О происхождении договора между сёлами Бацада и Согратль

0

Поделиться

01 Июн 2009 г.

Возникновение договора между селами Бацада и Согратль связано с частыми набегами бацадинцев на согратлинские земли и угоном их скота. О предшествующих событиях появление этого договора и о самом факте набега, после которого и был заключён указанный договор, у согратлинцев и бацадинцев имеются различные толкования.

По мнению автора сайта «Согратль» очередной набег бацадинцев заключился их окружением и избиением, «от которого мало кто спасся». У бацадинцев по этому поводу имеется другая версия, которая не придумана нами, а рассказана автору этих строк шуланинцем Кадиевым Абдулой. Он родился в 1910 году, знал и переводил арабские тексты. В 1984 году Абдула рассказал мне, услышанную от своих предков историю возникновения договора между селами Бацада и Согратль.

Договор я нашёл в одной из арабских книг семейной библиотеки. Написан был он в 1742 году. Предыстория возникновения договора такая.

Бацадинцы часто совершали набеги на согратлинские хутора и угоняли скот. Однажды согратлинцы решили узнать время очередного набега бацадинцев и устроили засаду. Чтобы узнать, сколько человек участвовало в набеге, они установили на узком участке дороги каменную плиту так, чтобы она издавала звук при каждом наступлении на неё. Подсчитали, что прошли 40 человек (по согратлинской версии – 20 человек). Когда бацадинцы оказались в окружении, молодые согратлинцы были настроены решительно, перебить их. Тут вмешались старые, мудрые согратлинцы и удержали их, напомнив, что потери неизбежны с обеих сторон, и поэтому лучше заключить с ними договор и покончить с их набегами навсегда. Так между двумя селениями возник договор, где имеются такие пункты: если с согласия джамаата шли грабить, и они ограбили стоимость барана, то этот джамаат должен заплатить 100 кирбас (кусок ткани, размер которого неизвестен).
Если группой лиц или отрядом ограблено село, то каждый участник грабежа должен заплатить 10 штук кирбас.

Из этих пунктов можно сделать вывод, что по договору ответственность за грабёж и угон скота возлагалось как на село, так и на каждого участника набега. По информации А. Кадиева избиений, преследований и человеческих жертв на этот раз не было. Отвечая на вопрос, почему договор оказался в с. Шулани, Абдула, допускал, что шуланинцы могли быть посредниками или гарантами при заключении договора и его могли написать в с. Шулани. Они же могли выступать в качестве судьи при нарушении договора одной из сторон.

Тут необходимо отметить, что по утверждению Абдулы, подлинник договора он передал согратлинскому музею, а там его нет, во всяком случаю утверждают, что там его нет, говорят, что хранился он у Магомедова Абдулы 1900 года рождения. Возникает резонный вопрос, почему музей республикан-ского значения пренебрегает ценным музейным экспонатом, как подлинник этого договора.

Нам было бы очень интересно узнать, что говориться в преамбуле договора и кто участвовал в подписании его с обеих сторон.

Сомнительным является утверждение автора сайта «Согратль» то, что противостояние между Галовым и Хвелавым началось после, так называемого, окружения и избиения бацадинцев в результате их набега и то, что указанный договор был заключен после убийства Галава.

Считаю, что изложенные выше события происходили перед вторжением Надыршаха на земли Андалала. Договор, о котором идет речь, не может быть написан в ту же ночь или на следующий день. Скорее всего, в начале была устная договоренность о заключении его, так как для этого требуется время для согласования условий, нужны посредники для контроля за соблюдением условий договора.

Пока по всем этим вопросам велись переговоры, появился Надыршах, и подписание договора было отложено. Это мнение подтверждается тем, что по тону произведения Хуршилова «Андалал» Галав в Согратле был уважаемым человеком и важной фигурой в предстоящих событиях. Кроме известной традиции горцев объединиться для борьбы с общим врагом, забыв обиды и разногласия, в данном случае присутствовало доверительное отношение между Галавым и согратлинцами.

Отложенный договор был полностью подготовлен и подписан после изгнания Надыршаха, но личная неприязнь между Галавым и Хвелавым продолжалась, результатом чего и была описанная выше засада и смерть Галава.

По воспоминаниям Демешева Ибрагима, 1880 года рождения, арабиста из с. Бацада, много лет работавшего в Согратле и имамом большой мечети в Кумухе, Галав со своим отрядом сражался в составе кахикумухцев с Надыршахом до прибытия его в Андалал, а после отступления преследовал персов дальше от Кумуха. По этому поводу есть народная песня, приведенная Асваровым Баширом в своей работе о Галаве.

Рогъулъ талихI къурал нилъер бахIарзал
Даимго кьитана чияр ракьалда.
ТалихI кьун бергьенлъи жидее шварал
Давлагун, роххелгун рукъоре швана.

Перевод

Богатыри, кому миновала удача
Навечно полегли на чужой земле.
Те, кому сопутствовала удача
С добычей и радостью вернулись домой.
0

Поделиться

01 Июн 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Героизм проявляется не только на войне

    Это случилось в марте 1958 года. Тогда весь Дагестан всколыхнула весть о гибели пяти молодых колхозниц из селения Бацада Гунибского района при...

    Май 2013 г.

  • Баллада о горской колбасе

    Когда люди говорят о ностальгии, мне все время кажется, что они немного притворяются. Ну, вроде договорились когда-то между собой, что так...

    Апр 2013 г.

  • О Галаве и Хвелаве

    В статье, посвященной 250-летию разгрома войск Надыршаха в Дагестане («Советский Дагестан» 1990, № 6), М. Абакаров не назвал общество «гуржихли»...

    Июн 2009 г.

  • О происхождении названия селения Бацада

    В Гунибском районе нет такого селения, о происхождении названия которого имеются так много вариантов и мнений как Бацада. Автор...

    Июн 2009 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля