Хункер Асельдеров. Три струны от сердца

3
0

Поделиться

03 Фев 2010 г.

Не каждый человек, проживающий в Дагестане, тем более молодые люди, может ответить на вопрос, какие народные инструменты ему знакомы. А ведь такой инструмент, как агач-кумуз, о котором пойдет речь, заменял целый оркестр и был очень популярен, особенно у кумыков.

Человеком, в чьих руках оживал агач-кумуз, являлся Хункер Даудович Асельдеров — создатель академической школы игры, педагог, исполнитель.

17 февраля 1939 года в селении Доргели Карабудахкентского района в многодетной крестьянской семье Дауда и Умухайибат родился сын Хункер. Никто и не предполагал, что этот ребенок станет профессиональным музыкантом. Отец был муллой и много времени уделял религии, мать была занята детьми и домашней работой. Музыка не занимала большого места в этой семье, занятой больше сельскохозяйственной работой, чтобы прокормить пятерых детей.

В годы Великой Отечественной войны перед людьми стояла проблема победить любой ценой, было не до музыцирования. Но позже, когда победа была одержана, стали появляться забытое чувство радости, желание петь и танцевать. Народ ликовал по поводу победы в войне, проводились массовые торжества. И вот на таком мероприятии маленький Хункер впервые увидел народного исполнителя на агач-кумузе. Это было незабываемое событие. Этот звук очаровал ребенка и поселился в его сердце на всю жизнь.

Он немало потрудился, чтобы смастерить себе инструмент, найти наиболее подходящие материалы и собрать все это в одно целое. Конечно же, этот кумуз был далек от совершенства, но он делал ребенка счастливым. Его радости не было предела, когда удавалось подобрать на слух какую-нибудь мелодию.

Вечерами уставшие после работы поклонники юного исполнителя собирались послушать музыку, а Хункер многократно на бис играл любимые мелодии.

Постепенно обогащался и усложнялся репертуар. К окончанию средней школы было уже ясно, что дальнейшая его жизнь немыслима без музыки. И в 1956 г. Хункер Асельдеров приехал в Махачкалу, чтобы поступить в музыкальное училище имени
Г. Гасанова.

На вступительном экзамене он продемонстрировал хорошие музыкальные способности. Он мог бы поступить на вокальное отделение, так как обладал хорошим голосом, но решил посвятить себя любимому инструменту.

Его учителями по специальности были Х.Ханукаев, а затем С.Керимов. Обучение началось с нуля. Для сельского молодого человека освоение нотной грамоты, музыкальной терминологии было непростым делом. Это все равно, что выучить еще один язык, но Х.Асельдеров был очень трудолюбив, усидчив и старателен.

После окончания учебы молодой специалист был направлен работать в п.Манас в местный клуб концертмейстером. Трудно переоценить роль клуба в жизни людей в те годы.

Сейчас, когда в каждой комнате стоит телевизор и передачи идут круглосуточно, нам этого не понять. А тогда клуб был центром культурной жизни людей. После работы и в выходные дни люди спешили в клуб посмотреть новый фильм или поучаствовать в художественной самодеятельности. А тот, кто знаком с клубной работой, знает, что это бесконечная организация мероприятий, концертов, вечеров, смотров.

Хункер Асельдеров проделал в этом направлении огромную работу. Много лет он выезжал из Махачкалы каждый день в Манас, затем и в Карабудахкент для участия в клубных мероприятиях

С 1962 г. Хункер Даудович стал работать в Государственном оркестре народных инструментов под управлением Зайнала Гаджиева и до конца жизни не расставался с этим коллективом. Все эти годы он исполнял партии кумуза — примы.

Желание передать опыт детям привело Хункера Даудовича Асельдерова в музыкальную школу № 6 г.Махачкалы.

Он увлеченно работал с детьми. Музыка, исполняемая ими, особенно вдохновляла преподавателя. Он всячески старался расширить репертуар, который был на тот момент не очень богат.

В этот период жизни им выполнено огромное количество переложений для кумуза музыки, написанной для скрипки, домры, балалайки, тромбона. Помимо этого, он и сам сочинял пьесы и песни. Фактически он начал создавать академическую школу игры на агач-кумузе, которая с тех пор лежит в основе обучения.

В начале 80-х годов прошлого столетия Х.Асельдеров был приглашен в музыкальное училище преподавателем.

Работа со студентами ставила перед ним уже другую задачу — проблему с репертуаром. Нужны были более сложные произведения, соответствующие уровню училища — крупные формы, вариации, технический материал.

За эти годы Хункер Даудович значительно обогатил репертуар. Благодаря ему студентам стала доступна музыка зарубежных, русских и советских композиторов. И, кстати, эти произведения обретают какой-то особенный колорит, будучи исполнены на агач-кумузе.

Единственный сборник пьес Х.Асельдерова издавался в 1990 г., и это стоило огромных усилий. Из-за отсутствия технических средств приходилось многократно переписывать ноты вручную черной тушью, а уж музыканты знают, какой это труд. Часть нот была утрачена во время издания, их так и не удалось найти. В результате репертуар 1-3 классов ДМГИ был издан, а 4-5 классов — утерян.

В 1999 г. Х.Асельдерову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РД.

Хункер Даудович был и заботливым семьянином и отцом. Своих детей — Саният и Дауда — он с детства приобщал к музыке и исполнительству.

Вся жизнь Хункера Даудовича была наполнена любимым делом. Днем работа в оркестре, занятия со студентами, частые концертные выступления, а вечером — методическая работа над репертуаром. И, конечно же, такие нагрузки не могли пройти бесследно. 11 марта 2001 г. жизнь Х.Д. Асельдерова внезапно оборвалась. Это была огромная утрата не только для родных, но и для всего музыкального мира Дагестана, а особенно для национальной культуры республики. В памяти коллег и его учеников Хункер Даудович остался скромным человеком, жизнерадостным и энергичным.

Дело отца продолжил Дауд, который стал играть в том же оркестре и обучать молодежь. Это было так важно для отца, чтобы агач-кумуз достойно выглядел на фоне других музыкальных инструментов, чтобы не забывала молодежь свои родные инструменты, чтобы была профессиональная школа — и это сделано. Интерес молодежи к этому инструменту не угасает, несмотря на давление со стороны электрических инструментов. Ребята с удовольствием играют в составе национального оркестра при музыкальном училище.

Х.Д. Асельдеров внес неоценимый вклад в развитие исполнительства на национальных инструментах. И в новом веке звучит уверенный голос агач-кумуза, голос родного Дагестана.

, раздел: Личности

Автор: Диляра Магомедова, преподаватель музыкального училища им. Г. Гасанова / Источник: "Дагестанская правда"
3
0

Поделиться

0

03 Фев 2010 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • К 105-летию Багаутдина Файзуллаева

    Багаутдин Файзуллаев — один из известных деятелей Карабудахкентского района, стоявший у истоков колхозного и советского строительства в...

    35

    Июл 2011 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля