Махачкала
Поделиться
01 Дек 2013 г.
История махачкалинского маяка — это все равно что история города. Маяк в Махачкале был построен в 60-х годах XIX века. Его построили взамен уже имевшегося, у которого была неправильная конструкция и неудобное расположение. Нынешний же маяк возводили с учетом всех гидрографических тонкостей. Установленный непосредственно в гавани, маяк представляет собой башню в форме восьмиугольника высотой почти 30 м. В море он светит на расстояние в 24 мили.
Сегодня маяк располагается на территории воинской части. Отсюда и такая секретность, строгость и полная невозможность попасть сюда без предварительной договоренности и одобрения высокого начальства. Для того чтобы побывать в военном городке Маячном, корреспонденту SmartNews пришлось писать запрос в Южный военный округ, а затем ждать разрешения от руководства округа. Но так было не всегда. Воинская часть тут появилась относительно недавно, так что еще лет 20 назад к маяку можно было запросто приехать и рассмотреть его вблизи. А если повезет, то и подняться на саму маячную башню.
Романтических историй про влюбленных, разделенных морем, тут нет. Не бродят по каменным ступенькам маячной башни и привидения и прочие неприкаянные духи.
Зато Роман Курабеков помнит одну очень реалистичную историю о том, как в 90-е годы маяк на два месяца полностью обесточили за долги. Он тогда договорился с соседями и провел на маяк электричество от них.
Там, где сейчас располагаются кабинеты работников воинской части, раньше были квартиры персонала, работающего на маяке. Смотритель маяка, механики и техники, обслуживавшие его, жили тут вместе со своими семьями, так как примитивное оборудование объекта требовало постоянного присутствия человека. Роман Курабеков на маяке вырос. Его отец был одним из тех самых смотрителей, которые неотступно следили за работой важного объекта тогда, когда маяк еще не был автоматизирован.
Роман работает на маяке с 94-го года, с тех пор, как отец ушел на пенсию.
Сегодня нет необходимости содержать на маяке штат механиков и техников. Более того, даже должности «маячник» уже нет. Сегодня единственному сотруднику махачкалинского маяка Роману Курабекову не нужно находиться тут круглосуточно. И называется он уже не смотрителем маяка, а начальником производственной группы средств навигационного оборудования.
Маяк полностью автоматизирован, тут установлено современное оборудование, работающее практически без сбоев. На случай форс-мажоров современные технологии предусматривают резервные генераторы и лампы, которые позволяют не прекращать работу объекта ни на минуту.
Освещение маяка включается и выключается в соответствии со специальными таблицами — расписанием, которое составляется в зависимости от времени года.
Вид на город с маяка открывается просто потрясающий. С одной стороны — гладь моря с башнями портовых подъемных кранов и судами вдали, с другой — невысокая гора Тарки-Тау, у подножия которой расположилась Махачкала. Правда, чтобы увидеть и запечатлеть всю эту красоту, корреспонденту SmartNews пришлось сначала преодолеть спирали крутой винтовой лестницы. Но поверьте, есть ради чего карабкаться наверх.
Несмотря на то что маяк полностью механизирован, внимания он все же требует постоянного. Например, для оборудования время от времени необходимо проводить профилактику. Оборудование хоть и современное, но иногда сбои все же дает, особенно из-за случающихся перепадов напряжения и знаменитой махачкалинской влажности. Да и сама башня в последний раз капитально ремонтровалась еще в 1949 году.
В общем, работы хватает всегда. По словам Романа, сейчас на Каспии навигация не такая активная, как раньше, но тем не менее задача перед ним стоит четкая: обеспечить бесперебойную работу объекта.
Поделиться
01 Дек 2013 г.
Похожие статьи
Дагестан — это горы, посаженные приоры и родина Хабиба Нурмагомедова. Но что вы знаете о нем, кроме этого? @yugmbk.media собрал 5 неочевидных...
Сен 2019 г.
Седой Каспий и фонтан с осетрами, Гомер XX века и заслуженный колхозник, водонапорная башня и аэростат с гербом города Махачкала лежит у...
Авг 2019 г.
Некоторые факты о Евгении Гвоздеве – путешественнике, не раз обогнувшем земной шар на самой маленькой яхте в мире, но незаслуженно забытом на...
Мар 2019 г.
Центральная Джума-мечеть
Мар 2019 г.
Алея Город мастеров
Мар 2019 г.
Свято-Успенский кафедральный собор
Мар 2019 г.
Комментарии к статье