Хунзахский район
Поделиться
01 Янв 2005 г.
Наиболее древними богами у хунзахцев и других народов Дагестана, как и у многих народов мира, были олицетворяемые небо, земля, небесные светила и атмосферные явления. Сохранились клятвы небом, землей, солнцем, луной, звездами: «Клянусь небесами!» («Зобал хIаги!»), «Клянусь небесами, которые над нами!» «ТIадебит1арал зобал хIаги!»), «Клянусь семью небесами!» («Анкьго зобал хIаги!»), «Клянусь землями!» («Ракьал хIаги!»), «Клянусь солнцем!» («Бакъал хIаги!»), «Клянусь луной!» («МоцIал хIаги»), «Клянусь звездой!» («Щваялдалъун хIаги!»), что, несомненно, отголосок язычества, т.к. в соответствии с канонами ислама клясться можно только именем Аллаха.
Красивых девушек сравнивали с солнцем, луной, звездами и небом: «Солнцу, луне подобная девушка» («Бакъ-моцI гIадинай яс»), «Как солнце красивая» («Бакъ гIан берцинай»), «Луноликая» («ШахIри моцI г1адай»), «Небу, звезде подобная девушка» («Зоб ц1ва г1адинай яс»). Пол солнца и луны определялся в опосредованной форме: считалось, если беременной во сне приснится солнце, то родится девочка, а если луна — мальчик. Очень красочно отмечались день весеннего равноденствия, к которому привязан праздник первой борозды «Оцбай», и день зимнего солнцестояния, в который отмечали «приход зимы» («Хасел чIе»). В соответствии с религиозными представлениями хунзахцев солнце первично, а луна вторична, солнце ярче, оно затмевает луну. Солнце совершает полный круг и после захода, под землей.
Стрелять в небо, солнце, луну — грех. Разрешается стрелять в небо при рождении сына и при пожаре для оповещения сельчан. Если при ярком солнце вдруг шел дождь, говорили: «Лис женится» («Царай чIужу ячуней йиго» — букв. «Лису жену везут»).
Существовало поверье, что под концами радуги («Нур») находятся золотые ножницы, золотой топор, клад. Взрослые при появлении радуги отправляли к ней девочек искать золотые ножницы. Дети при появлении радуги выбирали цвета: зеленый (цвет рая), голубой (цвет неба). Красный цвет (цвет ада, Сатаны) никто не выбирал. С цветами радуги были связаны и некоторые приметы. Так, если в радуге преобладал красный цвет, значит лето будет засушливым, голубой — будут обильные дожди, зеленый — ждите хороший урожай.
Если в момент появления радуги загадать желание, оно обязательно сбудется. Если радуга раскинулась над чьим-либо домом, то у его обитателей искупятся грехи. Если в момент смерти какого-нибудь человека моросит мелкий дождь («это слезы ангелов», «земля и небо плачут»), появились солнце и радуга, значит покойный был безгрешен и попадет в рай.
«Мать ветров» («Гьорол эбел») у хунзахцев олицетворяла ветер. Они верили, что внутри вихря, смерча находится «Мать ветров» — женщина с длинными распущенными волосами, которая пытается оседлать «ветряного коня» и подняться на нем в небо. Впрочем, при смерче или вихре говорили также: «Это дракон выходит из земли и устремляется в небо».
При сильном ветре пугали детей: «Мать ветров» идет! Бегите домой, «Мать ветров» злится!» При сильном же ветре детям иногда в шутку говорили: «Иди закрой ветряное окно! Иди закрой ветряной рот!» Несмотря на ущерб, наносимый сильным ветром, его не ругали, а расценивали как божье предначертание («Аллагьасул хIукму»). Считалось, что сильный ветер уносит беды и несчастья. При начинающемся сильном ветре пожилые женщины приговаривали: «К хорошему! К радости!» и обращались к Богу со словами: «Ветру, который подчиняется твоей воле, дай терпения, Аллах!».
У хунзахцев сохранились имена общеаварских верховных богов 1оба и Бечеда, которые с принятием ислама стали синонимами ллаха, одними из имен Аллаха. Ц1об был вытеснен Бечедом и трансформировался в понятие «божья милость». До нас дошли клятвы и благопожелания с упоминанием этих богов: «Чтобы Аллах смилостивился!» («Аллагьасул цIоб лъеги!»), «Не перестает Аллах одаривать нас своей милостью!» («Аллагьасул цIобалдаса хьул къотIуларо!»), «Чтобы цIоб сжалился!» («цIоб гурхIелъеги!»), «Если Бечед позволит, а Аллах предписал (это случится)!» («Бичас биччани, Аллагьас хъван батани!»).
Молнию хунзахцы представляли в виде летящего огненного топора («цIадул гIашти») или золотого топора («меседил гIашти»). Верили также, что в том месте, куда ударила молния, можно найти золотой топор. Имелось и проклятие: «Чтоб тебя убило молнией!» («Пири речIчIун чIваги!»). Об убитых молнией существуют противоположные мнения. В одних селах (Тануси, Батлаич и др.) считали, что молния убивает праведника и Аллах таким образом забирает к себе лучшего, в других (Хунзах, Обода, Гозолоколо, Гортоколо и др.) молнию рассматривали как божье наказание, убивающее грешника. По более поздним представлениям, гром — это голос Аллаха, а молнии — это топоры (вариант: гром — голос ангела РагIада, а молнии — его плеть). Персонификацией божества дождя был ряженый — «цIадал хIама» («дождевой ишак»), в роли которого в обряде вызывания дождя выступал мальчик. Его наряжали в копну из ветвей кустарника, в виде шалашика, а за пояс обвязывали веревкой. В сопровождении детей и подростков ряженого водили по дворам села, где его обливали водой, а сопровождающим давали по горсточке пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, конских бобов, гороха, фасоли, чечевицы.
После обхода всех дворов в центре села или на перекрестке дорог, или же у родника разжигали костер, на котором из собранных зерновых и бобовых культур варили «мугь». Им угощались участники обряда и прохожие. Вечером взрослые проводили так называемый «цIадал зикру» — коллективное моление с упоминанием имени Аллаха с целью вызова дождя.
В некоторых хунзахских селах до сих пор ряженые — обязательные персонажи праздников первой борозды и первого дня зимы, свадеб и выступлений канатоходцев. В большинстве сел ряженый назывался БацI («Волк»), в с. Тануси — БацIил тIагъур («Волчья шапка»), в с. Харахи — Цидул тIагъур («Медвежья шапка»), в с. Ахалчи -ДегIен («Козел»). На голову ряженый надевал тряпочную или войлочную маску с прорезями для глаз, носа и рта с пришитыми рогами и ушами. Лицо чернили сажей. Он был одет в шубу, вывернутую мехом наружу. Сзади к его одежде пришивали хвост, наподобие волчьего. Обязательными атрибутами ряженого были палка и мешочки с мукой и золой, которыми он обсыпал детей. Основной задачей ряженых на праздниках, свадьбах и других зрелищных мероприятиях было поддержание веселья, а также отвлечение нескромных взоров и «дурного глаза» от канатоходца, жениха и невесты.
Божества домашнего изобилия и достатка олицетворяли обрядовые фигурные хлеба зооморфной формы — «мокъокъ» («куропатка»), «хIанкъва» — фигурный хлеб, выполненный в форме голов гусей или в виде птицы, курицы, начиненный запеченными в нем яйцами и грецкими орехами. «Мокъокъ» и «хIанкъва» дарили девочка во время праздников первой борозды и Ураза-байрам, а мальчикам дарили хлеб-баранку «гор», в который также запекали яйца и орехи.
Многообразны и демонологические персонажи хунзахцев: фундаментная змея КъочIчIол борохь живет в фундаменте каждого дома. С ней связана плохая примета: если она выползает и показывается людям на глаза, это к смерти хозяина дома. Чтобы предотвратить несчастье, в ряде сел (сс. Геничутль, Харахи, Гортколо и др.) выползшую «фундаментную змею» обязательно убивали. В других селах (сс. Гонох, Батлаич, Гозолоколо, Тануси и др.) верили, что убивать такую змею нельзя. Вообще со змеями у хунзахцев связаны многочисленные приметы, суеверия и предписания, отражающие негативное отношение к ним человека.
Добрый дух дома, с присутствием которого связываются изобилие и достаток («баракат»), у хунзахцев воплощен в образе Каржин. Он обитает в стене дома (с. Гонох), под притолокой, в углу комнаты (с. Цада), под балкой (с. Батлаич), а чаще всего — в кладовой (сс. Геничутль, Тануси, Гозолоколо), где живет в ларе с мукой (сс. Обода, Хунзах, Цада, Гортколо). Пока Каржин находится в ларе с мукой, сколько ни бери эту муку, она не иссякает. Нельзя говорить посторонним, что у тебя дома водится Каржин, т.к. тогда он исчезает, а с его исчезновением заканчивается и достаток. Иногда Каржин издает звуки наподобие тиканья часов, писка цыпленка или чириканья воробья. Услышав эти звуки, женщины приговаривали: «Пусть (Каржин) даст достаток и благоденствие!» («Баракат кьеги! РахIмат кьеги!»).
