«Матлас» построят на частные инвестиции

0

Поделиться

24 Июл 2014 г.

Эта стройка – а в дальнейшем и сам круглогодичный туристический комплекс – обещает стать мощным толчком к экономическому росту нового Дагестана и драгоценной жемчужиной на туристической карте России.

Уникальные климатические условия Дагестана давно по достоинству оценены туристами со всего мира. В середине 1980-х Дагестан стал туристической зоной, и поток отдыхающих хлынул в выстроенные кемпинги и пансионаты на побережье Каспия. Гостиничная инфраструктура тогда была представлена десятком гостиниц в Махачкале и, в основном, ведомственными пансионатами в прибрежной зоне. В горах было всего несколько туристических баз. Самая знаменитая из них, «Орлиное гнездо», располагается в с. Гуниб.

Горнолыжный отдых был тогда представлен только небольшой турбазой Терменлик с одним подъемником. Туристический поток был сезонным и в основном базировался на пляжном отдыхе. Проект «Матлас» должен открыть новую страницу круглогодичного туристического отдыха в Дагестане.

Хунзахский район – родина великих поэтов Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова и по праву является одним из очагов культуры не только Дагестана, но и всей России. Здесь регулярно проводится праздник «Белые журавли» — республиканские «Гамзатовские дни». Выстроены мемориальные комплексы «Белые журавли», также комплекс посвященный Льву Николаевичу Толстому, вдохновленному на своё произведение «Хаджи — Мурат» уроженцем Хунзахского района.

Проект «Матлас» разрабатывался ОАО «Курорты Северного Кавказа» еще с 2010 года. Тогда и сформировалась концепция создания в высокогорном Хунзахском районе ключевого звена всей Дагестанской туристической инфраструктуры. Впоследствии проект был дополнен и прибрежными кластерами.

Основным лоббистом идеи создания в горах такого мощного туристического комплекса был Ахмед Билилов, на тот момент возглавлявший ОАО «Курорты Северного Кавказа». С его уходом над проектом стали сгущаться тучи. 18 июня 2014 года вице-премьер Александр Хлопонин сделал заявление, от которого чиновники Дагестана пришли в полное замешательство.

«В отношении курорта «Матлас» было принято решение пока не заниматься этим направлением… Само значение слова «Матлас» переводится как «нет снега», и поэтому идея была хороша, но это такой долгоиграющий проект, требующий колоссальных средств. Только на строительство дорожной инфраструктуры потребуется порядка 20 млрд рублей», — заявил журналистам Хлопонин.
Проект должен был осуществлен на условиях государственно — частного партнерства с общим объемом финансирования более 18 млрд. рублей.

Крупные инфраструктурные проекты необходимы возрождающемуся Дагестану как воздух и, по всей видимости, руководство республики предприняло ряд необходимых мер, чтобы обеспечить развитие этой программы.

Стоит отметить, что в республике предпринят ряд реальных действий, чтобы доказать обоснованность такого грандиозного строительства. Проект будет реализован в созданной особой туристическо-рекреационной экономической зоне. Всем курирующим проект министерствам и ведомствам даны четкие указания активно поддержать проект и оперативно решать возникающие в связи с ним задачи.

В 2012 году после полной реконструкции был вновь введен в эксплуатацию Гимринский тоннель – самый длинный (4303 м.) тоннель на территории России. Он обеспечивает самый короткий и не зависящий от погодных условий путь в высокогорный Дагестан с побережья республики.

В начале июля завершился этап проектирования Аваро-Кахетинской дороги, соединяющей горный Дагестан с Грузией. Предполагается сделать эту дорогу федеральной и провести полномасштабную реконструкцию.

В середине июля торжественно был введен в эксплуатацию асфальтобетонный завод в селении Заиб Хунзахского района. Завод построен группой «Сумма» по инициативе ГУП «Дагавтодор» в рамках программы модернизации дорожной отрасли республики. Мощность производства – 1536 тонн высокотехнологического экологически чистого асфальта с минеральными добавками, повышающими его прочность.

Все эти шаги подтверждают серьезность и обоснованность намерений группы «Сумма» начать эту грандиозную стройку.
ОАО «Курорты Северного Кавказа» уже провело необходимые инженерно-геологические, экологические и геодезические изыскания, археологические обследования. Также проведены землеустроительные и кадастровые работы.

Уже решен вопрос по отведению земель под строительство. По заявлению главы пресс службы Хунзахского района Гамзата Мухумаева, земля, на которой планируется осуществить проект, принадлежит пяти селам, среди них Сивух, Ахалчи и Хунзах.
«Джамааты не против, с ними все обговорено, потому что им обещают построить, где школу, где еще что-то, поэтому никаких проблем с отведением земли не возникло. Переговоры с джамаатами проходили полтора-два месяца назад»,

Что же будет из себя представлять центральный туристический кластер Дагестана?

Будет построена гостиничная инфраструктура площадью 16 тысяч квадратных метров и 7 отдельных вилл площадью 2 тысячи квадратных метров, медицинский центр, конгресс центр, комплекс СПА, ресторан с видом на долину и водопады. Спортивные сооружения будут представлены конно-спортивным комплексом с манежем, залом единоборств и полем для гольфа мирового уровня. Будет гараж для туристического автопарка и две вертолетные площадки.

Весь комплекс будет решен в едином архитектурном стиле, созданном ведущим итальянским архитектурным бюро Stratex, которое совместит современные дизайн-решения с элементами традиционного дагестанского декоративного искусства.
В случае создания горнолыжной инфраструктуры, комплекс будет работать круглогодично и сможет принимать не только отдыхающих, но и являться полноценно оборудованной площадкой для проведения конференций и саммитов самого высокого уровня.
Стоимость строительства туристической части проекта – прямые инвестиции группы «Сумма» – 12,5 миллиардов рублей. По условиям государственно — частного партнерства при наличии инвестора на туристическую часть проекта, ОАО «Курорты Северного Кавказа» планировало инвестировать в комплекс «Матлас» на инженерную, транспортную и энергетическую инфраструктуру 2,73 миллиарда рублей, а на строительство горнолыжной инфраструктуры с 10 подъемниками и общей протяженностью трасс более 11 км. – 2,78 миллиарда рублей.

Сейчас вопрос о возобновлении участия в проекте ОАО «Курорты Северного Кавказа» активно прорабатывается руководством республики и в ближайшее время станет темой обсуждения с руководством страны.

Именно в крупных инфраструктурных проектах видится развитие экономики Дагестана.

Привлечение частных инвестиций, новые рабочие места на месте проживания, база для развития агрокомплекса, культурный обмен с жителями других регионов — все это повышает уровень жизни людей и лучше любых слов укрепляет единство граждан нашей страны. В проектах, раскрывающих потенциал не только богатой природы горного края, но и человеческий потенциал достойных и гостеприимных горцев — будущее страны.


Автор: Хаджимурад Магомедов / Источник: Экономика Кавказа
0

Поделиться

24 Июл 2014 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля