О Карабудахкентском адатском суде

1
0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

В Дагестане спорные вопросы, затрагивающие интересы сел, аулов, расположенных на плоскости и предгорье, решались нейтральными судами отдельных сел. Эти суды, состоящие из карачи-биев, решали споры согласно древним адатам, поэтому они назывались адатскими судами.

Карабудахкент был в числе нескольких сел, куда обращались для решения спорных вопросов отдельные джамаагы. Кроме Карабудахкента, такой привилегией обладали Губден и Эрпели.

Карабудахкент и движение Шамиля

Как известно из истории, большинство народов Дагестана за исключением отдельных сел и личностей, не принимали участие в восстании горцев под предводительством имамов Казимагомеда, Гамзата и Шамиля.

Это даргинцы, лезгины, табасаранцы, лакцы, кумыки, ногайцы и другие.

Кумыки, проживающие на плоскости и в предгорьях, не могли воевать на стороне Шамиля, потому что это было равносильно самоуничтожению, так как здесь стояли крупные контингенты русских войск, которые просто истребили бы всех. Важнейшей причиной не принятия участия этих народов в восстании было также широкое распространение среди этих народов мнения многих известных мусульманских авторитетных личностей, неоднократно выступавших против Казимагомеда, Гамзата и Шамиля, упрекая их в том, что они не только допускают гибель мусульман в войне с русскими, но и сами способствуют убийствам мусульман мусульманами, грабежам и разбоям.

Так, акушинский кадий Магомедкади в 1831 г. на встрече кадиев даргинских сел говорил: «Оставьте… Кази-муллу, не пускайте его в ваши села, никогда не подчиняйтесь, не слушайте его советов, так как он может принести много вреда».

В 1847 году, когда Шамиль написал письмо даргинцам и попытался привлечь их к восстанию, в ответном письме Магомедкади писал ему: «Ты… сбился с пути мусульман-суннитов… Ты разрешаешь убивать мусульман, проливать мусульманскую кровь, грабить их имущество, каковые вещи до сих пор запрещались. Путь мусульман, которому учили их на основе Корана великие имамы, ты отвергнул. Ты не пророк, посланный к людям для установления новых правил… Давать народу наставления можно в том случае, если последствия этих наставлений не окажутся худшими… беспорядки в Дагестане, войны и вражда являются результатом твоих распоряжений. Дагестан не в силах воевать с русскими и изгнать их из Дагестана».

Таких же взглядов придерживалось и большинство мусульманских авторитетных деятелей.

Как известно, Шамиль после своей сдачи в плен, побывав в России, признавался, что если бы он знал, как велика и сильна Россия, то не начал бы войну с нею. В письме фельдмаршалу А. И. Барятинскому 14.02.1865 г. он искренне писал: «От души радуюсь великому событию окончательного покорения Кавказа – событию, которое принесет для этого края полное спокойствие и счастье».

Фактов нападений на Карабудахкент со стороны войск имамов не зафиксировано, сохранилась только легенда о том, как Шамиль, проходя мимо села, восхищенный его красотой, не решился атаковать его, но на наших соседей-губденцев и другие села района были неоднократные набеги и нападения, у них угоняли скот, уводились женщины, дети, что вызывало возмущение жителей и подрывало авторитет имамов.

И хотя сегодня история неоднозначна в оценке деятельности Шамиля, необходимо сказать, что Шамиль пользовался и пользуется огромным уважением у наших сельчан и во всем Дагестане. Он был действительно выдающийся личностью, крупнейшим государственным и политическим деятелем, полководцем, сумевшим в течение 25 лет противостоять самой крупной и сильной империи того времени.


Автор: Агалав Галимов / Источник: "Карабудахкент"
1
0

Поделиться

0

25 Окт 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля