Алмак - куда пойти и где отдохнуть. Туризм в Алмак.

Страницы истории Алмака

Дореволюционный Алмак. Учеба в медресе при мечети.

Известный азербайджанский ученый-историк, кавказовед Бакиханова А.К. кратко, буквально в нескольких предложениях сообщает о древнем городе Алмаке в редком издании «Гюлистан-и Ирам» (Баку, 1926 год: «В 1396 году Эмир Теймур … прошел по земле Мичикич на город Алмак (ныне деревня в Салатавском округе), который имел 7 тысяч дворов, а ныне здесь всего сто домов. Он взял город после сильного сопротивления и разорил его» (Бакиханов А.-К.А. «Гюлистан-и Ирам» «Райский цветник», 1841 год, страница 64).

Еще в период Кавказской войны длительное время по указанию имама Шамиля и под руководством наиба Ташав-хаджи в медресе селения Алмак группа верующих мусульман, профессиональных специалистов, собранных по Северному Дагестану, занимались переписыванием Священного Корана и книг по ильму.

В селении Алмак с 1860-х было 2 мечети, которые действовали длительное время. В медресе при мечети еще в 1886 года обучались чтению Священного Корана жители сел как Салатавии, так и Гунибского, Ботлихского и Хунзахского районов.

К1удияв вали Эльдар из Алмака, председатель колхоза «Победа» Хайбола из Салта и Гамзат Цадаса были друзьями и обучались у ученого алима Амирали-хаджи. И они также были мюридами шейха Хасана из Кахиба.

У ученого Амирали-хаджи была переданная по наследству библиотека из старинных книг по исламу-ильму, где насчитывалось более тысяча экземпляров.

Ученый-историк Ш.М. Мансуров в книге «Салатавия» по этому поводу пишет: «Неспроста примечетские школы Салатавии получили такое всеобщее признание, там в это время были такие известные далеко за пределами Дагестана ученые-алимы, как, например, Алисултанов Амирали-хаджи из Алмака. Особым уважением и признанием пользовались примечетские школы Чиркея, Дылыма, Алмака и др.».

Так, в этих медресе обучали чтению Священного Корана имамы, ученые-алимы: сын Абду-рахмана Умалат, Чарав Айдемир, Батыров Берки-хан-хаджи, Алисултанов Амирали-хаджи, имамы и учителя Бектемир-хаджи, Амиралиев Садик, Жарбаил, Камалдин, Нуридин, Эльдар, Балгишиев Сахродин, Абдурашид. Были два шейха Ибрагим-хаджи и Алишайх.

Ведь неспроста Абдурахман из Гази-Кумуха в «Книге воспоминаний Саййида Абдурахмана, сына устаза шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни» пишет:

«Ученый из Алмака, наиб Ичкерии Умалат. Он был красноречив, остроумен, крепкого телосложения, жесткий к врагам, справедливый к народу, за что имам его любил».

Выпускники медресе Алмака пользовались большим и заслуженным уважением и признанием как в Салатавии, так и за ее пределами, и джамааты соседних сел часто приглашали их к себе имамами мечетей. Умалат, сын Абдурахмана из Алмака, будущий наиб Шамиля, является первым ученым алимом из Салатавии и Алмака. Еще в 1820-х годах Умалат по приглашению джамаата села работал имамом мечети в селении Кешень-аух (ныне селение в Новолакском районе), там же в период с 1910 по 1930 годы имамами были ученый алим и народный целитель Батыров Беркихан-хаджи и Эльдаров Хангиши. Также К1удияв Курахма, прадед будущего муфтия Дагестана Саид-Мухамада Абубакарова, работал имамом в селе Цилитли Гумбетовского района.

По словам известного краеведа из Буртуная Магомедова Исы Магомедовича, 1906 и 1909 гг. во главе с ученым алимом Алисултановым Амирали-хаджи 63 алмакца совершили хадж.

Школа

Алмак играл важную роль не только в общественно-политической, но и в культурной жизни Казбековского района и Дагестана. Здесь в медресе учился у Амирали-хаджи известный народный поэт Дагестана Г.Цадаса, иногда здесь бывал Махмуд из Кахабросо. Махмуд в дружеской обстановке соревновался в стихосложении с алмакскими поэтами Чичильби и Шамсудином — со своим другом. Об этом было написано еще в советское время в литературном альманахе «Дружба» (на аварском языке). Из-за отсутствия русскоязычной грамоты среди населения многие стихотворения и сарины, сказания, фольклор остались вне поле зрения.

В 1925 году в селении Алмак была открыта государственная школа — ликбез. В 1929 году на хуторах Чорто, Гваниг, Гайли, Гогочхотай, Цебеотар были созданы пункты ликбеза, где учили взрослых и детей писать и читать.

За период с 1925 по 1942 годы в селе Алмак и на хуторах Гогочхотай, Ханидук, Квериман и Цебеотар, по словам известных краеведов Газиева Умарасхаба и Магомедова Исы, были построены 5 начальных сельских школ, где учителями работали около 30 человек и училось более 600 учеников не только из Алмака, но и из Буртуная.

На сегодня известны следующие имена этих учителей: Коваленко Петр Семенович, Ковалев Петр, Иванова Люся, Бординов Николай Константинович, Блобаев Валентин, Анастасьев Александр Михаилович, Курдиманов Иван Михаилович (хутор Гогочхотай), Геордин Н.К., Чирдакова Надежда, Васильева Евгения, Базарганов Насрула (заведующий НСШ на хуторе Чорто), Мо-исеенко Мария Семеновна (Ханидук), Гаджиев Изудин, Магомедова Умай-ганат, Жантемиров Исмаил, Атабаев Сагит (директор Алмакской НСШ в 1942 году), Гаджиев Магомедбег, Омаров Шарип, Омаров Абдулкагар (директор Алмакской НСШ), Айгубов Расул, Мусаев Хажияв, Жабаев Али, Гаджибегов Али (сын Жабаева Г.), Маматханов Халит (хутор Ханидук), Сайрудинов Исмаил (хутор Ханидук), Сайрудинов Мухамирза (директор НСШ на хуторе Ханидук), Магомедова Аминат (хутор Квериман), Гаджиев Магомедбек, Усдаева Аминат, Хасильбиев Абас, Салихов Мансур (хутор Квериман), Адилгереев Адильгере, Учуев Батал, Дахадаев Исмаилгаджи, Тавбулатов Умарасхаб, Асхабов Шарабодин. Из них 10 учителей–алмакцев.

Имелась 1 изба-читальня, заведующая – Жанболатова Патимат.

ФЗО окончили: Чичильбиев Наирбег, Азиханова Равзанат, Висарханов Расул, Мусаева Равзанат (хутор Чорто).

Выходцами из нашего села являются следующие краеведы и поэты: Саримирзаев Сагитхаджи, Хасбулатов Мутаилхаджи, Садиков Магомед, Джантемиров Исмаил, Эсенаев Умар Эсенаевич, Чичильбиев Чичильби, Жамалдинов Шамсудин, Газиев Умарасхаб и другие.

Другие народно-хозяйственные объекты

С 1874 года в селении Алмак имелись 7–9 водяных мельниц на реках Акташ, Алмах, Булах и Циркин, на каждой из которых обрабатывали пшеницу, кукурузу и лен. Хозяевами мельниц, которые стояли на реке Алмак, были Сулейман и Амирали-хаджи, Абай, Нургиши, на реке Циркин – Магомед, Шамиль, Исмаил, Генжабай-хаджи, Таймасхан, Казанби, Мажит, на реке Булак – Хабитхаджи, Базарганхаджи, Исрапилхаджи, Устарханхаджи.

Ученый-историк Мансуров Ш.М. в книге «Салатавия» пишет: «По преданиям, даже в самые голодные годы в Салатавии не было случая смерти от голода, напротив, благодаря Салатавии спасались от голодной смерти многие жители Нагорного Дагестана».

С 1909 года в селении Алмак существует 15 частных магазинов, их владельцами были: Жамирза-хаджи, Шихмурад, Сада, Асланбег, Алимухама, Аскерхан, Дада, Сада-хаджи, Гашим, Хадис-хаджи, Идирис, Базарган, Хамзат, Ума, Исмаил, Динаев Хайрула (завмаг, Чорто), Шамсудинов Камалдин (хутор Харачиконо), Камалдин Хайрула.

В 1930 году, как следует из годового отчета колхоза, в селении Алмак начали создавать сельхозартель и колхоз имени «25 Октября», 23 человека вступили в колхоз.

В 1932 году построен уникальный арочный мост через реку Акташ. В селе имелся сельский черепичный завод со своими мастерами, где в год выпускали 100000 штук черепицы. Владелец – Алисултанов Сулайман – брат Амирали-хаджи. Со слов старожилов, в 1968 году в Казбековский РК КПСС вызвали из Ленинаула Хабибова Хабиба, внука Сулаймана, и предложили снова построить на том же месте этот завод. Но из-за землетрясения 1970 года идея осталась не воплощенной в жизнь.

Лесопильный завод, который, как следует из справки председателя и секретаря Алмакского сельсовета от 11 августа 1937 года № 12а, принадлежал Алисултанову Амирали-хаджи.

Согласно годового отчета колхоза имени 25 Октября за 1939 год в нем числились 672 двора, 719 семей, в которых проживали 3016 человек, из них от 16 лет и старше 1281 человек – трудоспособные, 93 детей с 12 до 16 лет. Кроме того, находились на службе в Красной Армии и на учебе 12 человек.

26 ноября 1939 года в соответствии с решением СНК ДАССР и Казбековского РИК из одного колхоза имени «25 Октября» села Алмак, который объединял 46 хуторов, образованы четыре колхоза по географическому расположению: имени «25 лет Октября» — селение Алмак, председатель колхоза – Газимухамаев Шефи; имени Молотова — хутор Цебеотар (или хутор Харачиконо), председатель – Садаев Иманали; имени Сталина — хутор Нахаотар, председатель колхоза Саипов Магомед; имени В.И. Ленина — хутора Квериман и Чорто, председатель колхоза — Шапиев Абдулхаким. Также было образовано 2 сельсовета.

Девять деревообрабатывающих цехов, их владельцами были: семья Амирали-хаджи, Нартбиев Бадродин, Мухамирзаев Динав, Айдемиров Адильмирза (хутор Квериман), Жамалов Арсанби (колхоз имени Молотова), Дагуев Мухамадсайгид (колхоз имени Сталина), Батирханов Салих (хутор Чорто), Жантемиров Абубакар (колхоз имени Молотова, на хуторе Харачиконо), Хабитов Вали (хутор Квериман).

1 электромельница — владелец Нартбиев Бадродин. Ему же принадлежал токарный станок, располагавшийся в местности «Завод», на котором изготавливались деревянные подносы (хIерчч), тарелки и другие изделия.

Было также 12 кузниц, которые передавались от отца к сыну. На каждом хуторе, колхозе имелись свои 1-2 кузницы. Кстати, с 1937 года по секретному постановлению НКВД все кузницы были под надзором. Владельцами кузниц были: , Умачов Ирисби (колхоз имени Ленина), Эсенбаев Арсанби (колхоз имени Ленина), Арсамирза, Адильмирза, Бекмирза, Адиев Абдурахман (колхоз имени Сталина), Сираждин, Мансуров Устарбег, Жантемиров Абубакар (хутор Харачиконо), Алиханов Гирин, Исрапилов Исмаил (хутор Харачиконо в колхозе имени Молотова), Сулайманов Хабиб. Эти мастера-кузнецы умели изготавливать не только товары сельхозназначения, но и ножи, кинжалы, сабли, даже пистолеты. По словам 86-летнего краеведа Магомедова Исы (из селения Буртунай), особенно искусным мастером, умеющим изготавливать оружие, был Устарбег.

Владельцем мастерской по изготовлению изделий из драгоценных металлов был Сада-хаджи — искусный мастер по изготовлению золотых и серебряных ювелирных украшений.

В Алмаке в изобилии имелся древесный уголь, который так необходим для кузниц. Ученый историк Ш.М. Мансуров в вышеназванной книге пишет: «Жители Салатавии занимались добыванием древесного угля. Они не только удовлетворяли потребности своих мастеров-кузнецов и ювелиров в древесном угле. Жители сел Алмак, Дылым, Гуни и других специализировались на добывании древесного угля для рынка, который пользовался большим спросом в Нагорном Дагестане, Кумыкии и Кизляре» (ЦГА РД, ф.147, оп.3, д.123, л.18).

В селе работали 17–18 ручных каменных точильных кругов.

В 1937 году по инициативе Джантемирова Исмаила на реке Акташ была построена уникальная гидроэлектростанция с использованием немецкого оборудования. На электростанции работали Козицкий Франц Феликсович — электрик и Машанова Анна Константиновна — работница электростанции. После окончания Великой Отечественной войны алмакцами была построена еще одна электростанция на реке Акташ в селении Ленинаул. Эти обе электростанции действовали до 1967–1968 годов., пока не была проведена высоковольтная ЛЭП в Казбековский район.

В селе имелись 4 колхозные овцеводческие товарные фермы (ОТФ), одна из которой по результатам работы 1937 и 1938 годов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в городе Москва в 1939 году была занесена в Почетную книгу ВСХВ, о чем выдано свидетельство № 175572. В свидетельстве указано, что «Овцеводческая товарная ферма колхоза им. 25 Октября селения Алмак Казбековского района Дагестанской АССР – в среднем за два года получила 111,6 ягненка к отбивке на 100 маток и покрытых ярок-метисов вюртембургской породы, при общем поголовье в 1937 году 1569 овец, в 1938 году 2055 овец, за что утверждена участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и занесена в Почетную книгу». Заведующий ОТФ награжден серебряной медалью и выдано свидетельство о почетном члене ВСХВ.

Ш.М. Мансуров отмечает: «Наличие большого количества овец, с которых получали шерсть, известную по всему Кавказу благодаря ее качествам. Обилие красящих веществ, которыми была богата Салатавия, способствовало развитию производства шерстяных изделий: тканей, сукна, ковров, бурок, попон, войлоков, сумахов, паласов, арбабашей, хурджунов, мешков, чулок, носков, веревок и т.д.». В Алмаке также в каждом доме были надомные мастера по изготовлению одежды и обуви из шерстяных и иных изделий.

Далее Ш.М. Мансуров пишет: «Крупный рогатый скот имел большое значение в хозяйствах салатавцев. В отдельных джамаатах

(Алмаке, Миатли, Дылыме и др.) быков было больше, чем коров (Абельдяев Н.А. Указ. соч.)».

Также он отмечает: «Наибольшее развитие получило в селении Алмак пчеловодство, где в середине XIX века ими занимались 117 хозяйств» (ЦГА РД, ф.264, оп.1, д.1, л)

1939 год — весной колхозу имени 25 Октября передали автомашину «полуторка».

Были 2 бригады строителей, бригадиры Ибрагимов Пайзула и Мухамирзаев Динав.

9 полеводческих бригад, бригадиры: Алиев Нажбодин, Газиев Алиасхаб, Давудов Магдихаджи, Жамалов Абдулкадир, Исмаилов Инус, Мухамадов Исуб, Хасанханов Гайирхан, Хатипов Абдуразак, Хасаев Зайнодин.

Имелись в селении 7 складов, заведующие: Умаров Ладу, Динаев Хайрула, Дахадаев Хажи, Тайпуров Абдулхаким, Хажибатыров Гебек, Хажибатиров Сурхай, Хункарханов Насрола.

Было почтовое отделение, заведующий – Сатираев Сатира.

Имелись 22 пункта по обработке молока сепарированием.

За счет средств джамаата для общественного пользования построена 21 пекарня.

В каждом третьем–четвертом доме были лагъби из твердого камня по переработке пшеницы.

В каждом хуторе было 1–2 колодца чистейшей горной холодной вкусной воды, которые были названы именами: Абаса, Хажимухама, Сайгидава, Гулдача, Хакима и др.

Медицина

В 1940 году в селе открыли фельдшерский медицинский пункт. Заведовали медпунктом Киселева Анна Георгиевна и ветфельдшер Сулайманов Хасанмухамад.

На протяжении многих десятилетий известный народный целитель – ученый-алим Батыров Беркихан-хаджи принимал больных, от которых отказались врачи Северного Дагестана и соседних сел Чечни, успешно лечил их и ставил на ноги.

В селе были три сероводородных целебных источника, куда приезжали жители из соседних районов на лечение путем приема ванн и питья.

Помощь фронту

В газете «МагIарул большевик» № 85 от 16 сентября 1941 года говорилось: «Колхозники селения Алмак Казбековского района полноценно выполняют задание и отдают в Фонд обороны деньги, скотину и вещи».

В газете «Дагестанская правда» от 14 января 1943 года было опубликовано приветственное письмо следующего содержания: «Председателю правления колхоза имени 25 Октября селения Алмак Казбековского района товарищу Садаеву Иман Али. Обком ВКП (б) и Совнарком ДАССР горячо приветствуют Вас за активное участие в укреплении вооруженных сил Красной Армии. Председатель СНК ДАССР А. Даниялов. Секретарь ВКП (б) А.Алиев».

Оказание материальной помощи фронту продолжалось до самой Победы, но обо всех подробных данных, к сожалению, у нас нет. Так, 10 марта 1943 года участник Великой Отечественной войны, инвалид по ранению Омаров Ладу перечислил в Фонд обороны СССР 2000 рублей (журнал «Салатавия». №2(4). 2012 го

Передовики

18 сентября 1940 года житель селения Алмак Таймасханов Гаджимагомед (1882 года рождения), колхозник колхоза имени 25 Октября награжден Президиумом Верховного Совета ДАССР Почетной грамотой как отличник строительства канала имени Дзержинского за особо выдающиеся показатели в работе по строительству этого канала (на Бабаюртовском участке).

Согласно мандата обкома ВКП(б) и Совнаркома ДАССР от 25 октября 1942 года, Таймасханов Гаджимагомед являлся участником республиканского совещания знатных стариков-горцев Дагестана.

14 января 1943 года в газете «Дагестанская правда» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1943 года «О награждении строителей оборонных рубежей орденом Красного Знамени: Валиевой Туайсат – колхозницы колхоза имени Молотова селения Алмак Казбековского района (в том числе секретарь Дагестанского ВКП (б) Алиев А.М-К. и Народный поэт Дагестана А.Гафуров).

Заключение

Из всего выше сказанного следует, что жизненный уклад алмакцев создавался веками. Джамаат Алмака был очень трудолюбивым образованным, преуспевающим, сильным, высокоавторитетным как в районе, соседних селах Чечни, так и в Дагестане. Старшим джамаата выбирались на сельском сходе путем общего голосования самые достойные, высокоавторитетные уважаемые люди. Так, длительное время, по словам старожилов, старшим был Таймасханов Гаджимагомед, участник республиканского совещания знатных стариков-горцев Дагестана. По рассказам старожилов, требованиям джамаата подчинялся любой тухум села, они контролировали весь их уклад жизни, в том числе решали земельные вопросы. Даже был случай, что за нарушение норм проживания выселили семью из Алмака.

Однако это все разрушено в связи незаконным насильственным переселением 24 марта 1944 года жителей селения Алмак – колхозников колхозов имени Молотова, Сталина и Ленина в села Калининаул и Ленинаул.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля