Карабудахкент
Поделиться
01 Янв 1970 г.
В первой половине XVIII в. к власти в Карабудахкенте приходит бий – ставленник тарковского шамхала, и с тех пор уже карабудахкентские князья (бии) находились в вассальной зависимости от тарковских шамхалов, но во внутренних вопросах они были самостоятельными, а в отдельные периоды и во внешних отношениях они выступают как самостоятельные владетели.
Интересные сведения о Карабудахкенте приводит немецкий путешественник Якоб Рейнеггс, который в 70-х гг. XVIII в. побывал в Дагестане: «… По нему прикосновенно великое и многолюдное поколение (поселение, племя – прим А. Л) Карабдуг, которое богаче всех прочих почитается, потому что в нем находится великое множество овечьих стад и трудолюбивых женщин, многочисленные сады их, вкусные плоды, а именно: фигвы, яблоки, груши и орехи умножают доходы сего поколения, которое щитает в себе 3000».
В Карабудахкентское княжество в прошлом входили и другие окрестные поселения.
То, что в Карабудахкентское княжество входили окрестные села, видно из различных документов того времени. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби (1610-1684 гг.) два раза побывал на Кавказе.
Во 2-й раз он прибыл сюда в 1666 г. в составе свиты опального крымского хана Мухаммед-Герея, вынужденного покинуть Крым и прибыть в Дагестан. Посетив вместе с ним Карабудахкент, Эвлия Челеби писал: «Карабудаг, представляющий собой одно из семи ханств Дагестана, разделен на 7 бейств и семь ка-дейских владений. Имя главного бея –… хан, под властью которого находится три тысячи воинов.
Три дня Мухаммед-Гирейхан был гостем в этом городе (Карабудахкенте – прим. А. Г.) и в честь него было устроено многолюдное пиршество». Далее он пишет: «В сопровождении воинов выделенных нам бием Карабудага, мы отправились в путь и не рез час достигли деревни Пирбай (Пир-аул, Параул – прим. А. Г.) ею правит сын Карабудахского хана…». Из сочинения Эвлия Челеби видно, что Карабудахкент являл собой в XVII веке крупное феодальное владение, находившееся в тесной связи с Тарковским шамхальством.
Постепенно от карабудахкентских князей отходят подвластные им села к другим крупным феодальным владениям, прежде всего под власть тарковского шамхала, и в управлении карабудахкентского бия остается только Карабудахкент. К середине XVIII века самостоятельная роль и значение карабудахкентских князей снижается, здесь происходит усиление роли и значения общинного управления.
О роли и значении общины в Карабудахкенте будет сказано в отдельной главе, интересен вопрос о происхождении карабудахкентских биев и владетелей княжества.
Бии в Кумыкии различались своим происхождением. Были бии из рода шамхалов и бии карачи-беки.
Карабудахкентские бии, как бии в Губдене, Эрпели, Гели, Кафыркумухе, Гамри, Каранае и Ишкарте, были Карачи-беками. Карачи-беки происходили из местной кумыкской, хазаро-кипчакской родоплеменной знати, их род считался древнее на несколько веков шамхальского рода, который вел свое начало с арабских завоеваний в Дагестане, а по некоторым данным, еще позже, с монгольских завоеваний.
Карачи-беки находились на службе у шамхалов и должны были управлять и надзирать за подвластными им селами, блюсти адаты, обычаи и традиции. Об этом говорит и сам термин «карами-бек» – надзиратель, смотритель. Будучи вассалами шамхалов, они были обязаны по первому же требованию немедленно выступить с местным ополчением в распоряжение шамхалов. Использовались они и в качестве послов, доверенных лиц, предводителей воинских отрядов и в других должностях.
Хотя в Карабудахкенте большую роль играли местные карачи-беки, но правителями Карабудахкентского княжества с 1150 г. по хиджре (1737-1738 гг. по современному летоисчислению) были ставленники рода тарковского шамхала. Первые упоминания о карабудахкентских князьях мы встречаем в посланиях турецкого султана Тарковскому шамхалу Чопану (1578-1581 гг.), в которых говорится о Карабудаг-Беке.
Скорее всего, он и есть Карабудаг-Атай, который считается, согласно легенде, основателем нашего села, но, возможно, это его внук. Мы уже упоминали имена князей Карабудахкента Сурхай-хана и Солтан-Бека, которые в 1614 и 1638 гг. соответственно принимали присягу верности русскому царю. В документах 1732 г. упоминаются также имена владельцев деревни Карабудаг: Эльдара, Алшагира и Усеуся Гереевых.
Из событий начала XVIII в., сыгравших важную роль в истории Карабудахкента, был персидский поход Петра I в 1722 г.
Как известно, тарковский шамхал Адиль-Герей встретил русского императора с большими почестями, и в свою очередь Петр I выразил ему большую признательность и благодарность, одарил его подарками и почестями.
В сочинении Джамалутдина-Хаджи говорится, что на каменной стене Карабудахкентской соборной мечети имеется запись о приходе Акбия-Петра и сожжении Тарков, Карабудахкента и других селений в 1137 г. по хиджре. На основании этого свидетельства известный наш ученый Арслан Халилов резко критиковал Петра I как захватчика и разрушителя. Но ради справедливости необходимо сказать, что русские войска действительно захватили и сожгли Карабудахкент, только это случилось не во время персидского похода Петра I в 1722 г., а в 1725 г., что как раз соответствует 1137 г. по хиджре.
Карабудахкентцы не могли в 1722 г. выступить против Петра I, так как в это время они вместе с жителями Тарков во главе с шамхалом Адиль-Гереем Тарковским с почестями встречали русского императора.
В 1725 г. Адиль-Герей, подстрекаемый другими горскими владетелями и турками, собрав 30-тысячное войско, напал на русскую крепость Святого Креста на Сулаке, но это нападение было отбито. В этом нападении наряду с другими участвовало и карабудахкентское ополчение.
В отместку за это осенью 1725 г. (1137 г. по хиджре – прим. А. Г.) русские войска под командованием генерала Кропотова захватили и сожгли Тарки и другие села, в т. ч. и Карабудахкент.
Карабудахкентские правители поняли, что с Россией лучше жить в мире и стали добиваться сближения с ней, и в 1738 г. князь Солтан-Бек дал присягу верности русскому престолу.
Во второй половине XVIII века в Карабудахкенте произошли события, сыгравшие большую роль в дальнейшей жизни села. Эти события были связаны со свержением власти карабудахкентского князя – ставленника тарковского шамхала и образованием органа общественного самоуправления – Совета сорока.
Поделиться
01 Янв 1970 г.
Похожие статьи
1. Абакаров Абдулбасир Абакарович 2. Абдуллаев Магомедмубин Имамутдинович 3. Абдуллаев Магомедтагир Муталимович 4. Агаев Магомедмубин...
Окт 2018 г.
20 июля 1982 года в одном из домов села начался пожар. В это время мимо этого дома проезжала совхозная машина с рабочими, возвращавшимися с...
Окт 2018 г.
В нашем селе в прошлом было немало талантливых умельцев. Мы уже писали о том, что еще до революции широкую известность в Дагестане имели такие...
Окт 2018 г.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 600 карабудахкентцев были призваны на фронт, и около 300 из них отдали свою жизнь за свободу и...
Окт 2018 г.
Наш земляк Зильпухар Хасбулатов с начала войны геройски сражался с врагом. Зильпухар Хасбулатов был призван в Красную Армию в 1939 г., служил...
Окт 2018 г.
«Подвиги отцов – крылья сыновей», – говорят в народе. Новые поколения, выросшие и воспитанные после Отечественной войны на традициях отцов,...
Окт 2018 г.
Комментарии к статье