Страницы истории: от старой до современной Махачкалы

Страницы истории: от старой до современной Махачкалы

0

Поделиться

01 Янв 2007 г.

— 30 июля 1722 , Петр I с армией в 50 тыс. человек переправился через реку Сулак и вступил в Дагестан. 6 августа недалеко от Аксая Петра I встретили с подарками шамхал Тарковский Адиль-Герей и аксайский владелец Султан-Махмуд, а 12 августа петровская гвардия подошла к резиденции Тарковского и около сел. Тарки раскинула лагерь.

— 18 августа 1722 г. Петр I со своим войском двинулся на Дербент и без боя занял его. Оставив в Дербенте небольшой гарнизон, он повернул войско назад, к Астрахани.

— В 1844 г. на каменной гряде Анджи-арка (Петровская Горка) была построена крепость-укрепление, названная в честь пребывания Петра I в этих местах Петровским. Через 4 года после возникновения в нем учредили таможню.

— В 1851 г. территория Петровского укрепления была расширена за счет прилегающих земель. В тот же год из Крыма выписали 600 лоз винограда, положивших начало виноградарству в районе города.

В 1855 г. из Темир-Хан-Шуры было переселено в Петровск 40 семей. Тогда число кварталов возросло до 18, переулков до 15, населения до 600 человек.

— В апреле 1852 г. при Петровской крепости в связи с развитием судоходства на Каспийском море был построен, маяк. Свет маяка был виден на 30 верст. В 1866 году маяк был перестроен.

— В 1853 г. в Петровске была заложена церковь, строившаяся на пожертвования воинских чинов и частные приношения.

— Через 13 лет после закладки первого камня военного укрепления, 24 октября 1857 года было утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря».

— В 1860 г. с созданием Дагестанской области и ее управлений был утвержден, и утвержден штат управления Петровском (он же комендант города) в чине полковника или генерала.

— В 1860 г. в Петровске была открыта «вольная аптека провизора К. Фрозе»; много имелось лавок и магазинов.

 — Строительство порта началось в январе 1861 г. с устройства южного мола и завершилось через шесть с половиной лет.

— В 1869 г. нач. области во время пребывания в Петровске объявил о строительстве железной дороги Владикавказ — Петровск — Баку, но осуществили этот план через 25 лет. Пассажирское движение от реки Сулак до Петровска открыли 17 мая 1894 г.

 — В 1875 г. в городе был образован городской суд. В 1880 г. утвержден штат города. С 90-х годов Петровск окончательно стал на путь городского формирования. В 1876 г. в Петровске уже существовали две частные школы и пансион для девиц.

— Первым производственным предприятием был пивоваренный завод Фельшау, построенный в 1876 г. В 1878 г. купец А.Михайлов открыл типографию.

— С 1892 г. после холерной эпидемии в г. Петровске распространилась болотная лихорадка, унесшая много жизней. В городе постоянно свирепствовала малярия.

— В 1894 г. в Петровском порту для осуществления торговли и почтовой связи было открыто агентство акционерного пароходного общества «Кавказ и Меркурий».

— В 1895 г. в Петровске вместо Городской Думы регулярно созывалось Собрание городских уполномоченных, которые избирались домовладельцами из лиц, имеющих имущество не менее 100 руб. Вместо городского главы была введена должность старшины, который избирался собранием уполномоченных и утверждался военным губернатором.

— Первый пассажирский поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899 г., а постоянное движение на этом участке было открыто 1 апреля 1900 г.

— В 1903 г. в порт заходило 1556 паровых судов, 70 парусных И 98 барж-буксиров — всего 1724 судна. Порт принимал из-за границы рис, ковры, шелковые платки, пряности, телефонные аппараты, муз. инструменты.

— В 1912 г. бондарный завод был сожжен конкурентами Воробьева — владельцами ручных бондарных мастерских.

— В 1903 . в Петровске работало 12 предприятий, а в Дагестане — 68. Крупным предприятием была текстильная фабрика «Каспийская мануфактура» (ныне фабрика им. III Интернационала), построенная в 1898 г.

— В начале XX века в Дагестане были развиты виноградарство и виноделие. Из 618 тыс. ведер, произведенных в Дагестане в 1903 г., на долю Петровска приходилось около 18 тыс. ведер. В Петровске имелось 3 склада вина и спирта и 3 — пива.

— Пивоваренный завод выработал в 1902 г. 30 тыс. ведер пива, а в 1909 г. — 200 тыс. ведер в год.

— В 1896 г. городское управление Петровска решило построить бойню.

— В 1908 г. в конце Инженерной улицы (ныне пр.Р.Гамзатова) был построен гвоздильный завод.

— В 1911 г. в Петровске была построена радиотелеграфная станция для приема и передачи телеграмм. В том же году была открыта гидрометеорологическая станция торгового порта.

— Развивалась и сеть учебных заведений. В 1903 году в Петровске было 10 начальных и средних школ, где учились 768 человек, в том числе 305 девочек. В 1905 г. открыли электротехническое училище.

 — В 1904 г. в Петровске было 15 улиц (Набережная, Базарная, Садовая, Соборная, Почтовая, Персидская, Степная, Барятинская, Миллионная, Грязная, Подгорная, Нагорная, Провиантская, Тюремная и Маячная), 17 переулков. Общая протяженность городских улиц составляла 5520 погонных сажен, переулков — 2280 погонных сажен. В городе был общественный сад площадью 1080 кв. сажен, бульвар протяженностью 425 погонных сажен.

— К 1905 г. в Петровске было 1206 жилых строений, из них каменных — 172, кирпичных — 12, саманных — 421, деревянных, крытых железом, — 246, черепицей — 10, землей — 45, камышом — 78, деревом — 227. Улицы освещались 172 керосиновыми фонарями.

— Питьевой водой город обеспечивался из трех источников, расположенных на горе Таркитау: Городской родник, Султан-булак и Теле-булак, но не было канализации. Городской обоз по вывозу нечистот состоял из 4-х бочек.

— Медицинских учреждений в городе не было, если не считать военного госпиталя. Лишь в 1895 г. на средства, собранные с населения, создана амбулатория, находившаяся в ведении полицмейстера.

— К 1900 г. в городе было 15 трактиров, 37 духанов, 15 пивных ларьков, 11 погребов виноградных вин с продажей распивочно и на вынос — итого 78 питейных заведений. В городе было 12 церквей, мечетей и синагог, 70 извозчиков. В октябре 1901 года в городе открыта телефонная станция на 41 абонента, при плате 75 руб. в год «при казенном аппарате».

— В 1900 г. театра в городе не было, а в библиотеке было лишь 194 абонента и 1159 книг. В 1903 г. открыт железнодорожный клуб.

— В 1915 г. в Петровске построен небольшой нефтеперегонный завод. В эти же годы построен нефтепровод Грозный — Петровск, по которому из Грозного поступала нефть.

— В декабре 1915 г., в разгар империалистической войны, введена в эксплуатацию железная дорога Петровск — Темир-Хан-Шура. Эта дорога связала Петровск с Северным Дагестаном.

— К 1917 г. в городе имелись предприятия: морской порт, железнодорожный узел, текстильная фабрика Тагиева, бондарные заводы Наумкина, табачная фабрика и типография Михайлова, фабрика стальных канатов Перси Кларк, холодильник и бондарный завод Тагиева, гвоздильный завод Вейнера, нефтеперегонный завод Ахвердова, агентства транспортных компаний «Кавказ и Меркурий», «Русь» и «Самолет», 4 завода безалкогольных напитков и т.д.

— Петровск был застроен одноэтажными зданиями. На главной улице размещались 3-4 двухэтажных дома, в которых размещались гостиница, кинотеатр и несколько торговых заведений.

— Петровск наряду с Темир-Хан-Шурой и Дербентом, был центром революционного движения в Дагестане. В годы гражданской войны Порт-Петровск неоднократно переходил из рук в рук В сентябре 1918 г. город был взят войсками Л. Бичерахова. А в ноябре 1918 г. его ставленник Марковский переименовал Петровск в Шамилькалу. Однако так город назывался недолго. В 1920 г. в городе вновь установилась советская власть.

— В конце марта 1920 г. Порт-Петровск навсегда освобожден от иностранных интервентов и внутренней контрреволюции, окончательно установлена власть Советов. Постановлением Дагестанского Революционного Комитета от 14.ХI.1921 г. Город Порт-Петровск переименован в Махачкалу.

— 26 февраля 1923 г. центр ДАССР переведен из г.Буйнакска в г.Махачкалу и она была объявлена столицей республики. В 1923 г. построен канал Октябрьской революции, соединяющий реку Сулак с городом Махачкалой. Попытки соорудить канаk были еще в 1875-1890 гг., но из-за ошибки инженеров вода не дошла до города. В 1921-1922 гг. закончена расчистка гавани и в 1923-1927 гг. – восстановлены портовые сооружения.

— В 1926-1928 и 1952-1953 гг. созданы округа. Поэтому Махачкала не только была столицей республики, но и центром округа.

— В 1941-1945 гг. Махачкала жила суровой фронтовой жизнью. В Махачкале была сформирована легендарная 91-я стрелковая дивизия. Более 20 тыс. махачкалинцев и жителей окрестных аулов были награждены. В 1941-45 гг. 45 тыс. махачкалинцев сражались на войне, 20 тыс. из них погибли, 10 тыс. награждены. 8 махачкалинцев получили звание Героя Советского Союза.

— В 1945 г. в Махачкале были образованы три городских района, а в 1948 году ликвидированы. В 1951 году районы вновь образованы, а в 1956 г. опять упразднены. В 1972 г. снова создали два района (Ленинский и Советский), а в августе 1985 г. образован третий район – Кировский.

— За 1935-1999 гг. в административное подчинение Махачкалы входило более 25 сельских, поселковых новых советов — Агачаульский, Альбурикентский, Богатыревский, Красноармейский, Кумторкалинский, Кяхулайский, Ленинский, Новохушетский, Островочеченский, Талгинский, Таркинский, Хизроевский, Шамхалтерменский, Шураозеньский, Лопатинский, Сулакский, Тюбинский, Шамхальский, Семендер и др.

 — В мае 1970 г. на территории Дагестана произошло разрушительное землетрясение, от которого пострадала и Махачкала, но при братской помощи и усилием горожан она быстро восстановилась.

— В 1998 г. махачкалинцы в период захвата здания Госсовета, Народного Собрания, Правительства РД дали отпор мятежникам.

 — В 1999 г. бандформирования международных террористов из ЧР вторглись на территорию Дагестана. Все дагестанцы встали против врагов. По инициативе мэра города С.Д.Амирова махачкалинцы объединились в интербригаду и в количестве 350 чел., выехав в районы боевых действий, участвовали в уничтожении врагов.

— В конце XX в. начал функционировать Махачкалинский морской торговый порт, являющийся связующим звеном транспортного коридора между странами Европы и Азии, и обеспечивающий международный транзит различных видов грузов. Аэропорт Махачкала получал статус международного, а его аэродром — первого класса.

, раздел: История

Автор: М.Курбанов / Источник: Журнал "Народы Дагестана", № 3
0

Поделиться

0

01 Янв 2007 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля