Гаджи-Магомед Зирдагский – ученый энциклопедист из Табасарана

0

Поделиться

01 Янв 2002 г.

Гаджи-Магомед Зирдагский принадлежит к числу мыслителей, оставивших заметный след в истории культуры Дагестана. Философ и историк, поэт и языковед, педагог и богослов Гаджи-Магомед обладал поистине энциклопедическими познаниями в различных областях науки и общественной мысли.

Воспитанный в традициях мусульманской учености, он сформировался под влиянием социально-экономической атмосферы XVI-ХVII вв.

Табасаран в то время распадался на владения майсума и кадия, а также ряд союзов сельских обществ. Во многих табасаранских аулах действовали примечетские школы и медресе, в которых обучали не только религии, но и давали знания по математике, астрономии, грамматике, истории. Благодаря знанию арабского языка и арабской грамоты некоторые представители Табасарана получили возможность приобщиться к культуре арабов и других восточных народов.

В проникновении восточной культуры в Табасаран огромной была роль Дербента, где были сосредоточены учебные и научные центры. Отсюда распространялись арабо-язычные книги и религиозно-философские идеи, поступала религиозная и светская литература.

В своем труде «Асари Дагестан» Г.-Э. Алкадари называет имена табасаранских алимов Молла-Гасана Гасанова (XVII в.), Молла-Юсуфа, получивших образование в Сирии, Гаджи-Магомеда Эфенди из Мараги, учившегося в течение семи лет в Египте, Гази-Магомеда из Ерси, Молла-Касума, Гаджи-Панаха из Мараги и других, изучавших в центрах цивилизации Ближнего Востока восточную культуру. Однако Г.-Э. Алкадари ничего не сообщает об ученых-табасаранцах — Хасане и его сыне Хаджи-Мухаммеде аз-Зирдаги. Табасаранские алимы переписывали арабские книги, охватывавшие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.д. Записи кавхи Раджаба из с. Ругудж содержат сведения по географии, математике, астрономии, советы по риторике. В с. Верхний Ярак обнаружен толковый словарь арабского языка, переписанный в XVI в. В с. Кюряг во второй половине XVI в. жили арабисты ЦIахбан и Мухаммад. Они имели личные библиотеки с разнообразной арабоязычной литературой и обучали местных жителей арабской грамоте. В с. Зирдаг Хивского района найдена книга, написанная в 1023 г. Хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабским шрифтом. Название книги — «Дин-дин асулар шубуб-имам, ислам, суннет-ву» («Имам, ислам, суннет — основные черты религии»). Имена ученых Хасана и его сына Гаджи-Магомеда аз-Зирдаги по значимости научной и литературной деятельности стоят в одном ряду с именами выдающихся представителей дагестанской науки — Ш. Ободинским, М. Кудутлинским, Д. Мугинским и др.

Хасан ибн Рабадан аз-Зирдаги — уроженец с. Зирдаг — сыграл большую роль в культурном развитии не только табасаранцев, но и лезгин. В 1683 г. Молла-Гасан осуществил перевод «Полистана» Саади на тюркский язык. По мнению Г. Садыки, рукопись, а в ней 334 страницы, представляет собой автограф и свидетельствует о разносторонних знаниях автора. С другой стороны, она доказывает усиление роли азербайджанского языка в культурной жизни табасаранцев.

Одним из видных ученых в области естественных наук Дагестана конца XVII в. был сын Хасана — Гаджи-Магомед аз-Зирдаги. Он учился сперва у отца, затем ради приобретения знаний добрался до далекого Карабаха. Здесь, в с. Верхний Крал, он учился у известных ученых-арабистов и получил разносторонние знания. Об этом подробно сказано в его рукописи, состоящей из 278 листов. Он приступил к ее написанию в 1120 г. Хиджры в с. Верхний Крал Карабахского владения, когда учился у известного ученого Гаджи-Юсуфа ал-Хинави. Первая и последняя страницы не сохранились, а остальная часть цела. Как видно из содержания рукописи, ее автор был высокообразованным алимом, поэтом, переписчиком книг. Как принято, рукопись начинается с хвалы Аллаху и Пророку, затем даются курс арифметики, таблица умножения, курс алгебры с уравнениями, примерами сложения, комментариями и разъяснениями по различным аспектам алгебры. Содержатся также астрономические таблицы, десятки страниц о календарях, составленных на азербайджанском языке. Это первый из южнодагестанских ученых, создавших произведения на азербайджанском языке.

Рукопись Гаджи-Магомеда не ограничивается изложением точных наук. Она содержит ценные сведения по истории, филологии, этнографии, в ней можно найти ответы на многие до сих пор недостаточно освещенные и малоизученные вопросы. Так, есть данные о средневековых городах Семендер, Беленджер и др., о торговых путях, городах Закавказья и расстоянии между ними, о Каспийском море.

Гаджи-Магомед, как и его отец, в совершенстве владел арабским, турецким, персидским, а также многими кавказскими языками — азербайджанским, кумыкским, лезгинским и другими. По мнению Г. Садыки, у Гаджи-Магомеда учились выходцы из лезгинских аулов.

Круг интересов Гаджи-Магомеда был разносторонним. Он — один из первых табасаранских поэтов, писавших о тяжелом положении народа. Увлекался он и лирической поэзией, творчеством классиков восточной поэзии, особенно поэзией гениального Физули. Гаджи-Магомеду Зирдагскому принадлежит большая касыда, которую исследователи относят к числу ранних тюркоязычных памятников. Он был певцом, призывающим народ к борьбе за свободу и независимость. В конце рукописи изложена поэма о любви, написанная, как полагают, Гаджи-Магомедом.

В его рукописи есть записи на арабском и фарсидском языках. Об этом свидетельствуют отрывки из произведений иранских поэтов. Знание фарси дало возможность Гаджи-Магомеду познакомиться с произведениями Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Ширази. Он был знаком с медицинскими и философскими трактатами ибн Симы, астрономическими и математическими работами Омара Хайяма и Улугбека. Об ученых, подобных Гаджи-Магомеду, академик И. Ю. Крочковский писал, что «дагестанские ученые того времени владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков. В равной степени их интересовали и науки грамматические, трактаты по математике, астрономии».

, раздел: Личности

Автор: М. Гасанов / Источник: журнал "Возрождение", №8
0

Поделиться

01 Янв 2002 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Гаджи-Саид Гамзаев (Зирдагский)

    Дореволюционный Табасаран знал немало талантливых певцов, унаследовавших лучшие традиции народной поэзии. Это Калук Мирза (XVII век), Урудж из...

    Янв 2002 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля