Халилбек Мусаясул: первый профессиональный художник Дагестана

Халилбек Мусаясул: первый профессиональный художник Дагестана

0

Поделиться

01 Янв 1993 г.

Халилбек Исрапилович Манижил Мусаясул — член многих Академий художеств. Его картины украшают музеи крупнейших столиц мира. Мраморный слепок рук художника представлен в музее Метрополитен в Нью-Йорке, честь, которой удостаивались немногие.

В 1921 г. Халилбек выехал для продолжения учебы в Мюнхен в Королевскую Академию художеств и, как писал позднее, «свыше 20 лет на чужбине жил воспоминаниями».

Халил Мусаясул оставил большое творческое наследие. В настоящее время доступны для нас книжная графика и портрет. В основном это работы начала века, 20-х годов и очень немногие репродукции последних лет.

В журнале «Молла Насредин», издававшемся в Тифлисе, обнаружено около 20 рисунков сатирического характера учащегося художественной школы с подписями «Халил Мусев», «Мусаев Чохский», «Дагестанец». Это «Трамвай», «На улице», «Хоть в преисподню, но не в школу», «В азербайджанском театре», «Странные весы», «Наши развлечения», «В опиумной», «Мусульманин-интеллигент», «Приезжие из Тифлиса», «Драматург» и др. В них художнику удаётся показать наиболее примечательные черты своих персонажей, передать не только типичный внешный облик, но и внутренний характер.

Одни рисунки выполнены легким касанием пера о бумагу («Хоть в переисподню, но не в школу», «Надо учиться») и покоряют тонкостью штриха и легкостью исполнения. В других — беглый, чуть угловатый кое-где прерывистый штрих не только передает остроту и выразительность образа, но и придает ему легкость, почти музыкальное созвучие линий и штрихов. В третьих — художник прибегает в трактовке фона и среды не к параллельному штрихованию, а к росчеркам («В опиумной»). Функции росчерков тут довольно разнообразны и сообщают затемненность глубинам. Фон дан только как среда, предметность в нем почти отсутствует.

В 1917 году Халил Мусаясул сотрудничает в журнале «Танг-Чолпан», издававшемся в Темир-Хан-Шуре, им были иллюстрированы почти все номера журнала, тематика работ самая разнообразная — портреты известных личностей, первых революционеров, события, и великолепные портреты горянок. Прекрасен портрет «Андийки» в национальном костюме. Изумителен взгляд светлых, полуопущенных глаз — женщина осознает свою красоту и как бы стесняется этого, в то же время взгляд полон внутренней гордости, радости.

Шедеврами психологического мастерства можно назвать портреты душевнобольных из Темир-Хан-Шуринской больницы, вошедших в роли воображаемых ими героев.

В 1919 г. в Темир-Хан-Шуре была издана пьеса Чаринова «Хабибат и Хаджияв» В ней 9 иллюстраций Мусаясула, где он вместе с автором вводит читателя в мир героев. Казалось бы, иллюстрации к драме и могут быть созданы в одном ключе, но художник то обращает наше внимание на этнографическую конкретность интерьера, то привлекает своими психологически отточенными портретами героев, то увлекает аллегорией. Это и вдумчивый, пытливый исследователь-этнограф, и тонкий знаток человеческой психологии, философ и художник. Любующийся прекрасными ликами горянок.

На одной из иллюстраций – раненный герой, едва стоящий на ногах. Художнику здесь важно донести до читателя вместе с автором драмы те чувства и мысли, которые обуревают его, в лице юноши мы видим не столько физическую боль от ран, сколько страдание от происходящего и своего бессилия.
Всматриваясь в другую иллюстрацию, мы вместе с невестой печалимся, так как смотрим на пришедшего жениха глазами отчаявшейся невесты. И весь его щеголеватый облик раздражает нас облик.

На обложке художник разворачивает панораму своего родного аула Чох, как бы подчеркивая этим мысль, что талантливое произведение не может быть конкретизировано и не может представлять собой какой-либо отдельный народ или определенную местность. И на фоне гор, вырастая из самой земли, возвышаются над аулом огромные фигуры юноши и девушки, внизу груда камней как груда несбывшихся желаний влюбленных и над нею чонгур и бубен; чьи звуки вместе с песнями будут из поколения в поколение передавать историю прекрасной и печальной любви.

Иллюстрации в книге «Страна последних рыцарей» явились началом основной его темы в последующем периоде творчества — темы родины.

Вершиной же мастерства художника в книжной графике стали иллюстрации к «1000 и одной ночи», за которую Мусаясул получил 1-ю премию, но, к сожалению, нам эти иллюстрации неизвестны, хотя они считаются лучшими иллюстрациями этих сказок.

Халилбек Мусаясул слева

В творчестве X. Мусаясул портрет занимает ведущее место во всех его жанровых разновидностях, типах и формах. Это портреты-типы, портреты-картины, групповые портреты-картины, исторический портрет, женский портрет, автопортрет.

В журнале «Танг-Чолпан» — целая галерея портретов. Среди них портреты князя Н. Тарковского, Нажмудина из Гоцо, социалистов — М. Дахадаева, Дж. Коркмасова, Тахо-Годи, Хизроева, шейха Узун-Гаджи и др. Но особо важное место портрет в творчестве художника занимает в 30-е и последующие годы.
В психологическом портрете X Мусаясула привлекает духовный мир человека без «маски». С особой силой и глубиной это проявилось в автопортрете художника 1940 года. В нем не только верный и тонкий самоанализ ищущей творческой мысли, но и нечто большее — отражение духовных переживаний. Особенно впечатляет обращенный к зрителю сосредоточенно-встревоженный пристальный взгляд. Художник ищет в других и в себе самом раскрытия и передачи явлений внешнего мира путем внутреннего его осознания.

В портретах художника – и виртуозная оттточенность рисунка, и изысканность колорита, и абсолютное сходство с оригиналом и помимо всего – еще таинственная внутренняя красота.

, раздел: Личности

Автор: Мариям Магомедова-Чалабова / Источник: Журнал "Возрождение"
0

Поделиться

0

01 Янв 1993 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Дом Хихил Абдулы

    Это был прекрасный дом. Один из лучших в с. Чох. А Чох начала 20 века уже славился прекрасными добротными домами – Мамалава, Нахибашева, братьев...

    Июл 2019 г.

  • Этнодом Заура

    Я встречаюсь с Зауром в модной кофейне З&М в центре Махачкалы. Он постоянно в движении: связывается с дизайнером по поводу логотипа, отходит...

    Фев 2019 г.

  • Муи Гасанова – женщина, которая поет на аварском

    Муи Гасанова — выразительный человек. Она выразительно говорит, более чем выразительно поет, и у нее выразительный характер. В свои 77 лет...

    Янв 2019 г.

  • Одна из ярких фигур времен Кавказской войны. Закари Нахибашев

    Закари Нахибашев являлся одним из приближенных лиц имама Шамиля. С 1860 г. на российской службе, и уже в 1861 г. получает свою первую российскую...

    Ноя 2018 г.

  • Имам-Газали Газалиев. Воспоминания

    Я родился в Дагестане в ауле Чох 20 марта 1928 года. Нас было четверо — я, два старших брата и сестра. В 1935 году нас раскулачили — выселили из...

    Ноя 2018 г.

  • Малая Родина «в лицах» – (часть 2)

    Часть I Аул Чох — «Родовое Гнездо» или «Музей под открытым небом» … …что-то мне показалось что лица особо не востребованы, залью...

    Ноя 2018 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля