Поделиться

13 Дек 2016 г.

Александр Цветков

Я снова тут, и снова о Кавказе: этим летом довелось провести без малого месяц в Дагестане в начале большой поездки от Астрахани до Персидского залива.

В первой серии (они пойдут не в хронологическом порядке) расскажу о последнем древнем христианском храме Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район) и его двух жизнях, а также о том, почему в горах стоит не стоит разбрасываться рюкзаками на видном месте.

Краткая историческая справка, или причем тут христиане

Об ушедшем христианстве Северного Кавказа и его памятниках я писал уже немало — например, здесь и здесь. В Дагестане, ныне — одном из самых религиозных мусульманских регионов России, оно оставило глубокий след и имело давнюю историю.

…Чуть больше тысячи лет назад аварские горы были центром страны Серир — так ее, по-крайней мере, называют арабские источники. Правители Серира, столица которого стояла рядом с нынешним селением Хунзах и звалась арабами Хумрадж, приняли христианство, вероятно, еще в VII-VIII веках под влиянием проповедников-миафизитов из соседней Албании Кавказской. Уже с X века, когда на севере кавказского хребта усилилось влияние Грузии, и в Аварии начинает преобладать халкидонитское исповедание: в средневековых хрониках жителей части аварских обществ зовут «грузинами» — читай, православными. Другое дело, насколько глубоко укорененным было горское христианство, остается гадать…

Хунзах:

Серир уже в XI веке исчезает с карт, распавшись на несколько частей. В самом его сердце входят в силу правители-нуцалы Хунзаха, в соседних ущельях образуются независимые общества и союзы селений. А в XIII веке, после монгольского вторжения, резко меняется и религиозный баланс в регионе. В горах резко усиливаются позиции ислама — особенно после того, как религию пророка принимают правители Кумуха, сильного горного феодального образования и соперника Хунзаха.

Вскоре ислам завоевывает и Хунзах — и уже оттуда начинают уходить на джихад в окрестные горы гази, борцы за веру. В вольных обществах Аварии христианство и уживавшееся с ним язычество держатся гораздо дольше — до конца XIV-XV веков. Виной окончательного поражения христиан было, с одной стороны, разорение Кавказа Тамерланом, особенно безжалостным к «кяфирам», с другой — то, что в середине XV века Грузия распадается и погружается в смуту — и южным соседям становится не до поддержки христианских епархий в северных горах.

Хунзахское плато.

Следов средневекового христианства в Аварии (да и других областях Дагестана) осталось немало — могилы, кресты, эпиграфика, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они, в основном, историкам и краеведам. Датунский храм — единственный, дошедший до наших дней в полной сохранности.

Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь

…От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.

Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его «старой крепостью». Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: «Хатан-Бугеб-Ккал», Воскресное ущелье.

На входе в ущелье нас застает дождь. Ничего не остается, кроме как получать от него удовольствие. В конце концов, мокнуть на горной дороге — куда прекраснее, чем сидеть дома за монитором (на фото — коллега и спутник Михель из Голландии).

От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился…

Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?

Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.

…Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее…

Храм в какой-то момент внезапно появляется из-за поворота — весьма, признаться, эффектно.

Еще на недавних фотографиях он, заросший травой и исписанный граффити, выглядел заброшенным. Теперь кровля пестрит новенькой черепицей — несколько лет назад правительство республики выделило денег на его реставрацию. Правда, тут уместнее использовать слово «ремонт» — качество работ вызвало много нареканий и у историков, и у краеведов.
Да и граффити так и не извели…

То, что мы видим — типичный грузинский зальный храм; вероятнее всего, построенный около XI века. В устных преданиях говорится, будто эти места в свое время были владением некоего феодала, грузина по рождению. Потом ущелье принадлежало Гидатлю, а после того, как в Гидатль пришел ислам, был заброшен, превратившись в убежище для пастухов.

Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви

Случилась у храма и вторая жизнь — очень, правда, недолгая. Не секрет, что на земли имамата Шамиля переселилось немало русских перебежчиков. Среди них, рассказывает историк Патимат Шамхаева, была и старообрядческая казачья община, которой Шамиль сперва разрешил поселиться в Чечне; некоторое время спустя они переселились в Гидатль, где им для отправления обрядов была отведена заброшенная древняя церковь — вероятнее всего, именно о Датунском храме речь и идет. Правда, уже несколько лет спустя часть староверов покинула Гидатль, видя нерасположение к ним местных наибов. Осталось лишь несколько человек, которые вскоре были вырезаны местными разбойниками. Шамиль позже велел разыскать нападавших и взыскать с них штрафы.

А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.

Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:

…Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.

Не оставляйте рюкзаки в лесу!

…Как выяснилось, беспокоились не зря. Стоило нам выйти на дорогу, как нас нагнал полицейский наряд из Хебда, вызванный кем-то на «подозрительные вещмешки» в кустах. «Нет, ну рассуди, всяко бывает — это может, тем, которые по лесу бородатые бегают, медикаменты кто-то подбросил! А теперь извините, ребята, надо будет проехать в райцентр и вас пробить по базе!».

В поселковом пункте полиции (в Дагестане они все похожи на маленькие крепости) пришлось потратить час-полтора — нас фотографируют в профиль и анфас и долго рыщут по базам. В конце концов, один из полицейских везет в нас порядке извинения кушать курзе в кафе, а затем добрасывает на выезд из селения. Пора ехать дальше. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке это было, увы, не последнее задержание…

В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.

Источник

45
0

Поделиться

0

13 Дек 2016 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля