Карабудахкент в период с IX по XIV вв.

22
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

В 1613 году карабудахкентский владетель Сурхай вместе с другими владетелями Дагестана, в т. ч. и с шамхалом Тарковским, в присутствии представителя Москвы принял присягу верности новому царю Михаилу Романову. В 1638 г. присягу верности России также принимал другой князь Карабудахкента Солтан-Бек.

В первой половине XVIII в. к власти в Карабудахкенте приходит бий – ставленник тарковского шамхала, и с тех пор уже карабудахкентские князья (бии) находились в вассальной зависимости от тарковских шамхалов, но во внутренних вопросах они были самостоятельными, а в отдельные периоды и во внешних отношениях они выступают как самостоятельные владетели.

Интересные сведения о Карабудахкенте приводит немецкий путешественник Якоб Рейнеггс, который в 70-х гг. XVIII в. побывал в Дагестане: «… По нему прикосновенно великое и многолюдное поколение (поселение, племя – прим А. Л) Карабдуг, которое богаче всех прочих почитается, потому что в нем находится великое множество овечьих стад и трудолюбивых женщин, многочисленные сады их, вкусные плоды, а именно: фигвы, яблоки, груши и орехи умножают доходы сего поколения, которое щитает в себе 3000».

В Карабудахкентское княжество в прошлом входили и другие окрестные поселения.

То, что в Карабудахкентское княжество входили окрестные села, видно из различных документов того времени. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби (1610-1684 гг.) два раза побывал на Кавказе.

Во 2-й раз он прибыл сюда в 1666 г. в составе свиты опального крымского хана Мухаммед-Герея, вынужденного покинуть Крым и прибыть в Дагестан. Посетив вместе с ним Карабудахкент, Эвлия Челеби писал: «Карабудаг, представляющий собой одно из семи ханств Дагестана, разделен на 7 бейств и семь ка-дейских владений. Имя главного бея –… хан, под властью которого находится три тысячи воинов.

Три дня Мухаммед-Гирейхан был гостем в этом городе (Карабудахкенте – прим. А. Г.) и в честь него было устроено многолюдное пиршество». Далее он пишет: «В сопровождении воинов выделенных нам бием Карабудага, мы отправились в путь и не рез час достигли деревни Пирбай (Пир-аул, Параул – прим. А. Г.) ею правит сын Карабудахского хана…». Из сочинения Эвлия Челеби видно, что Карабудахкент являл собой в XVII веке крупное феодальное владение, находившееся в тесной связи с Тарковским шамхальством.

Постепенно от карабудахкентских князей отходят подвластные им села к другим крупным феодальным владениям, прежде всего под власть тарковского шамхала, и в управлении карабудахкентского бия остается только Карабудахкент. К середине XVIII века самостоятельная роль и значение карабудахкентских князей снижается, здесь происходит усиление роли и значения общинного управления.

О роли и значении общины в Карабудахкенте будет сказано в отдельной главе, интересен вопрос о происхождении карабудахкентских биев и владетелей княжества.

Бии в Кумыкии различались своим происхождением. Были бии из рода шамхалов и бии карачи-беки.

Карабудахкентские бии, как бии в Губдене, Эрпели, Гели, Кафыркумухе, Гамри, Каранае и Ишкарте, были Карачи-беками. Карачи-беки происходили из местной кумыкской, хазаро-кипчакской родоплеменной знати, их род считался древнее на несколько веков шамхальского рода, который вел свое начало с арабских завоеваний в Дагестане, а по некоторым данным, еще позже, с монгольских завоеваний.

Карачи-беки находились на службе у шамхалов и должны были управлять и надзирать за подвластными им селами, блюсти адаты, обычаи и традиции. Об этом говорит и сам термин «карами-бек» – надзиратель, смотритель. Будучи вассалами шамхалов, они были обязаны по первому же требованию немедленно выступить с местным ополчением в распоряжение шамхалов. Использовались они и в качестве послов, доверенных лиц, предводителей воинских отрядов и в других должностях.

Хотя в Карабудахкенте большую роль играли местные карачи-беки, но правителями Карабудахкентского княжества с 1150 г. по хиджре (1737-1738 гг. по современному летоисчислению) были ставленники рода тарковского шамхала. Первые упоминания о карабудахкентских князьях мы встречаем в посланиях турецкого султана Тарковскому шамхалу Чопану (1578-1581 гг.), в которых говорится о Карабудаг-Беке.

Скорее всего, он и есть Карабудаг-Атай, который считается, согласно легенде, основателем нашего села, но, возможно, это его внук. Мы уже упоминали имена князей Карабудахкента Сурхай-хана и Солтан-Бека, которые в 1614 и 1638 гг. соответственно принимали присягу верности русскому царю. В документах 1732 г. упоминаются также имена владельцев деревни Карабудаг: Эльдара, Алшагира и Усеуся Гереевых.

Из событий начала XVIII в., сыгравших важную роль в истории Карабудахкента, был персидский поход Петра I в 1722 г.

Как известно, тарковский шамхал Адиль-Герей встретил русского императора с большими почестями, и в свою очередь Петр I выразил ему большую признательность и благодарность, одарил его подарками и почестями.

В сочинении Джамалутдина-Хаджи говорится, что на каменной стене Карабудахкентской соборной мечети имеется запись о приходе Акбия-Петра и сожжении Тарков, Карабудахкента и других селений в 1137 г. по хиджре. На основании этого свидетельства известный наш ученый Арслан Халилов резко критиковал Петра I как захватчика и разрушителя. Но ради справедливости необходимо сказать, что русские войска действительно захватили и сожгли Карабудахкент, только это случилось не во время персидского похода Петра I в 1722 г., а в 1725 г., что как раз соответствует 1137 г. по хиджре.

Карабудахкентцы не могли в 1722 г. выступить против Петра I, так как в это время они вместе с жителями Тарков во главе с шамхалом Адиль-Гереем Тарковским с почестями встречали русского императора.

В 1725 г. Адиль-Герей, подстрекаемый другими горскими владетелями и турками, собрав 30-тысячное войско, напал на русскую крепость Святого Креста на Сулаке, но это нападение было отбито. В этом нападении наряду с другими участвовало и карабудахкентское ополчение.

В отместку за это осенью 1725 г. (1137 г. по хиджре – прим. А. Г.) русские войска под командованием генерала Кропотова захватили и сожгли Тарки и другие села, в т. ч. и Карабудахкент.

Карабудахкентские правители поняли, что с Россией лучше жить в мире и стали добиваться сближения с ней, и в 1738 г. князь Солтан-Бек дал присягу верности русскому престолу.

Во второй половине XVIII века в Карабудахкенте произошли события, сыгравшие большую роль в дальнейшей жизни села. Эти события были связаны со свержением власти карабудахкентского князя – ставленника тарковского шамхала и образованием органа общественного самоуправления – Совета сорока.

, раздел: История

Автор: Агалав Галимов / Источник: "Карабудахкент"
22
0

Поделиться

0

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля