Цада
Поделиться
15 Ноя 1997 г.
Оглядываясь на свой жизненный и творческий опыт, Цадаса говорил, что этот путь пересек рубежи двух веков, двух формаций, двух эпох. И шел поэт по жизни путем не проторенным. То была «тропа Гамзата», которую он выстрадал всем существом своего таланта, интеллекта, характера. То была тропа самозащиты и самоутверждения. А защищаться поэту доводилось от попыток привязать его имя к «чуждым средам» и уличить в мировоззренческой узости, от вульгаризации его реализма и опошления стиля, от догматизации творческого пафоса. Ложная социологизация искусства сковывала огромные возможности гамзатовской поэтики, в эстетическом и этическом арсенале которого были накоплены богатейшие резервы сатиры и юмора, иронии и смеха. Однако поэт и его стиль выстояли. Словом и делом отстоял Цадаса свой выбор и свою тропу. В этом и состояло счастье гражданской и творческой судьбы поэта.
Семьдесят четыре года прожил Цадаса и шестьдесят из них отдал делу становления и развития родной аварской поэзии и всей дагестанской литературы, В общественное сознание поэт вошел как непревзойденный мастер сатиры и юмора, талантливый баснописец и драматург, создатель эпических поэм и лирических стихов, незаурядный переводчик и исследователь национальной словесности, С его именем связано становление в национальной литературе целого ряда новых жанров, утверждение в ней принципов и традиций реалистического искусства слова. На протяжении многих десятилетий Цадаса оказывал огромное воздействие на формирование духовного облика и эстетических вкусов горского читателя.
Цадаса родился 21 августа 1877 года. Родина его – с. Цада Хунзахского участка Аварского округа. Отсюда и псевдоним поэта — Цадаса, что означает «из Цада». Родители будущего поэта — Юсупил Магома и Бегун — из рода неимущих узденей. Гамзату было 7 лет, когда умер отец. Вскоре покинула свет и тяжелобольная мать. «Среди семи платков я один носил папаху», — писал поэт, вспоминая о себе и сестренках, осиротевших вместе с ним.
Опекун определил мальчика в примечетскую школу-медресе. Двадцать лет скитался Гамзат из аула в аул, «охотясь за наукой», и накопил обширные знания по богословию, логике, этике, мусульманскому праву, по некоторым дисциплинам естествознания. Поэт преуспел в области грамматики, лексики, стилистики арабского языка, освоил законы восточного стихосложения, получил доступ к богатейшим литературным, историческим и философским сочинениям мусульманского Востока.
Не менее основательной и плодотворной была жизненная школа Цадасы. Ему довелось выезжать на отхожие заработки, работал на строительстве железной дороги в Грозном, на кирпичном заводе во Владикавказе, заготовлял лес в Тляратинских горах. Науку жизни поэт постигал в годы многолетней службы в качестве сельского дибира, шариатского судьи, муалима духовной школы. Начало творческой биографии Цадасы относится к 1891 г., когда четырнадцатилетний юноша сочинил и обнародовал первое самостоятельное стихотворение, известное под наименованием «Собака Алибека». В первом же творческом опыте будущего поэта было обнажено ироническое отношение к действительности в лучших проявлениях и приемах народной смеховой культуры. Как подтвердил весь творческий путь поэта, именно в сатире и юморе наиболее рельефно выразилась верность правде жизни. В них же – нравственный и демократический пафос творчества поэта. Принципам правды и справедливости Цадаса остался верен на всех этапах творческого пути — как до 1917 года, обозначившего начало ломки социального и духовного уклада общества, так и все советские десятилетия, когда литература жила в состоянии войны со старым миром и в напряженном созидании нового общества.
Можно без преувеличения сказать, что немного — и не только в дагестанских литературах — художников слова, которые бы с такой непримиримостью и убежденностью вели борьбу с неправдами и мерзостями реальной жизни, с предрассудками и пережитками, с невежеством и косностью, со злом в окружающем мире, как это делал Цадаса. До сих пор жив в памяти аварцев старшего поколения сборник сатирических стихов Г.Цадасы под красноречивым названием «Метла адатов» /»ГIадатазул жул, 1934/, в котором поэт проявил поразительную разборчивость в половодье традиционной национальной культуры, в подлинно народном и псевдонародном в его потоках.
Вместе с тем поэт метко подмечал и развенчивал пороки нового строя, порождения бюрократизма и комчванства, грубейшие искривления и злоупотребления, обывательщину и головотяпство. В сущности в поэзии Цадасы создавался своего рода совокупный сатирический образ новоявленного советского мещанина и приспособленца, подхалима и карьериста. Сама жизнь – по сути героическая и во многом трагическая – заставляла художника смотреть на себя, не отводя глаз от самых возвышенных и до самых низменных ее сторон. Отсюда и борьба Цадасы, и «за» и «против», что, собственно, и составляет природную основу искусства как такового.
Надо сказать, что борьба эта была предметной, действенной, она не сводилась к голому проповедничеству. Смех Цадасы всегда был очистительным и по сей день остается таким. Не случайно Цадаса называл себя лекарем. В самые переломные периоды жизни родного края национальный поэт сумел чутко прислушаться к биению пульса своего народа. Он становится не просто сторонним сочувствующим, а поэтическим глашатаем обновления в горах. Поэт сотрудничает в органах народной власти, работает членом и председателем Аварского окружного шариатского суда, председателем продовольственного комитета и комиссаром народного хозяйства Хунзахского района, секретарем и редактором областной аварской газеты «Красные горы», секретарем Хунзахского районного и окружного исполкома. И это была школа жизни высшей степени, с которой связана более содержательная и более вдохновенная полоса творческой и жизненной биографии народного поэта.
В поэзии Г, Цадасы нового времени романтика действительности и подвига соизмерялась с переделкой человеческого материала, с закалкой людей, с совершенствованием личности. В этом состояли нравственные начала гамзатовской поэзии, и особенно ярко они проявились в творчестве военных лет. Как говорится, сухим держал Цадаса свой поэтический порох. А когда настал час, поэт приравнял перо к штыку. И сражался поэт не только стихом. Ездил по воинским частям, побывал на передовой, выступал на антифашистских митингах… Цадаса отправил на фронт двух своих сыновей, и они пали смертью храбрых — один в Севастополе, другой — под Сталинградом. Поэт вел обширную переписку с фронтовиками. Он стал инициатором создания периодического печатного органа для общения фронта с тылом. «Дагестан – своим фронтовикам» – так называлась газета, ставшая в те незабываемые годы явлением неповторимым, уникальным.
Незаурядной была личность Г. Цадасы, незаурядным был его талант. Они и принесли поэту всенародное признание. В 1934г. Цадасе, «как старейшему поэту, любимому широкими массами трудящихся горцев», присваивается только что учрежденное почетное звание народного поэта Дагестана. Тогда же поэт избирается членом ДагЦИКА, членом Союза писателей СССР. Цадаса принимает участие в работе первых Вседагестанского и Всесоюзного съездов советских писателей. Имя и дела Цадасы становятся достоянием всесоюзного читателя. В 1939 г. он в числе виднейших советских писателей удостаивается ордена Трудового Красного знамени, в 1944 и 1947 гг. — орденов Ленина. В 1950 народному поэту присуждается Сталинская премия. Цадаса избирается депутатом Верховных Советов ДАССР и СССР.
Он был народным поэтом в самом глубоком, широком и истинном смысле этого понятия. «Я поэт, рожденный народом, и оружие у меня, отточенное народом. И библиотекой у меня был народ, и аудиторией у меня был народ. У народа брал, народу отдавал», — говорил поэт в 1950 г., выступая перед избирателями.
11 июня 1951 г. после тяжелой и продолжительной болезни Гамзата Цадасы не стало. С той поры истекло более 45 лет. Но жива память о нем. Имя Цадасы носят Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Аварский государственный музыкально-драматический театр, Гоцатлинский художественный комбинат, колхозы, школы, улицы. Бескрайние просторы мирового океана многие десятилетия бороздит теплоход, на борту которого начертано «Гамзат Цадаса». В маленьком аварском ауле Цада, расположенном у подножия скалистых обрывов на высокогорном Хунзахском плато, в скромной горской сакле, сложенной из простого местного камня, там, где родился и провел многие десятилетия жизни Гамзат Цадаса, вот уже пятый десяток лет функционирует Государственный литературно-мемориальный музей дагестанского поэта. А у главной площади столицы Республики Дагестан на вечном гранитном основании высится бронзовый бюст поэта. Здесь покоится его прах, здесь могила Гамзата Цадасы. Творческое бессмертие — удел истинных талантов и действительно крупных личностей. Гамзат Цадаса с нами всегда, он нам нужен и сегодня, и завтра. Он современник каждому новому поколению. И сегодняшний читатель находит в его наследии опору в борьбе за правду, справедливость, достойную жизнь.
Поделиться
15 Ноя 1997 г.
Похожие статьи
Передо мною во все стороны раскинулся аул Цада. Я стою на веранде родового гнезда Гамзатовых, и точно над вершинами гор разлетаются...
Дек 2020 г.
Стихи Расула Гамзатова на аварском языке Расул Гамзатов — Мама По-русски «мама», по-грузински «нана», А по-аварски — ласково «баба». Из...
Окт 2019 г.
Текст песни на языке оригинала Къункъраби Дида ккола, рагъда, камурал васал Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин. Доба борхалъуда хъахIил...
Окт 2019 г.
«В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941-м под Москвой. Еще двое — при обороне...
Сен 2019 г.
В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения войны, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском...
Июл 2019 г.
Гамзат Цадаса – классик дагестанской литературы, самый острый ум Аварии, баснописец, в совершенстве владевший языком Эзопа, драматург,...
Мар 2019 г.
Комментарии к статье