Сергокалинский район
Поделиться
01 Янв 2007 г.
Как известно, праздники народов Дагестана делятся на общественные, календарные и весенние. Из обрядов весеннего цикла у дагестанских народов наиболее ярким и значительным был праздник «Первой борозды»
Очень интересно этот праздник проходил во многих аулах, в т.ч. в с. Аймаумахи Сергокалинского района. Принято считать, что урожай хлеба в предстоящем году будет зависеть от удачливости пахаря. Поэтому первым пахарем старались выбрать более удачливого и зажиточного человека, а в случае неудачи вина также возлагалась на него. Как и у всех народов Дагестана, и у аймаумахинцев бытовало поверье, что пахарем нельзя назначать человека, у которого плохо растет борода.
Считалось, что посевы будут такими же редкими, как и его борода. Также первый пахарь должен был нести расходы по угощению участников праздника, а взамен он получал во временное пользование определенный участок пашни или сенокоса. В с.Верхние Мулебки принято после окончания и обмолота привозить пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. После объявления дня праздника начиналась подготовка. Лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев. Также содержали собак и петухов. Женщины готовили, а потом несли на место проведения праздника бузу (в селах Урахи, Ванашимахи, Мургук).
Особенно тщательно пекли хлебную куклу «къелла начи» (кукла борозды). Хлебную куклу в некоторых селениях пекли в виде женщины в натуральную величину, т.е. в рост человека (части тела пекли отдельно, а затем их соединяли с помощью вставных палочек). Пекли различной формы баранки «хIулегари». Их развешивали на рога быков. Рога, кроме того, смазывали маслом, украшали красной лентой. Все обряды сопровождались пожеланиями: «Пусть у всех будет хороший урожай и множится крупный рогатый скот». В с.Мулебки ломали плуг, считая, что это необходимо для хорошего урожая.
Процессия, в центре которой шел пахарь, двигалась по селу к месту проведения борозды. Пахарь был одет чаще всего в овчинную шубу, вывернутую мехом наружу. Папаха на голове пахаря также была овчинная. Это означало, что урожай должен быть таким же сильным, как и мех овчинной шубы. Пахарь проходил по селу, а вслед ему бросали муку. В с. Балтамахи первому пахарю смазывали лицо грязью, засыпали землю за ворот, в штаны, карманы. Эти действия не вызывали у пахаря обиды, ведь это относилось к обряду ритуальной запашки. А грязь пахарь имел право смывать только на следующий день. В сопровождении всех собравшихся пахарь проводил борозду, и на этом заканчивалась обрядовая часть праздника.
После обряда начинались соревнования: скачки на лошадях, метание камней различными способами, борьба, бой петухов и собак. Победители получали в качестве вознаграждения хлеб в виде калачей, утыканных яйцами, орехами.
В некоторых селениях (Мюрего, Мулебки) проводили большой праздник «Хулабей» (большое стадо). В один из назначенных дней собирали весь крупный рогатый скот и отпускали на пастбище. А потом начиналось веселье. Каждая хозяйка в этот день пекла различные лепешки и раздавала их при выгоне скота. Праздник «Первой борозды» был и останется одним из главных праздников в районе.
Навруз-байрам — яркий обряд, праздник весеннего цикла. Как и все обряды, уходит в глубь веков. У этого праздника много названий: Новый год, День огня, Начало весны. К празднику в селах готовились с особой тщательностью, пекли хлеб и пироги. В селении Мюрего все жители поднимались на гору, которая называлась «Хала-бяхI». Там произносили заклинания о ниспослании всем здоровья, хорошего урожая хлебов и трав. В процессии участвовали как пожилые, так и молодые люди. На месте раздавали «садакьа» (милостыню): хлеб, конфеты, орехи. Там же разжигали огонь. Огню приписывалась могучая целительная и очистительная сила, поэтому все, кто мог, вплоть до больных и стариков, стремились перепрыгнуть через костер. Люди при этом приговаривали: «Моя болезнь — огню, здоровье — телу». Древние земледельцы приносили в «жертву» свой инвентарь, думая, что земля вознаградит их хорошим урожаем. В праздничные дни было принято посещать родственников, соседей. В качестве подарка пекли хлеб. В день Навруза принято прощать старые обиды, вспоминать только о хорошем и надеяться на лучшее.
Всем известно, что вода необходима для жизни, и поэтому для всех большим бедствием считалась засуха. Боролись с ней весьма своеобразно, а точнее с помощью магических слов и действий.
Например, в с.Урахи мужчину наряжали в старую одежду, накидывали на него палас и пускали по селу. Он шел и бил встречных мокрой тряпкой. Его поливали водой, давали яйца. Затем молодые люди села шли к озеру, где обливали друг друга водой. Некоторые в одежде лезли в воду и кричали: «Сделай нас мокрыми!». А в с.Миглакаси действовал обряд, получивший название «Дархши лайбакIни» (бросание детей). Этот обряд относится к обрядам умилостивленного характера, в них древний человек выражает надежду на пощаду природных стихий и небесных светил. Так, люди зарывали своих детей по шею в землю и, отойдя на некоторое расстояние, долго и мрачно завывали, затем откапывали их. Предполагалось, что небо сжалится при виде такого зрелища и пойдет дождь.
В засушливый период в с.Мюрего, чтобы вызвать дождь, люди на каждой улице в больших чугунных котлах варили блюдо, которое называлось «шабши». Его варили из семи ингредиентов — вода, соль, зерно, кукуруза, фасоль, кость сушеного мяса, орехи). Приготовленное «шабши» раздавали, сами же ели и одновременно обращались к Аллаху, чтобы он послал дождь. Далее и взрослые, и дети пешком отправлялись туда, где стоит так называемый «эркъай цIелда» (высокий надмогильный памятник), молились Аллаху и просили его, чтобы он послал дождь. Раздавали садакъа.
Кроме того, взрослые и дети, мужчины и женщины вместе отправлялись к истоку реки (хIаркIла бекI), с молитвой к Аллаху в верхней одежде заходили в воду и просили дождь, делали зикру. Также пекли лепешки и пускали в реку, что означает: «Мы тебе хлеб даем, а ты нам воды дай, мы тебя кормим, и ты нас напои».
Проводились обычаи вызывания дождя и с помощью камня. В с.Дегва при засухе собирались все сельчане и поднимались на гору Аймазимахи. Дегвинцы верили в магическую силу каменной девушки высотой 2 метра 100 см. По легенде, девушку против воли выдали замуж. Так она поднялась на эту гору и взмолила бога превратить ее в камень. С тех пор это место считается святым. Люди обливали камень водой и верили, что обязательно пойдет дождь.
В с.Мургук также имеется так называемый «Дождевой камень», который при засухе клали в реку, произнося: «Нушаб марка, я Аллах» (нам дождя, о Аллах). В других селениях в обряде вызывания дождя центральное место занимал «меркъуши» (ряженый), закутанный в листья или траву.
Исполнителями обряда выступали трое молодых мужчин, двое из которых не маскировались травой, а одевались в рванье. Они кричали, идя по улицам села: «Дайте яиц, будет дождь». У каждого из них в руках была мокрая тряпка, которой они били всех встречных, не успевших укрыться. Из всех домов их обливали водой. Третий мужчина был в маскировке, он собирал продукты, в числе которых обязательно были яйца. Если из какого-нибудь дома ничего не выносили, обычай позволял ряженым войти в дом и самим забрать продукты, исхлестав при этом хозяев грязными тряпками.
Большой вред приносило не только отсутствие дождей, но и их обилие. В этом случае в с.Мургук просто вытаскивали камень из реки и клали на более освещенное солнцем место. В других селениях использовали то же чучело, что и для вызова дождя, только здесь его не замачивали, а в сухом виде в нескольких экземплярах устанавливали на крышах домов.
После окончания сенокоса начиналась жатва. Ее начинал пахарь, проведший первую борозду. Семьи со значительным количеством сенокосных участков приглашали к себе на «билхъа» (помочи). К помочи нужно было готовиться как к празднику (готовилась разнообразная еда). Хотя предстояла нелегкая работа, молодежь с удовольствием собиралась на помочи, так как здесь девушкам и юношам можно было между собой общаться.
Этот обычай проводился в с. Мюрего. Конец уборки урожая. Обмолочено зерно. Каждый хозяин-крестьянин закончил завоз своего зерна домой. В это время молодые люди села собирались по вечерам и обходили каждый дом.
Если у хозяев был сын, допустим по имени Казбек, то один из молодых людей громко произносил: «Ва Гудурмай, Гудурмай», а остальные хором подпевали: «Казбек мургьела, Казбек мургьела» (Казбек золотой).
Если не было маленьких детей, а были старые родители, то к ним обращались так: «Ва Гудурмай, Гудурмай. Ада, абас гьалжана» (родителям рай). При этом хозяева должны были раздать ребятам что-нибудь съестное. Это была своеобразная шуточная игра в честь сбора урожая. Девушки не участвовали. Слово «Гудурмай» не переводится.
У народов Дагестана, в том числе сергокалинцев, много традиций, адатов, связанных с охраной природы. К сожалению, за последние годы они постепенно забываются. Хотя многие из них заслуживают большого внимания в настоящее время, когда человек оказывает интенсивное негативное воздействие на природу. А современные законы по охране природы не действуют. В связи с этим необходимо широко пропагандировать и восстанавливать разумные обычаи и традиции наших народов, связанные с охраной природы. Они помогали охранять отдельные виды животных, растений, общинные земельные участки (лесные массивы, луга, пастбища), водные источники. Многие адаты способствовали посадке леса, садов, созданию новых и обустройству имеющихся водных источников. В целом, все традиции способствовали стабильному развитию экосистем. В этом отношении заслуживают внимания традиции и адаты, которые соблюдались на территории Сергокалинского района. Так, у урахинского джамаата был общинный лес На-зала-Илала. По адату тот, кто срежет в этом лесу хотя бы веточку, подвергался штрафу — должен был отдать быка. Когда батрак юзбаши урахинского джамаата Абдукадир срезал палку в том лесу, чтобы собрать быков хозяина, сам Абдукадир повел своего быка в качестве штрафа. Быка зарезал, а мясо раздал сельчанам.
В праздничной культуре Сергокалинского района определенное место занимал праздник, связанный со сбором винограда и приготовлением молодого вина. В «виноградных» селениях (Мюрего) существовал регламент сроков уборки урожая. До дня, назначаемого комиссией из опытных виноградарей, которая определяла степень зрелости ягод, никто не имел права срывать кисточку винограда, будь она даже из собственного виноградника. За нарушение запрета виновные расплачивались большим штрафом. День открытия виноградников отмечался как большой праздник: резали у виноградников баранов, мясо варили в больших котлах, устраивали скачки лошадей. Хозяин победившей лошади получал право косить в следующем году определенный участок луга. На виноградниках царило веселое оживление: люди пели песни, звучала музыка. Из соседних селений в этот день к виноградникам стекалась масса народа для приобретения винограда в обмен на продукты своего хозяйства: масло, сыр, шерсть.
В некоторых селах председателя колхоза окунали в ближайшую реку, чтобы в следующем году урожай винограда был еще обильнее.
Поделиться
01 Янв 2007 г.
Похожие статьи
В Дагестане часто приходилось слышать в адрес смелых и отважных мальчиков и юношей выражение «мужчина Алибулат», но мало кто знает о его...
Сен 2018 г.
Исторических очерков или публикаций про поселения мулибкинцев я не встречал нигде. Однако, есть устные рассказы предков и пока на это...
Ноя 2014 г.
Дорогие односельчане! В Мургуке стала издаваться сельская газета «Мургукла анкъи» («Мургукский очаг»). вышло уже 3 номера. Мургукцы,...
Июн 2013 г.
Каждого, кто решится прикоснуться к истории села Мюрего раннего периода, скорее всего, ждёт разочарование. Он непременно столкнется с...
Янв 2012 г.
Башир Керимович Далгат был видным просветителем, ученым в области обычного права, этнографии, антропологии, фольклора народов Кавказа,...
Дек 2010 г.
Даргинский поэт, прозаик и драматург Хабиб Алиев родился в знаменитом селении Урахи Сергокалинского района. Хабиб еще студентом заявил о...
Авг 2010 г.
Комментарии к статье