Заметное место среди демонологических персонажей хунзахцев занимал домовой — ХъегIело. В разных селах описывают его по-разному: лицо как у кошки (с. Цада) или летучей мыши (с. Батлаич), нет одной ноздри (сс. Обода, Цада, Гонох, Харахи, Тануси), маленького роста (с. Харахи), круглый, с короткими ногами (с. Тануси), волосатый (сс. Обода, Цада, Харахи), лохматый (с. Харахи), грубая шерсть (с. Гортколо), пушистый (с. Гонох), чувствовались его горячее дыхание (с. Харахи) и мужская волосатая рука (с. Тануси), тяжелый (повсеместно).
Обитает на мельнице или на потолке, где имеется вилообразная балка (с. Батлаич), приходит домой извне, обычно поздно вечером, в полночь или в предрассветные часы через дверной порог или дымоходную трубу. Домовой наваливается всей тяжестью, сковывая все движения тела и дыхание, в основном на спящих на спине людей. Считали, что он наваливается не на всех, а в основном на хороших, безгрешных людей. Если в тот момент, когда домовой навалился и душит, сумеешь пошевельнуть языком, пальцем руки или ноги, издать крик, он отпускает и уходит.
Домовой обладает волшебными предметами – шапкой (с. Хунзах), шапкой-невидимкой (сс. Обода, Гозолоколо, Харахи) из обоженной глины (с. Харахи), золотой шапочкой или золотыми ножницами (с. Гортколо), которые он, прежде чем навалиться, кладет рядом (с. Обода), на пол (с. Харахи) или в пространство над дверным проемом (с. Хунзах), в котором имеется отверстие для дверного засова (сс. Харахи, Гортколо, Гозолоколо). Обычно домовой безмолвен, но если сумеешь его схватить, он просит отпустить и исполняет любое желание (с. Харахи). Если же сможешь высвободиться из-под домового и схватить шапку, то сбудется заветное желание (с. Хунзах). Схватив шапку-невидимку, золотую шапочку или золотые ножницы, надо суметь их удержать, т.к. домовой старается вернуть свои волшебные предметы.
Оберегом от домового считались произнесенные на арабском языке молитвы («дуг1а») — Къулгьу, АлхIам, формула единобожия — Шагьадат. В с. Цада для того чтобы домовой не приходил, в дверной косяк втыкали иголку. В некоторых селах (Гонох, Батлаич, Гозолоколо, Гортколо, Тануси) били домового, бросали в него тяжелые предметы, стреляли из ружья. Раздавался звук разбиваемой глиняной посуды. Включив свет, на полу обнаруживали глиняные черепки («шегI») и шкуру: («къехI»).
Демон-антагонист рожениц у хунзахцев назывался ХудучI. В большинстве сел затруднялись описать внешний облик этого персонажа, основной функцией которого была кража плода из утробы матери в ночное время суток. Крали трех — или семимесячный плод ребенка (с. Гозолоколо) мужского пола (с. Хунзах). Боли при краже плода из утробы женщина не чувствовала. Крали плод не у всех, а у избранных, религиозных, благочестивых женщин, которые в дальнейшем могут иметь детей (сс. Хунзах, Гонох, Гозолоколо). В некоторых селах (сс. Цада, Батлаич, Харахи, Тануси) полагали, что женщина после кражи у нее плода не сможет больше забеременеть. После кражи плода ХудучI оставляла одну, три или несколько капелек крови на пороге (повсеместно) дома или на постели женщины (с. Гозолоколо). По поверью, украденный плод демон относит на вершину Кьили-мегIер, где обитают Будалаал — покровители диких животных. Охотников, которые убивают дичь сверх меры, они сбрасывают в пропасть. Говорят, что на вершине этой горы на камнях видели следы мокрых босых детских ног.
К демонологическим персонажам хунзахцев относится также образ Бакъараб рухI («Голодный дух») — это неуспокоенная душа умершего человека, по которому не раздали во время поминок милостыню («садакъа»), а также душа покойника, лишенная милости Аллаха за его грехи при жизни. Дух обитает на кладбище, где он нападает на сытых духов и отбирает у них пищу, в поисках пищи бродит по селу в темное время суток, стучит в окна, топает по плоским крышам, пугает людей. Если он ударит человека, тот умирает. Чтобы обезопасить себя от встречи с «Голодным духом», читали «Къулгьу», в четверг вечером раздавали «садакъа», а чтобы дух насытился, распространяли запах («мах1»): на раскаленную сковородку кидали кусочки курдюка. Кроме того, на поминках после каждого приема пищи говорили: «Ракъарал рухIазе швеги!» («Пусть насытятся души голодных (умерших)!»).
Другой демонологический персонаж — Хъарт. Это ведьма большого роста, страшная, уродливая, с крючковатым носом, клыками, длинными когтями и длинными седыми распущенными волосами. Живет в лесу, в горах, в пещере, летает на метле и ковре-самолете, что сближает ее образ с русской Бабой-Ягой и западноевропейскими ведьмами. Нападает на одиноких путников, а также крадет красивых девушек и детей. Последних пугали: «Хъарт придет!» («Хъарт ячIине йиго!»). Злых, жадных, сварливых женщин хунзахцы обзывают Хъарт, сравнивают с ней («Хъарт гIадай ч1ужу»).
По представлениям хунзахцев, шайтан и джинны не отличаются от людей, они носят такие же имена, только разрез глаз у них не вдоль, а поперек и пятки вывернуты наружу. Они бодрствуют с наступления вечера и до рассвета; когда у нас зима, у них лето. Места их обитания — мельницы, заброшенные и разрушенные дома и хозяйственные постройки, свалки, места выброса нечистот, глухие ущелья, пещеры и т.п. В каждом селе имелась местность, традиционно связываемая с нечистой силой. В с. Хунзах это «Ругани» вблизи речки, где имелись две заброшенные мельницы и пещера, в с. Гонох — «Къалахъ», при въезде в село, в с. Батлаич — «Хъвалхьунда» — на восточной окраине села, где в скалах имелись пещеры, в с. Тануси — болотистые местности «Нахъа хияни» и «Цебе хияни», что к западу от села. Между селениями Цада и Геничутль находится разрушенное поселение, где будто бы имелась крепость шайтанов -«ШайтIабазул хъала». Шайтан и злые джинны всячески пакостят людям. Иногда шайтан мог ударить человека, от чего у последнего случался паралич, потеря дара речи, он долго болел. В таких случаях обращались к лекарям (Салих из с. Цада, Чачан-Махкммад из с. Коло, Сапиль-Зайнаб из с. Харахи и др.), прибегавшим к особым магическим обрядам: резали черную курицу, мясо которой варили до тех пор, пока оно не отделялось от костей! Кости вместе со специально испеченными для таких случаев лепешками величиной с наперсток и лоскутками материи закапывали в землю как «садакъа» для шайтанов. Если женщина после родов оказывалась в помещении одна, то шайтаны могли подменить ребенка: незаметно подкладывали своего, а человеческого забирали к себе, где он становился руководителем («хIаким»). Подменыши шайтанов в человеческом обществе отличались своим необычным поведением. Существует вера, что некоторым людям шайтаны и джинны помогают в сельскохозяйственных работах или, например, в пути быстро перемещаться в пространстве. Были случаи, когда шайтаны обращались за помощью людям: рассказывают, что к женщине из с. Гонох по имени Хажа пришел шайтан и попросил ее оказать помощь при родах его жены. Хажа спросила шайтана о численности его семьи. Тот перечислил имена членов своей семьи — Ана, Дана, Дана-Меседу и дочь КIилъилай. Хажа оказала помощь при родах.
Родилась дочь. В благодарность шайтан насыпал ей в передник навоз осла. На обратном пути, оскорбленная таким подарком, женщина выбросила навоз. Один катышек навоза закатился в карман передника. Каково было удивление женщины, когда дома она обнаружила в кармане своего передника кусочек золота.
Из представленного материала видно сравнительное многообразие и разветвленность мифологических персонажей, составлявших пантеон богов и демонологию аварцев-хунзахцев.
Поделиться
01 Янв 2005 г.
Похожие статьи
Впереди последний месяц зимы, и если в Махачкале снег не обещают, то в горах еще будет возможность покататься на санках, коньках и слепить...
Фев 2021 г.
Передо мною во все стороны раскинулся аул Цада. Я стою на веранде родового гнезда Гамзатовых, и точно над вершинами гор разлетаются...
Дек 2020 г.
Магомед проснулся от неясного чувства тревоги. Прислушался. Раздался резкий грохот. Рассветало быстро, и стало видно: гигантская гора, целый...
Фев 2020 г.
Село Харахи расположено в живописной долине, которое Всевышний щедро одарил полями и лугами, садами и пастбищами. В 1970 году здесь был основан...
Янв 2020 г.
Стихи Расула Гамзатова на аварском языке Расул Гамзатов — Мама По-русски «мама», по-грузински «нана», А по-аварски — ласково «баба». Из...
Окт 2019 г.
Текст песни на языке оригинала Къункъраби Дида ккола, рагъда, камурал васал Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин. Доба борхалъуда хъахIил...
Окт 2019 г.
Комментарии к статье