От Хебда до Датунского храма всего несколько километров по дороге в сторону Хунзаха вдоль заметно обмелевшей после малоснежной зимы реки Аварское Койсу.

За железными воротами начинается тропинка, которая ведёт вдоль небольшой речки с заброшенными садами по берегам, мимо древнего полуразвалившегося моста в Воскресное ущелье — Хатан-Бугеб-Ккал. Там окружённый скалами предстаёт взору Датунский храм, построенный около XI века местным жителем, грузином по рождению.

Следов средневекового христианства в Дагестане осталось немало, но Датунский храм — единственный, дошедший до наших дней в наиболее сохранном виде. Здесь даже уцелели следы монашеской жизни — в двойных стенах по обе стороны от алтаря на некоторой высоте от пола расположены две кельи.

После того, как в Гидатль пришел ислам, храм был заброшен. А в период Кавказской войны он якобы был передан имамом Шамилем перешедшим на его сторону казакам-старообрядцам для исполнения их обрядов.

Сейчас храм пустует, но он ухожен и чист, что было особенно приятно видеть, прийдя сюда в светлую пасхальную неделю.

Вероятно, Воскресное ущелье не случайно было выбрано для строительства храма. Здесь испытываешь безграничное умиротворение, хочется остановить время. На душе покой, и в то же время что-то разгорается внутри. Одно желание — жить.

Фото: © Марина Львова, Датуна, Шамильский район, Дагестан, Россия, май 2019 года

Стариная церковь в горах Дагестана в местности Датуна

Стариная церковь в горах Дагестана в местности Датуна (Шамильский район).

У церкви необычная судьба: воздвигнутая еще в XI в. в период распространения христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине XIX в. при …имаме Шамиле. По русским источникам, в 1849 г. старообрядцы из числа терских казаков, преследуемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит.

Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню.

Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не станет в 1852 г. О печальном конце этой истории Абдурахман писал: «когда они занимались богослужением, никому не принося вреда, ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…». Гаджи Али лаконично передает об их дальнейшей участи: «Окрестные жители в одну ночь умертвили их». По Абдурахману, «когда Шамиль узнал об этом, он очень переживал, так как разрешил им жить на подвластной ему территории». На самом деле смерть раскольников была мученической, и когда имам Шамиль узнал об этом, по Гаджи Али, он «рассердился, приказал отыскать виновников и взыскать с них». В 1860 г., майор П. Пржецлавский, будучи помощником военного начальника Среднего Дагестана, уточнит: «Шамиль строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных участников он взял в штраф по 70 р. сер. за каждого убитого раскольника…».

Загрузить еще
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля