Карабудахкент
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Не всякий мог выдержать трудности жизни в ауле, молодому учителю Августину Петровичу Скрабе, прибывшему из далекой Латвии, вспомнились слова, сказанные по приезду в Темир-Хан-Шуру инспектором народных училищ:
– Я, признаться, поражен, как это вы решились ехать сюда из ваших благодатных мест. Здесь, в горных аулах, с ума сойдете от тоски. Мрачные горы; невежественный, грубый народ! Я жду -не дождусь, когда вырвусь отсюда… Я бы вам предложил другое, более выгодное. Видите ли, мне нужен опытный секретарь. Останьтесь у меня. Жалованье, как учителю. И не надо ехать в аул.
– Нет уж, будьте любезны, пошлите в школу. Я сегодня же выеду. У Августина Петровича хоть и были сомнения в том, как у него сложится жизнь в ауле, но отступать от своих планов он не хотел.
В тот же день наняв повозку, он со своей старушкой-матерью прибыл в Карабудахкент.
Сельские начальные школы в то время почти все были одно-классные с трех-четырехгодичным курсом обучения. В них, как правило, работал один учитель, который одновременно в классе занимался с тремя-четырьмя группами. Учителя были полностью предоставлены сами себе, практически никакой помощи от инспекции народных училищ они не получали.
23-летний Августин учился всему на собственном опыте. Первое, что сделал молодой учитель по приезду в село, это познакомился с жизнью аула, его окрестностями, жителями.
Августина Петровича поразила бедность большинства жителей села, но люди здесь, на удивление, оказались приветливыми, они проявляли искреннее радушие и готовность помочь молодому учителю. До начала занятий оставалось две недели. Августин Петрович прежде всего отремонтировал класс, а затем выехал в Порт-Петровск, где закупил картон, бумагу, краски, цветные карандаши, и по приезду в село стал готовить наглядные пособия для обучения русскому языку. Ему помогали местные ребята, ранее обучавшиеся в школе, которые кое-как могли объясняться по-русски.
Августин Петрович рисовал картины, знакомые ребятам с детства: это животные, горы, деревья, травы. Вот старик, едущий на арбе, запряженной быками, а это девочка около дома, которая нянчит ребенка, женщина, доящая корову…
Картины развесили по классу, что сделало его более уютным.
Для обучения детей арифметике учитель сделал счетные палочки, дощечки, квадраты, кубики…
Важнейшая задача, которую поставил перед собой Августин Петрович – это научиться кумыкскому языку, так как без знания местного языка трудно было рассчитывать на успешную работу школы. Для этого он с первых же дней составляет для себя, а потом это делают и его ученики, словарь русско-кумыкских слов.
И вот наступило 1 сентября. В школу пришли 47 мальчиков, девочек родители не пустили. По просьбе учителя вместе с детьми пришли и их родители, в их глазах нерешительность и тревога: будет ли польза от этого дела? Ответа они еще не знают, но не прийти тоже было нельзя, так как накануне молодой учитель обошел всех родителей и убедительно просил их прийти в школу. Вот так начался учебный год.
Прошло полгода, и Августин Петрович уже свободно общался на кумыкском языке со своими учениками, жителями села. Авторитет русского учителя рос с каждым днем. К нему часто приходили аульчане с просьбой помочь написать заявление, письмо начальству по разным случаям, учитель никому не отказывал, помогал всем, чем мог. По вечерам к нему домой часто стали захаживать его особо любознательные ученики с просьбой рассказать о мире, о других странах…
Мальчишки с широко открытыми от удивления глазами слушали его рассказы о далеком Севере, где вечная мерзлота, где люди ездят на санях, запряженных оленями, о далекой Африке, о громадных океанах, об удивительных животных…
Тяга детей к знаниям еще больше вдохновляла учителя к работе, заставляла его забыть трудности быта.
Авторитет русского учителя среди сельчан особенно резко возрос после того, как он с помощью детей рядом со школой посадил фруктовый сад, завел огород, пасеку. Августин Петрович оказался на редкость талантливым человеком в этом деле. Местные жители впервые здесь увидели, как выращивают помидоры, огурцы, капусту, цветы. Учитель настойчиво предлагал им самим выращивать в огородах эти культуры, и через несколько лет многие сельчане, привыкшие сажать только лук и чеснок, стали выращивать и новые для себя культуры, ставшие вскоре очень популярными в каждой семье. Впервые в этот период, по примеру и совету Августина Петровича, отдельные сельчане стали заводить и свои пасеки.
В школе постепенно создается свое подсобное хозяйство: сад, огород, пасека, через некоторое время завели птиц, появилась и своя корова. За всем этим хозяйством и в период учебы и во время каникул рядом со своим учителем с удовольствием ухаживали и учащиеся.
Так незаметно прошло несколько лет, и наступил день первого выпуска учащихся. Эти годы успешно и до конца проучились 15 мальчиков. В назначенный день для сдачи выпускного экзамена собрались родители, пришли седобородые аксакалы, приехал по этому случаю и представитель из Темир-Хан-Шуры. Волновались все, и учитель, и ученики, и родители.
Но экзамены прошли блестяще. Ученики свободно отвечали на русском языке на задаваемые вопросы. На лицах детей и их родителей сияла радость и гордость.
Гордился своим первым выпуском и Августин Петрович, не напрасным оказался его труд, это отчетливо чувствовалось, когда он смотрел на лица своих учеников и их родителей. Вместе с сыном радовалась и мать, которая также выучила кумыкский язык и за эти несколько лет познакомилась и сдружилась с местными женщинами. К ней часто обращались они по разным вопросам, и всегда она старалась помочь им, за что горянки глубоко уважали ее.
Прошло еще несколько лет, и в 1907 году Августина Петровича Скрабе переводят заведующим Ишкартинской двуклассной школы, где он проработал более десяти лет, потом была работа в Кумухе, Темир-Хан-Шуре. Первые годы после гражданской войны Августин Петрович работает заведующим гороно, директором первой в городе средней школы; будучи пенсионером, работал в 1-м Дагестанском педучилище. Где бы он ни работал, везде он работает с полной отдачей, повсюду за ним остаются глубокие следы просветительства, благородства, преданности своему делу, делу просвещения народа.
Советская власть высоко оценила труд Августина Петровича Скрабе. Ему одному из первых в республике было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РСФСР», он также был награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». К сожалению, в Карабудахкенте с уходом старожилов стерлась память о замечательном русском учителе, просветителе, сделавшем очень многое для нашего села, и наш долг – увековечить его память для будущих поколений.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Похожие статьи
1. Абакаров Абдулбасир Абакарович 2. Абдуллаев Магомедмубин Имамутдинович 3. Абдуллаев Магомедтагир Муталимович 4. Агаев Магомедмубин...
Окт 2018 г.
20 июля 1982 года в одном из домов села начался пожар. В это время мимо этого дома проезжала совхозная машина с рабочими, возвращавшимися с...
Окт 2018 г.
В нашем селе в прошлом было немало талантливых умельцев. Мы уже писали о том, что еще до революции широкую известность в Дагестане имели такие...
Окт 2018 г.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 600 карабудахкентцев были призваны на фронт, и около 300 из них отдали свою жизнь за свободу и...
Окт 2018 г.
Наш земляк Зильпухар Хасбулатов с начала войны геройски сражался с врагом. Зильпухар Хасбулатов был призван в Красную Армию в 1939 г., служил...
Окт 2018 г.
«Подвиги отцов – крылья сыновей», – говорят в народе. Новые поколения, выросшие и воспитанные после Отечественной войны на традициях отцов,...
Окт 2018 г.
Комментарии к статье