Даргинский драматический театр имени Омарла Батырая

90
0

Поделиться

13 Мар 2019 г.

Даргинский драматический театр им. О.Батырая — самый молодой из национальных театров Дагестана: в апреле 1961 года состоялся выпуск 1-й даргинской студии при Ереванском театральном институте. С тех пор прошло 37 лет творческой жизни театра, полной трудных поисков и серьезных испытании, радостных открытий и горьких потерь.

С первых шагов жизни театр строился профессионалами. Его первые артисты — Нариман Алиев, Наби Ибрагимов, Рашидат Алхасова, Шарабуттин Валиджанов, Издаг Магомедова, Мухтар Магомедов, Хабиб Наврузов, Осман Османов, Гасбулла Исаев, Джавганият Хи-ясова, Написат Баширова и другие, яркие, разнохарактерные, интересные индивидуальности, привезли с собой постановки по высокохудожественным пьесам из мирового репертуара. Многие из них потом ушли в другие сферы, но в ту весну они устроили настоящий праздник для своего народа. «Отелло» В. Шекспира, «Бэла» М.Лермонтова, «Проделки Скалена» Ж.Б.Мольера заговорили со сцены на даргинском литературном языке в прекрасном переводе Рашида Рашидова. Поставил спектакли руководитель курса профессор В. Г.Вартанян.

Первым режиссером театра на стационаре тоже был профессиональный режиссер Я.Г.Суторшин, который до этого 20 лет проработал в Дагестанском театре кукол. Но не было у молодого театра своего помещения, поэтому его разместили в здании заводского клуба в Избербаше.

На первых же своих гастролях по даргинским районам театр получил творческий заказ: подготовить спектакли по национальной драматургии. И уже на второй год в его репертуаре появляются пьесы «На чем держится земля» А.Абу-Бакара, «Свадьба Кайтмаса» А.Курбанова, «Горянка» Р.Гамзатова, «Ты только моя» М.-С.Яхьяева. Театр устанавливает контакты не только с писателями, но и с режиссерами, художниками других национальных театров, заказывает музыку к спектаклям профессиональным композиторам. Заключаются договоры с известными даргинскими писателями на перевод пьес с других языков.

В дальнейшем Даргинский театр пополнялся выпускниками театральных студий, подготовленных в разных театральных вузах страны. Через пять лет после первого выпуска была набрана вторая даргинская студия, которая проучилась в Ереванском Театральном институте в 1965-1969 годы под руководством профессора А.Г.Кочеряна. В ее составе было 12 человек. Один из дипломных спектаклей второй студии был поставлен по пьесе классика даргинской литературы Рабадана Нурова «Насилие», которую театр и в дальнейшем сохранил в своем репертуаре.

Однако по разным объективным и субъективным причинам из 15 выпускников первой студии в настоящее время в театре работает всего три человека (Н.Алиев, Н.Ибрагимов, Г.Исаев), а из 12 выпускников второй студии только два человека — С.Абдулмуслимова, Ю.Мусталаев.

Третья даргинская национальная студия проходила свою профессиональную подготовку при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии под руководством профессора А.И.Кацмана. 12 юношей и девушек привезли в республику три высокохудожественных спектакля как дипломные работы, в которых проявились и яркие индивидуальные способности каждого выпускника, и высокая степень профессионализма школы («Люди и мыши» Д.Стейнбека, «Наследники Рабурдена» Э.Золя и «Два анекдота» А.Вампилова). Они были восторженно встречены театральными кругами и зрителем Ленинграда и Дагестана. Но, как и при первых двух выпусках,праздник в театре длился недолго. Из 12 человек, обучавшихся в даргинской студии в 1972-1977 годах, сегодня в театре осталось всего три артиста (С.Алибеков, М.Кемцуров, Р.Чараков).

Была и четвёртая по счету студия Даргинского театра, на этот раз при Тбилисском театральном институте (1987-1991 гг.), которая под руководством мастера курса А.И.Лобова в качестве дипломных спектаклей подготовила две постановки «Ох ты, мир мой» М.-Р. Расулова и «Дорогая Елена Сергеевна» Д.Разумовской. К завершению обучения из десяти поступивших осталось всего четверо. А в настоящее время из них лишь один М.Нухов работает в театре.

Безусловно, в работе молодого театрального коллектива были свои трудности, особенно в первые годы, когда еще не стабилизировалась творческая жизнь, существовали большие перебои в репертуаре, часто менялось административное и художественное руководство. Постановочные трудности, техническая неоснащенность сцены не позволяли создавать совершенную форму воплощения художественного замысла.

Во второй половине 60 начале-70-х годов существенно расширился репертуар. Большой резонанс вызвала в конце 60-х годов постановка пьесы Г.Рустамова «Райхан». Судьба женщины, посвятившей себя трудной гонимой профессии артистки, была хорошо понятна и близка артистам и зрителям. Артистка Р.Алхасова, наделенная ярким драматическим талантом убедительно раскрыла личностное начало сильного характера. «Романтическим этюдом о любви и верности» называли в печати постановку театра по пьесе С.Рабаданова «Родник и тополь». Отдельной страницей, весомым вкладом театра в развитие жанра исторической, документальной драмы стали постановки пьес с революционной тематикой. Здесь художественный вымысел и историческая достоверность образов и событий органично сочетались и дополняли друг друга. «Землетрясение» С.Рабаданова, «Алибег Богатырев» З.Зульфукарова, «Та далекая весна» М.Гамидова и др. строились на непримиримом конфликте с острыми столкновениями сильных характеров, полярно настроенных социальных сил. На творческой конференции, состоявшейся в конце 60-х годов, московский режиссер Г.Глаголева говорила: «Даргинский театр — это коллектив очень одаренных артистов».

70-е годы принесли Даргинскому театру новый творческий импульс. Была набрана новая группа молодых одаренных ребят для подготовки актерской смены, кардинально решен вопрос национальной режиссуры для театра. Вместе с актерской молодежью проходит режиссерскую подготовку — стажировку в мастерской нар.арт. СССР Г.А.Товстоногова и в лаборатории педагога А.И.Кацмана выпускник Ленинградского института культуры М.А.Ибрагимов.

В эти годы значительно расширилась тематика и жанровый состав репертуара, театр активно включает в него пьесы близких и далеких авторов, инсценирует рассказы, повести и другие прозаические жанры современных даргинских авторов. Именитые даргинские писатели теперь не эпизодически, а систематически пишут для театра. Театр приобрел умного, заинтересованного собеседника в лице зрителя, чутко, внимательно улавливающего все негативные и позитивные изменения как в жизни, так и в искусстве. М.Ибрагимов, взяв в свои руки бразды правления художественной жизнью театра с конца 70-х годов, по сегодняшний день продолжает воплощать на сцене гражданскую тематику, Нравственную проблематику, ведя со зрителем диалог на политические, философские темы. Главный герой его сценических работ — наш современник, характер сложный, противоречивый, трудный, неординарный человек, отстаивающий правду, справедливость, человеческое достоинство. Нередко герой его постановок уходит со сцены далеко не на коне, но и не побежденным, не сдавшимся, не изменившим своим идеалам. В последние десятилетия, когда духовные ценности оказались в загоне, когда миром стали править деньги и грубая физическая сила, когда интеллект, светлый ум, чуткое сердце, доброта, отзывчивость, милосердие все более и более отодвигаются на задний план в качестве устаревших понятий, он все настойчивее и упрямее обращается к теме нравственности, к проблемам человека и его следа в жизни, его поступков и жизненных позиций. Главный герой его постановок — человек труда, основной конфликт в них завязывается между потребителями и созидателями, между подлостью и порядочностью, лицемерием, ложью и правдивостью, честностью.

Чаще, чем это было ранее, в последнее десятилетие на афишах Даргинского театра встречаются названия пьес, в основе которых стоит нравственная проблематика. Это «Охота из-под фар», «Гончарный круг», «Горцы на досуге» А.Абу-Бакара, «Поединок» О.Бодыкова, «По скользкой тропе» Р.Ибрагимовой, «Должность» А.Айлисли, «Взятка» Ш.Аджинджала, «Свободная тема» А.Чхеидзе, «Чужое горе» Д.Дылгирова, «Прокурор» Г. Джагарова, «Мы еще посмотрим» Г.Юсупова, «Остановись, подумай» Р.Омарова, «Ох ты, мир мой», «Абдал» М.-Р.Расулова.

Театр постоянно поддерживает творческие связи с известными театральными художниками и композиторами республики. Многие его спектакли оформлены художниками Э.Путербротом, Ю.Августовичем, И.Супьяновым, Э.Алиевой, композиторами — С.Керимовым, Н.Дагировым, Ш.Чалаевым, К.-П.Алескеровым, М.Касумовым.

Основной костяк артистов театра — талантливые, преданные национальному искусству, настоящие труженики, которые, несмотря ни на что, любят театр и

свою профессию. Среди них артисты старшего поколения: народный артист России Наби Ибрагимов, народные артисты Дагестана Нариман Алиев, Гасбулла Исаев, засл.арт. Дагестана Марзият Шапиева, Юсуп Мустапаев; артисты среднего поколения: народные артисты Дагестана Сайд Алибеков, Муслимбек Кемцуров, засл.арт. РД Сапият Абдулмуслимова, лауреат республиканской премии Рупат Чараков.

Молодое поколение в театре представляют артисты Магомедрасул Магомедрасулов, Мухтар Нухов, Муминат Аскандарова, Салимат Шахмандарова, Рашидат Исмаилова, Аминат Шапиева, Абдулла Ризванов, Гасанкади Рабаданов.

Даргинский театр, несмотря на свои ограниченные сценические технические возможности, неблагоустроенность здания (строительство здания для даргинского коллектива еще не завершено), открыт для творческого диалога с любым ищущим художником. Человеческая доброта, готовность прийти на помощь, подсказать, поддержать здесь сочетаются с профессиональной требовательностью. Зачастую перед выходом к зрителю на последний прогон выпускаемого спектакля администрация театра приглашает критиков, драматургов, художников. На таких обсуждениях актерских работ присутствует вся труппа, все артисты от мала до велика. И режиссер, и директор театра такого рода обсуждения считают еще одной формой учебы артистов и проводят их самым серьезным образом и по форме, и по содержанию. Наверное, в таком ответственном отношении руководства театра к своей художественной продукции немалую роль играет и то обстоятельство, что художественно образованный, профессиональный артист и уже потом директор театра Рупат Чараков выше узколичных административных интересов ставит интересы творчества, перспективы развития национального театра, роста актерского мастерства.

Сегодня Даргинский театр живет в предчувствии больших перемен, в надежде не только обрести новое технически оснащенное театральное здание, но и вступить в XXI век в оздоровленном духовном климате, когда театр вновь приобретет привилегированное положение и станет необходимым для каждого сельского и городского зрителя.

Этого события избербашцы ждали долгие годы, и вот оно свершилось – 27 февраля 2019 года, по окончании большой реконструкции после пожара, состоялось торжественное открытие Даргинского государственного музыкально-драматического театра имени Омарла Батырая.

, раздел: Культура

Автор: Гулизар Султанова, заслуженный деятель искусств Дагестана / Источник: журнал "Возрождение", № 4
90
0

Поделиться

0

13 Мар 2019 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Не нужен нам берег турецкий…

    Наступило время летних каникул и отпусков. Детей, да и взрослых неудержимо тянет на прохладное побережье Каспия позагорать и искупаться. В...

    4

    Июн 2009 г.

  • Каспийский «Прибой»

    Среди сотен гостиниц, курортов и санаториев все популярнее становятся те, куда можно приехать всей семьей. Летом выходные лучше всего...

    3

    Авг 2007 г.

  • Избербаш в годы Великой Отечественной войны

    В годы войны население Избербаша жило одной жизнью с фронтом. Это была война не только армии, но и всего народа. Не хватало рабочих на...

    8

    Янв 2005 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля