Казаныш: мои радости

0

Поделиться

07 Фев 1997 г.

Думаю, уважаемому читателю не будет обременительно послушать о моей родине, о селении Казаныш, для которого на русском языке придумали прозвище - Казанище. Да, я из Казаныша. После школы и вуза проработал там все 50-е годы. Был завучем школы, учителем истории, директором вечернего отделения. Позже, став преподавателем в университете, не порывал связей с учителями родной школы. И сегодня я неспокойные мысли и посильные дела свои посвящаю Казанышу.

***

Позволь, читатель, немного развлечь тебя и чуть-чуть просветить.

Есть первородное слово - къаз! Это поощрительное, доброе повеление человека человеку - копай! Копать - значит работать, добывать. Отсюда и къазагьан - человек копающий.

От понятия кьаз - другое, более сложное понятие: кьазан. Это тоже повелительный глагол, директива предков потомкам, отцов - детям: добывай, обретай, обогащайся. Предостережение: только не почивайте на лаврах, не застревайте на низких ступенях, не тоните в бедности и нищете. От глагола къазан образовалось и существительное къазан - кастрюля, котел.

Из этих живых корней вырастает еще одно существительное - къазанч - добывание. Это уже чистой воды бизнес. Къазанч даже более точное слово, чем бизнес, более напряженное понятие, чем просто "дело".

Есть древнейший инструмент - къазанмач. Это палка с плоско обструганным концом. Ею копали, ею добывали. Она дошла и до нашего времени. Мы подростками в селе Казаныш на полях выкапывали ими, къазанмачами, земляные орехи.

Надеюсь, не утомил. Упрощаю всего три слова: къаз - копай, къазан - добывай, къазанч - добывание.

Веду дело к следующему: от "добывай" и от "добывание" произошло нашего села название. Таким многозначительным словом нарекли когда-то это дорогое место и это многочтимое сообщество - Къазанч. Но человеку в обиходе легче произносить не Къазанч, а Къазаныч. Ему, человеку, еще легче сказать Къазаныш. Так и свершилось. Не в один день, не в один год.

Только так - Къазаныш, а не Къазаниш. Я к тому, что есть наивная, навязчивая версия, будто здесь когда-то делали къазаны, и потому якобы слово Къазаниш означает котельное дело. Никогда здесь не делали ни котлов, ни кастрюль. Здесь "делали" вечно пшеницу и кукурузу. Здесь делали кинжалы и мечи. Ни один кумук не скажет Къазаниш. Кстати, не удержусь: кузнечная мастерская называется меч, и сделанный там длинный кинжал в русском языке получил название места своего производства - меч.

Откуда же в русском языке слово Казанише? Вот объяснение, шутливое по форме и достоверное по смыслу. Губернатор Дагестана в городе Шура, в шести километрах от Казаныша, после сытного обеда в хорошем настроении выходит на веранду. "Скажи, любезный толмач, что там, за хребтом Ташбаш?" - "Я не толмач, а тилмач (тил - это язык). А за хребтом Ташбаш Казаныши". Тилмач объяснил вполне грамотно. Множественное число. Там два Казаныша: Большой и Малый. Но слово "Казаныши" уже попало в оборот среди военных и чиновников.

* * *

Нижний Казаныш давно стал каким-то устрашающим по размерам поселением, не умещающимся ни в какие разумные границы. Сегодня этот процесс бурно продолжается. Около пятнадцати тысяч жителей. Население растет и, конечно, слава Гюн-Тенгиру, слава Солнцу-Божеству. Быть внушительных размеров - к лицу бывшей столице Казанышского Бамматулинского ханства, от населения которого в исторические времена, отпочковываясь, сформировались все окрестные села.

Но вот беда: такой монстр не поддается сегодня никакому цивилизованному управлению и благоустройству. Да, ученых много, и стариков - аксакалов тоже. Однако их надо семь десятков и чтобы каждый - семи пядей во лбу, а этих пядей явно не хватает. Имеющиеся не мобилизованы, не вовлечены сегодня в созидательный оборот.

Думаю, не грех высказать перспективную идею: надо бы выбрать не только главу администрации села, а еще и представительный /по строгим округам!/ коллегиальный орган.

Нелишне подумать и о следующем. Не пора ли объявить, что понятие "администрация, глава администрации" было временным политическим изобретением, необходимым как альтернатива упраздняемым однопартийным местным органам? Что, если вернуться к еще незабытым названиям: сельсовет, райсовет? Понятно, без их прежнего признака однопартийности.

Что если глава администрации станет Председателем села /Председателем района?/. Нет, нет, не председателем совета села, этот прежний признак не подойдет в новое время. Именно Председатель, который сам по себе! А Совет изберет своего председателя - спикера!

Не всем это покажется уместным, но факт: земля бывшего Казанышского ханства - это земля, где с древних времен был фактический порядок советов. Спутниковое село - город Шура /Буйнакск/ - это место, где представители общин собирались советоваться по насущным стратегическим вопросам. Само слово щура - это совет.

Да и в какой фразе для человека смысла больше: "В администрацию иду" или "В сельский Совет иду"? Советы, чистые от признака однопартийности, - первейший демократический идеал.

* * *

А вот еще одна беда, еще одна острая проблема Казаныша; где расселять новые семьи? Выход нашли самый пассивный, примитивный, арифметический: каждые пять, шесть лет изымать из пашенного оборота новые земельные массивы, покрывать их сеткой шестисоток. Новый квартал.
Может быть, какой-нибудь соседний участок предусмотреть и под спортивно-культурный центр? Нет, зародилась уже стихия, возникло новое социальное явление: сколачивается группа претендентов, мигом составляются списки, очередной участок уже поделен. Сначала на бумаге, потом и на местности.

Где будешь сеять и убирать, Казаныш? Где будет резвиться твоя футбольная команда? Где будут торжествовать твои праздники-байрамы, многошумные, многоцветные фестивали?

Давно назрел насущный план: создать новое поселение для молодых семей из Нижнего Казаныша. Есть родное урочище Чачлы-Бий, недалеко от Талгина. Есть такой же вариант плана и для Верхнего Казаныша -Уллу-Сув, участок в районе перевала Атлы-Боюн. В свое время любимый сын народа, светлой памяти Тотурбий Тотурбиев, обещал перевести эту мечту, эту надежду казанышских общин в плоскость проектов и мощных стройплощадок.
Никто не скажет, что все это просто. Явных и подспудных преград уйма. И капиталов на это нет, и разрешительные органы не то что не помогают, а недвусмысленно препятствуют.

Эту ношу обязательно придется взять на свои плечи руководству села и района. Эта проблема, думается, должна достаточно громко звучать в избирательных программах в начавшейся кампании.

* * *

Над планетой Земля бушуют вихри природные. Глазами космоса мы видим каждый день какие происходят грозные и живительные круговерти. И чем суровее там все небесные хляби разверзаются, тем тревожнее и в то же время тем уютнее на душе у человека. Жив курилка! Жива земля! Не верь мрачным предсказаниям.

Бушуют не только силы природные, но и страсти человеческие, над той же землей в планетарном и пашенном смысле. Как распорядиться человеку землей? Как ему устроиться на земле? Знамение времени: нам вернули право самим избирать общественную или частную форму хозяйствования.

Конечно, для каждого отдельного села здесь существуют не два, а три варианта: общественное землевладение, частное, и то и другое. Свою позицию я ограничу двумя словами: я - за третий вариант. Десять лет в прозе и публицистике я участвую в горячей дискуссии, отрицая крайние, полярные позиции, предлагая разумное сочетание. Здесь я изложу только некоторые факты о состоянии вопроса в Нижнем Казаныше.

Вот кабинет председателя колхоза. Бывший кабинет бывшего председателя. Колхоз распущен, а большой, от пола до потолка портрет просветителя Абусупьяна Арсланбекова, имя которого было присвоено здешнему колхозу, еще на месте. Стоит во весь рост перед полками своих рукописей. Возлежа руку на глобус, в недоумении смотрит на своих потомков, горячо обсуждающих земельный вопрос.

Заседает Совет старейшин. Строго выдержанных размеров каракулевые папахи всех расцветок и нюансов. Не сыромятные шубы, а вполне респектабельные импортные пальто и импортные же сапоги. Конечно, у многих - холеные, модно стриженные бороды. Белые. Сказано - аксакалы. Бесконечно дорогое духовное понятие. Однако не забыть и той истины: не всякий тот аксакал, у кого борода белая.

Здесь, в кабинете, мудрят аксакалы. А там, в коридорах, в сквере в глубоком снегу - чернобородые, русобородые, безбородые. Молодежь. Дожидаются конца того собрания. Когда и где было, чтобы между отцами и детьми не было разногласий? Есть они и здесь.

Суть вопроса в следующем. В октябре 1997 года на основе Конституции, законов и указов власти вручили каждому жителю села, каждой семье государственные акты о том, что в частное владение отдается 30 соток земли. Идет время, уже 1998 год. Была середина января. У людей нетерпение. Земля не будет ждать. Вот сегодня и собрались с этой целью.

Присутствуя на собрании, общаясь с молодёжью, внимательно слушая людей, я там никого не агитировал.

Однако узнал много нового. Оказывается, это только на словах просто сказать: сочетание общей и частной собственности. Такой вечный симбиоз "человек и земля" в каждом случае порождает много сложностей. Да, здесь за то, чтобы в селе у них было так тем, кто желает колхоза - колхоз, а тем, кто желает отдельного хозяйства, - частное хозяйство.

Все варианты возможны, недопустимо только одно: сначала занять под три самозваных колхоза /артели/ основные массивы пашен, а под частные наделы оставить только окраины и неугодья.

Разве не ясно: с полевой карты сначала надо начисто стереть все "граничные" линии и пунктиры и по согласованному регламенту "отоварить" землей все частные акты, имеющиеся на руках. А там тот, кто желает колхоза, подаст заявление. Остальные станут частниками.

Желаю принятия самого оптимального решения.

, раздел: Статьи

Автор: Ибрагим Ханмав Бамматули, писатель, заслуженный работник культуры РД / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

07 Фев 1997 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля