Особенности обряда сватовства с. Чумли

9
0

Поделиться

01 Янв 2011 г.

Именно об этой особенности и хотелось вам поведать. Не секрет, что всем хочется знать: а что было до нас. Вот почему я решила узнать и рассказать вам, хотя бы очень кратко, об одном очень красивом и важном обычае, который в с.Чумли Кайтагского района называют «Г1ях1баркьи» (вроде «Сватовство»). Такого сватовства сейчас и в помине нет. Для нас это далекое прошлое, а для моей бабушки — ее юность и вечное настоящее, с которым она делится с великой охотой.

Как говорит наука, русская семейно-обрядовая поэзия  зародилась  в XIIIXIV вв. (Русское народное поэтическое творчество. Семейно-обрядовая поэзия.-М., 1969.-с.85). В этом плане даргинская семейно-обрядовая поэзия не была еще изучена в науке. Первым о даргинском свадебном обряде заговорил ученый из с. Урахи Гаджимурад Амиров. (Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Кавказа (из дневника гимназиста).-Тифлис, 1873.-с.29).

Говоря о даргинском свадебном обряде, следует иметь ввиду, что свои обычаи существуют не только у целой нации, но у каждого маленького села.

Родились мы в одном из красивейших уголков Земли — Чумли, что находится почти на юге Дагестана. Здесь и живут красивые люди, и обычаи у них соответствующие. Вот послушайте. Оказывается, сватовство в нашем селе было более значимым событием в жизни молодых, чем даже сама свадьба. Действительно, свадьбу любой сыграет, лишь бы  были средства. А сватовство – дело святое. Здесь сельчане узнают насколько уважаем человек своим окружением. Если  нынче девушки друг у друга узнают, сколько и каких бриллиантов принес жених засватать девушку N , наши бабушки, оказывается, интересовались тем, скольких и каких уважаемых людей отправили к девушке родня жениха. Считалось, чем больше аксакалов просят за данного парня, сколько людей ручаются, что из этого парня выйдет достойный муж и отец будущих детей. Происходило это так. Но надо заранее отметить, что никогда чумлинцы не делились по сортам, никогда не было особо богатых и особо бедных. Земли у нас плодородные, и, кто трудился, тот и кормился. Только трудолюбием население отличалось друг от друга. Бабушки рассказывают, что в Чумли, почти никогда не было случаев, чтобы насильно выдавали замуж своих дочерей. Единственно, их могли уговорить, но никакой власти. Действительно, это могло быть из-за отсутствия сословий бедных и богатых. Если понравилась девушка, он приглядывался к ней до полугода. Естественно, умная девушка быстро соображала о цели знаков внимания и своим поведением показывала, нравится он ей или нет. Тогда ближайший друг или родственник парня сообщал о намерениях близкой женщине, девушке. Через них узнавалось, посылать сватов или нет.

Сначала приходила мать жениха к маме невесты с маленьким подношением: сладости, фрукты…этот подарок ни к чему не обязывал. Мать невесты не имела права сразу отвечать согласием, хоть десять раз был дома обговорен вопрос, просто отвечала, что посоветуется с родными, спросит дочь. Через неделю мама жениха опять приходила за согласием. А согласие- это право отправить сватов. Здесь начиналось самое главное. Отец жениха собирал самых уважаемых людей села: от 5 до15 мужчин и до 10 женщин и те проводили совет кто, чем будет заниматься, кто какие слова скажет, какой калым посоветуют отдать. Не было случая, чтоб один понес невесте больше, чем другой. Указывали, если состояние позволяет, одаривай невесту после свадьбы. Закон аксакалов был един для всех, и никто не желал  порицания общества. Это сейчас все выставляется напоказ.

В 60-е годы XX века в нашем селе родителям невесты носили: мешок муки, одну барашку, баллон масла, 4-5 подносов халвы, 3 подноса ореховой  сладости, 1-2 ящика конфет, 3 отреза на платье матери и бабушкам; а невесте 8-10 отрезов на платье, 4-5 платков,4-5 косынок, 4-5 пар обуви, белье и некоторую парфюмерию.

Золото там не фигурировало. И этот размер подарков оставался до 90-х годов. Думаем, как была прекрасна жизнь родителей, которые не соревновались в богатстве. Отвлеклись…

В пятницу, вечером на субботу, сваты делали свое святое дело, а в  субботу после обеда собиралась родня жениха. Носили подарки, набирали положенный по обычаю  комплект и готовились к невесте. Обязательно игралась музыка: незатейливые гармонь и барабан. После некоторого веселья эта свита во главе с главным сватом отправлялись к невесте. Только главный сват  и его жена имели право нести в красных узелках калым невесты. Подносы, ящики несли женщины, украшенного барана вели друзья жениха, а все остальное соответственно мужчины.

Как заходили во двор невесты входили все «несуны» в круг танца и все принесенное было видно. В доме их ожидали с угощениями. Готовились 3-4 блюда, а не 20-30 как нынче.

Первым правом резать халву и угоститься им имел дядя невесты (обязательно с отцовской стороны ). За это право он оплачивал символическую сумму. Затем его жена (как у нас называют «Иркьянав») угощала халвой, сладостями всех участников торжества. Там родню жениха тоже одаривали: косынки, рубашки и др. мелочь. В этот же день приданое невесты, уже готовое к выносу забиралось в дом жениха совместными усилиями всей родни. До поздней ночи музыка играла в доме жениха. Танцевала молодежь, да и взрослые. Веселились вдоволь, парни подсматривали невест, придумывали разные игры. Не принято было в день торжества сидеть и пить в доме жениха и особых угощений не готовилось. Всегда для желающих был соус, хлеб, сыр, соленья и т.д.  Молодые перед старшими не пили и не поднимали даже стакан. Только через месяц-два играли свадьбу. Если свадьбу играли за день, то сватовство длилось два дня.

Необычный был обычай!!! Но, увы …был. 

Литература:
1. Алибеков Б.О. Даргинское устное народное творчество. –Махачкала, 2005.
2.  Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Кавказа (из дневника гимназиста).-Тифлис, 1873.-с.29 .
3.  Русское народное поэтическое творчество. Семейно-обрядовая поэзия.-М., 1969.-с.85.

Автор: Хасайбат Абдусаламова
9
0

Поделиться

0

01 Янв 2011 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля