Алмак — древний город, оставшийся в забвении

0

Поделиться

25 Ноя 2005 г.

В последнее время стало, как бы традицией писать об истории своего села, о своих земляках — участниках тех или иных знаменательных событий. Посвящаются статьи, пишутся книги и т.д. Также стало традицией среди ученых историков, филологов посвящать свой научный труд большей частью именно своему селу, району, обществу, выходцам из данных мест, при этом хватает надуманного в их трудах, мягко говоря, истолкование ролей в исторических событиях в пользу земляков их населенных пунктов похоже на «перетягивание одеяла» истории, потому отношение представителей официальной исторической науки к подобным «историям» отдельных ученых весьма скептическое. По их статьям, книгам одни населенные пункты, с выходцами из этих мест «освященные» учеными-земляками ярко рисуются своей славной историей на фоне безвестной истории других сел, остающихся в тени, забвении.

Среди алмакцев не оказался ученый-историк от официальной Российской науки, потому история об этом селе, можно сказать, осталась за «кадром» русско-язычной литературы по истории. Эпизодические сведения об Алмаке упоминаются в редких, недоступных для широкой аудитории читателей, книгах истории. По мнению некоторых ученых история Алмака более богато отображена в арабо-язычных источниках и в летописных материалах на аджаме, которые раскиданы по разным местам, в частных руках, тем более не доступных для широкого круга читателей?

Об одном ученом-арабисте из Алмака упоминает И.Гаджиев Салатавалъул партизанал  /Салатавские партизаны/ — Махачкала, Дагучпедгиз, 1972 на авар. яз. и «История гражданской войны в Казбековском районе с 1917 по 1920 г. ЦГА РД Ф.п-8. Оп.3. Д.117, л.34-38. 06.08.1918 г. Нажмудин Гоцинский прибыл в селение Дылым. Из состава своих кадиев он выбрал судьей Амирали Гаджи репрессированного в 1924 г.- авт. из с. Алмак, который стал распространять свою судебно-производственную деятельность целиком на Хасавюртовский округ.

Также сын Узун-хаджи Салтинского г. «Х1акъикъат» от 30.12.03г. пишет об Амирали-хаджи Алисултанове, как о святом человеке, которого перед своей смертью Узун-хаджи назначил Шейхул Ислама, от которого Амиралихаджи любезно отказался. Кстати, надо отметить также то, что про Узун-хаджи Салтинского написано, на наш взгляд, слишком мало, многие читатели не имеют представления о нем. В одних советских исторических справочниках Узун-хаджи представлен как имам Северного Кавказа, в других же — Шейхул ислама. Он сыграл беспрецедентную политическую роль в послереволюционной России. Ведь за разгром деникинцев в Дагестане, в котором он сыграл важную роль, призвав горских красных партизан, в том числе и из Алмака, и чеченцев к войне с деникинцами. За это большевистская власть России дала Узун-хаджи властные полномочия как религиозно-политическому деятелю Дагестана и Чечни, у него печатались свои деньги !.  На них вместе с подписью Узун-Хаджи имеется и подпись Амиралихаджи.
Было ли такое когда-нибудь при какой-либо власти?! Клише, на котором печатались эти деньги до сих пор хранятся как реликвии в частных руках. В некоторых районах Чечни и Дагестана под влиянием Узун-хаджи до 1936 года сохранялись шариатские нормы. У выше упомянутого Амиралихаджи из Алмака была обширная библиотека, в которой хранились ценные арабо-язычные фалианты, источники на аджаме, среди которых были ценные летописные материалы не только об истории Алмака, но и других населенных пунктах.

После его ареста вместе с сыном Садыком, эта библиотека куда-то исчезла, не большая часть этих книг хранятся теперь в частных руках. Очевидцы тех времен вспоминали, как погрузили эту библиотеку на арбу с арестованным Амиралихаджи?

Так, история Алмака, возраст которого соизмерим, вероятно, с самим Дербентом, остается в преданиях и легендах.

В разделе «Даты сегодняшнего дня» в г. «Дагестанская правда» от 12.02.09г. с.8, А.Дейнега пишет, что 12.02.1767г. произошло землетрясение силой 6 баллов эпицентр которого находился недалеко от с.Алмак ныне Казбековский район.

Алмак раньше называли «БакътIерхьул щулалъи», Бакъбаккуде гъапаби, «Къуркьулареб». Алмак был стратегическим пунктом, так как был расположен на пути с запада на восток и с юга на север.

Мало кто знает, что рядом с имамом из Алмака в войне участвовали много славных мюридов, а ученый Уммалат был наибом и судоисполнителем Шамиля им был назначен Уммалат наибом вилайята Ичкерия.

Изучением Салатавии название Союза сельских общин Нахбака, ее историей занималось много ученых, такие как Бакиханов А.К. «Гюлистан-и Ирам», Баку, 1926г., Бехтиев И.М. «Чирка или Чиркей», 1963г., Ганн К.Ф. «Опыт объяснения Кавказских географических названий», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» Тифлис, 1909 г., выпуск 40\, Чиркеевский А. «О происхождении аварцев» Кавказ 1865г., 64,65\ Ш.М. Мансурова «Салатавия» Издательство «Юпитер», г.Махачкала, 1995г.\, Пикуль М.И. «Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС»; Путинцева Н.Д. «Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС»; Брэдэ К.А. «Отчет об археологических разведках на берегах Сулака»; Котович В.М. «Мискинбулакский могильник» и многие. В кн. «Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане». Махачкала. 1978 г. с. 96-98. Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212..

О неподдельном интересе к Салатавии русской печатной мысли показывает, например, «Кавказский календарь» на 1859 год Тифлис,1858 г. Берже, где несколько страниц этого календаря посвящены разнообразным сведениям доктора одной из воинских экспедиционных частей Г.Костемировского о Салатавии. Вызывало интерес ученых и происхождение названия «Салатавия». «Сала-тау» — горы в Салатавии, «Саласу» — речка, протекающая через территорию Казбековского района, «Салавюрт» — название живописной плоскостной местности, растянувшейся вдоль юго-западного склона хребта Гебек-кала.

В книге Ш.М. Мансурова наряду со множеством интересного, вкратце приводятся различные версии ученых о происхождении названия «Салатавия» и других, связанных со словом «Сала», названий, о которых и пойдет далее речь, точнее об одной из них не утомляя читателей, опускаем другие версии выше описанных ученых. Это версия И.Гаджиева — происхождение «Сала» происходит от имени хана Сала, которому якобы принадлежали эти горы до Х1V в.

В защиту данной версии, хотим привести несколько своих доводов, которых ранее не приводились никем из ученых-историков:

1. О том, что на самом деле существовал богатейший человек, хан по имени Сала подтверждается тем, что имена людей, связанных с именем «Сала» Сала, Саладихан, Салаводин, Саламодин, Салатби, Салатгере, Саласгирей, Саламирза, Салатхан, Салгере, Салибий — чаще встречаются в селах Нахбака /Салатавии, особенно у Алмакцев, чем в других местах подобные имена не характерны, например, для сел других аварских районов, во всяком случае, могут встречаться, очень редко.

2. У алмакцев есть такие, характерные только для них, упреки. Если взрослеющие дети любят побольше спать или нежиться в постели, родители упрекают их, мол, валяешься как Салахан. Так же взрослых людей, в сезон полевых работ, проводящих время праздно и легко, так же за глаза называют «Салахаби» множественное число от слова «Салахан», то есть имя Салахан у алмакцев стало нарицательным, характеризующим не активного, порой ленивого человека. Вести праздный образ жизни — не позволительная роскошь даже для состоятельных людей прошлых времен, но хан Сала, вероятно, был настолько богат и влиятелен, что только для такого человека было позволительно вести праздный образ жизни.

3. Известно, что до нашествия хромого Тимура Тамерлана на месте села Алмак был хорошо укрепленный город с 8-9 тыс. домов по другим данным, по А.К-А. Бакиханову – 7 тыс., по Мансурову Ш.М. – более 9 тыс.

До нашествия завоевателя Тимура, это было осенью 1395 года, предки алмакцев жили на урочище «Гъоркьа росо», что на самой северной оконечности нынешнего села.

Осенью 1395 года завоеватель Тимур прибыл  к городу Алмаку, где было около 7-8 тысяч дворов, с целью его захвата и осаждал его несколько месяцев. Он обещал жителям города жизнь и просил открыть ему, т.е. его войску ворота «Коймесе», хотя те обещали им сохранить жизнь местных жителей города, на это жители города ответили отказом. Нам неизвестно как переводится название ворот «Коймесе», может спутали его название или название ворот было другое…

То, что он был и политически, и экономически сильным и влиятельным, не вызывает сомнения и откуда, из каких мест  должен быть этот хан Сала, если не из того города, на месте которого сейчас находится село Алмак. Напав на этот город в ХIV веке, войска Тимура долго не могли взять его.
Когда Тимуру доложили, что город невозможно брать, говорят, он воскликнул в ярости «алмахъ» по-тюркски означавшее «взять» или «непременно взять», «неприступный». По данным летописи и материала от  Омарасхаба Газиева Алиасхабова.

Вряд ли такой сильно укрепленный и, вероятно, имевший большое влияние город, потерпел бы над собой хана или хозяина из других близлежащих мест.

4.По данным нескольких авторов книг которые ссылались на А.К-А.Бакиханова за  упорное сопротивление город, после захвата войсками Тимура, был разрушен до основания, не оставив камня на камне, а его жителей, которых удалось захватить, не оставили ни одного в живых. Слово «алмак» впоследствии стало названием села, образованного на месте разрушенного города. А какое название имел этот город до нашествия Тимуровских  или монголо-татарских войск, никто об этом не знает, удивительно и то, что ни один из ученых-историков, историческая наука не поставила такой задачи, как будто город этот возможно сравнимый с возрастом самого Дербента — призрак, миф.

Возможно, название Союза вольных общин, «образованного первыми переселенческими семьями на рубеже ХУ-ХУ1 в.в.» Мансуров Ш.М., получило название от влияний, впечатлений на его людей от некогда влиятельного и сильного города, форма, опыт взаимодействия, хозяйствования которого были переняты впоследствии образованным «Союзом общин» под названием Салатавия.

После длительной осады в конце 1395 года Тимур увел свои войска за Гумбет, при этом он сделал тактический ход, обманув жителей города, что оставляет город Алмак. На самом деле он готовился к взятию города хитростью.

В город в те времена была проведена питьевая вода по водопроводным трубам один узкий конец вставляли в другой широкий из местечка «ХIабибил тала», что на расстоянии 2 км. от нынешнего села. Надо сказать, что месторасположение источника воды, ведущего в город, было великой тайной, знать его могли особо приближенные люди правителя города. Если постороннему становилось известным эта тайна, то его приговаривали к смерти. Так вот, упомянутые водопроводные трубы были из глины и они обжигались на месте. Кстати, такие же аналогичные трубы можно увидеть в музее крепости г.Дербента. Эти трубы и поныне сохранились в сел. Алмак и их находят в отдельных местах в земле на глубине более метра. В 1967 году, когда бульдозер вскопал место недалеко от старинного кладбище, было обнаружено их несколько штук. Их можно увидеть в музее сел. Калининаула и Алмака. Если проследить места, где были найдены эти трубы, легко можно понять, что водопроводные трубы были подведены из верхней части нового села к «Гъоркьа росо».

…Есть легенда, что весной 1396 года Арсах Тимур послал своего шпиона в виде нищего с целью выяснить: почему они не сдаются, каким образом можно взять город. Долго шпион ходил по городу, никак не удавалось ему выполнить задание Тимура, разузнать как взять Алмак. Наконец он зашел к одной старой вдове и просил у нее кушать якобы он голодный. Она сварила ему кашу вместе с орбичом в середине. Несмотря на то, что город длительное время был в осаде, горянка угостила «нищего» как гостя. Когда он стал кушать, он, не трогая центра тарелки, где был орбич, стал кушать по краям. Она спрашивает его, почему кашу кушает по краям как Арсак Тимур, который окружает и не может покорить наш город. Он нарочно интересовался как будто он не знает Арсака, почему тот не может  взять город. Она вышла во двор и показала тому откуда предположительно берет начало проводимой им питьевой воды и объяснила ему, что мол наше счастье, что Арсах Тимур не знает, где источник воды.

Шпион рано утром до утренних петухов ушел, когда вернулся к Тимуру рассказал об этом. Тимур созвал совет старейшин и обещал дать в награду боевого коня тому, кто сможет посоветовать найти источник. Долго искали, раскопав всю территорию, не найдя, его советники начали думать, но никак не могли придумать как найти источник воды. Тогда объявили среди воинов и жителей соседних населенных пунктов о награде Арсах Тимура. Примерно через 2-3 недели к Тамерлану привели старика, который спросил у него, действительно ли, это так важно ему. Тамерлан ответил, что настолько важно, что он готов отдать за это 10 боевых коней и выполнить любое желание старца. Мудрец предложил Тамерлану накормить молодого жеребца отборным овсом, не давать ему вообще воды и через неделю привести к тому предположительному месту расположения источника. Источник будет там, где жеребец начнет рыть копытой землю. Тамерлан так и поступил и был обнаружен источник горной воды, откуда шла водопроводная труба в г.Алмак. Тимур перекрыл воду в город и провел ее в другую сторону. Затем направил к алмакцам парламентария, сказав, что воду из источника они выпьют тогда, когда его воины войдут через городские железные ворота, предложив им сдаться без боя, обещая им за это жизнь, но Тамерлану было отказано. Военный совет города заявил, что они выстояли против более грозного врага монголотатар и скорее умрут, чем сдадут город. Около месяца алмакцам хватило их запасов воды. Когда закончился этот запас, остались без воды, мучились от жажды скот и люди. В городе мнение о необходимости сдать город было высказано большинством. Они вынуждены были сдаваться. Разгневанный Тимур, который ждал этого часа более полугода, нарушив данное им слово, уничтожил жителей города. Этому свидетельствуют многочисленные захоронения в местечке «Гъоркьа росо».

Как указано Мансуровым Ш.М.  «Салатавия». Махачкала.1995 г.. стр.15  по данным археологии Салатавия была заселена не позже 11 тыс. до н.э. Пикуль М.И. Отчет о работе 11 Бавтугайского отряда в зонах строительства Чирюртовской и Чиркейской ГЭС; Путинцева Н.Д. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС; Брэдэ К.А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака; Котович  В.М. Мискинбулакский могильник. В кн. Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала. 1978 г. с. 96-98. При тщательном археологическом исследовании всей территории Салатавии допускается возможность удревнения этих сроков. В некоторых пунктах Салатавии, пишет В.И. Канивец Археологические исследования в Дагестане в 1955г. Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, т.1, Махачкала, 1956, С.212., найдены кремневые орудия и отщепы, часть которых, вероятно, относится к каменному веку.

Грунтовые могилы Дагестана имели различные формы: овальные и вытянутые, четырехугольные. Кроме того, на могильниках обнаружены каменные склепы с костяками скелетами от 5 до 49 погребенных. В конце 1 тыс. до н.э. – начале 1 тыс. н.э. появляются каменные ящики цисты и каменные гробницы – грунтовые могилы с обложенной каменной кладкой стенами. В них были найдены скелеты, скорченные на левом или правом боку, полускорченные, вытянутые на боку, спине с разными положениями ног и рук. Иногда скелеты положены ничком, или находятся в сидячем положении . Встречаются вторичные погребения и погребения отдельных черепов.

Согласно данным книги «Археологическая карта Дагестана» А.А. Абакаров, О.М. Давудов. «Археологическая карта Дагестана». М. »Наука». 1973г., с.131. №211., возраст Алмакского городища определен так. Около сел.Алмак на оконечности скалистого хребта, ограниченного почти со всех сторон отвесными склонами р.Акташ и боковых каньонов, находится городище размерами 300х100 м. Следы оборонительных сооружений сохранились в виде валообразной полосы. На территории городища встречаются остатки различных строений и керамики Х-ХIV вв. Магомедов М.Г. 1984 в.С 48,49.
Интересны также и другие археологические находки, приведенные в этой же книге. В 1 км. к западу от сел. Алмак на левом берегу р.Акташ находится могильник с каменными склепами. В 1 км. к западу от сел. Алмак на правом берегу р.Акташ находится могильник с каменными ящиками №212, 213. Архив Министерства культуры ДАССР, д. №6-10 за 1954г..

Село Алмак занимает выгодное географическое положение. На южной стороне расположены горы продолжение главного кавказского хребта.
Каждая гора имеет свое название. Первая гора «Ясазул росо» Девичье село. Гора расположена на расстоянии 8 км. к югу от села горы друг от друга отделены межгорными долинами. Есть легенда о том, почему она названа так. В историческом прошлом часто бывали междоусобные войны с соседними племенами. Враги, завоевав покоренное ими село, брали в плен девушек зрелого возраста и уводили их с собой. Местные жители во избежание этого случая девушек определяли на этой горе и их содержали там под усиленной охраной.

На южной стороне «Ясазул росо»  есть место под названием «Мирзал хъала» Крепость Мирзы. Есть легенда о том, что когда Алмак был покорен Темурлангом в 1396 году, Мирзал хъала была разрушена монголо-татарами. Вторая гора называется «Нухлул щоб» Дорожная равнина. Она получила такое название от того, что по этой горе имела и по сей день сохраняется дорога, которая соединяла село с селами Гумбетовского  и других горных районов.После горы «Нухлул щоб» следующей является гора «ГIеб щоб» широкая равнина. На самом деле среди других гор она широкая. Следующая гора «БегIераб мегIер» острая гора. Издалека кажется она острая, а на самом деле вершина горы довольно широкая. Следующая гора «Альбурил мег1ер», в честь хозяина этой горы. Кстати, в селении Калининаул имеется большой хутор Альбури отар. Все эти горы расположены на левой стороне реки Акташ. На правой стороне реки Акташ имеется гора «Гъогъо мегIер», на этой горе много мелкого камня. Гора «Бегал мегIер» по имени бывшего хозяина горы Бег. Все эти горы являются местными пастбищами для крупного и мелкого рогатого скота.

На западе села течет река Акташ белый камень, название хазарское. Берет Акташ начало из северной стороны продолжения склона Андийского хребта. Акташ относится к крупнейшим рекам Дагестана, так как протяженность его 156 км. Северные склоны Андийского хребта и горы, прилегающие в ней, принадлежат Гумбетовскому району и служат прекрасными летними пастбищами.

На правой стороне Акташ вдоль села расположены скалы, образованные в процессе выветривания. Речка Акташ омывает Эшех, прилегающий на левой стороне течения. В старину на месте нынешнего Эшех был населенный пункт под названием Шихаул. Быстрое течение реки Акташ было использовано алмацами: построили 4 мукомольные мельницы. Первой на этой реке в Алмаке была построена в 1937 г. электростанция и пилорама.
Раньше по историческим данным жители сел выбирали для поселения надежные для зищиты от врагов, удобные для отпора места. Именно таким местом они выбрали «Гъоркьа росо». По географическому положению на западе и востоке были крутые скалы, где имелось суженное с запада на восток место – здесь было сильное укрепление и стояли ворота  «Каймесе».

В центре «Гъоркьа росо» стоит здание мечети, которую по преданию старожилов, основали арабские строители в  732 году.

По многочисленным захоронениям на территории с.Алмак установлено, что Алмак был заселен тысяча лет назад.

В 1939 г. колхоз имени «25 Октября» был признан в числе лучших колхозов в Дагестане. 25.10.39г. в Кремле колхозу имени «25 Октября» было вручено Свидетельство за №175572 за высокие показатели по овцеводству, утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесен в Почетную книгу Главного комитета ВСХВ.  В 1939-1940 гг. в с. Алмак из колхоза имени «25 октября» были образованы 4 колхоза: «25 Октября», «В.И. Ленина», «И.В. Сталина» и «Молотова», которые руководили жителями 46 хуторов из 812 хозяйств с населением около 5000  чел., имелась школа, где учились более 600 детей. В селе работала гидроэлектростанция. Функционировал черепичный завод, который выпускал в год около 10000 штук черепиц. С 1940 по 1945 гг. на фронт ушло 487 чел. из с.Алмак.

, раздел: История

Автор: Салихов Салих, Гаджимагомедов Гаджимагомед / Источник: "Дагестанский обозреватель"
0

Поделиться

25 Ноя 2005 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Топонимика названия «Алмак»

    Вдумчивое изучение названий населенных пунктов, гор, рек, местностей, в которых мы веками проживаем, освещает неизвестные нам факты из...

    Янв 2010 г.

  • Тропа в историю древнего Дагестана

    ПРЕДИСЛОВИЕ.         М.Г. Магомедов в книге «История аварцев» Махачкала, 2005г., стр.96 повествует: Аварский каганат окреп...

    Дек 2003 г.

  • Дорогое сердцу место

    Есть у каждого из час на земле дорогие сердцу места. Среди которых для меня селение Алмак Казбековского района занимает особое место....

    Янв 1998 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля