О Галаве и Хвелаве

23
0

Поделиться

04 Июн 2009 г.

В статье, посвященной 250-летию разгрома войск Надыршаха в Дагестане («Советский Дагестан» 1990, № 6), М. Абакаров не назвал общество «гуржихли» (сс. Бацада, Шулани, Унты и Кулла) среди участвовавших в войне против персов на территории Андалалского общества. Кроме устных есть письменное подтверждение об их участие в этой войне – письмо старшин общества «гуржихли» к Сурхайхану (Хронология по истории Дагестана с древнейших времён до 1917 года Махачкала, 2005, авторы Гаджиев, Мусаев). В письме отмечается, что люди этого общества «выходили в каждую войну». Руководителя одного из боеспособных отрядов и одного из видных героев Галава в повести «Андалал» согратлинские историки называют вымышленным Хуршиловым литературным персонажем.

При этом их не смущает то, что на согратлинской земле и по ныне есть место, называемое «место гибели Галава». По-видимому, им больше всего не нравится то, что М. Хуршилов в своем произведении называет Галава ведущим андаляльского ополчения и эпизод, когда посыльной Надыршаха вручает послание – ультиматум не кому-нибудь, а наиболее представительному, на его взгляд, из сидящих Галаву. Спасибо краеведу Абакарову Магомеду, что он не считает Галава вымышленным, и назвал его среди храбрых воинов в вышеназванной статье. Но на своем сайте «Согратль» он сделал все, чтобы унизить честь и достоинство Галава, приписывая ему засаду против согратлинца Хвелава, показывая бацадинца простаком и трусом по сравнению с его земляком. Причиной противостояния между Галавым и Хвелавым, по всей вероятности, были набеги бацадинцев на согратлинские земли и угон скота. Оба они участвовали в борьбе против Надыршаха в 1741 году. Хотя между селениями в 1742 году был заключён договор, личная неприязнь и противостояния между ними не прекратились.

Галав был представительным, физически мощным и уверенным в своих силах человеком. Не рассчитывая преодолеть Галава в открытом поединке, Хвелав решил избавиться от него унизительным для мужчины методом – засадой. Своими устными посланиями, высказываниями в адрес своего врага он спровоцировал Галава пойти с ним на встречу (на разборку, на поединок) на территории Согратля. В то время для настоящих мужчин считалось недостойным нападение сзади, выстрел в затылок противника. Поэтому Галав шёл на встречу со своим противником, не опасаясь нападения сзади или другого недостойного приёма со стороны Хвелава. И напрасно. Хвелав поджидал его, выбрав удобное место, и выстрелом в затылок убил Галава.

У автора сайта «Согратль» вышло всё наоборот. Цель его: обелить и выста-вить в лучшем свете своего земляка Хвелава и опозорить бацадинца Галава. Описание засады и её последствий у автора сайта получились не убедительными и рассчитаны на несведущих читателей. Вот вкратце его видения события.

Хвелав со своим сыном шёл в сторону хутора Наха гlypyx. Из далека он заметил возведённую на пути возвышенность из камней с просветом для наблюдения и «нутром» чувствовал, что за камнями находится Галав. Предлагая сыну следовать за ишаком, Хвелав подкрался к засаде сзади, окликнул Галава и, когда тот повернулся в его сторону, убил его.

Каким молодцом получился этот Хвелав у автора, который догадался и «нутром» почувствовал, что за камнями находится Галав, сумел в открытой местности незаметно выйти к нему в тыл и убить его.

И каким же дурачком выглядит у автора опытный воин Галав, который на открытой местности через «просвет» засады не увидел идущих в его сторону людей, не заметил, что один из путников исчез и дал ему зайти в тыл.

Интересно, как Галав додумался устроить засаду на согратлинской земле, на открытой местности и на виду у путников, которых в то время было много на дорогах. Откуда он узнал, что именно в этот день, в это время Хвелав пойдёт по этой дороге? Выходит, что гордый и уважающий себя Галав не стеснялся путников на виду у всех таскать камни и прятаться за ними.

Не убедительно! Убедительно выглядит следующая песня-плач, сочинённая по горячим следам событий родственницей Галава и частично дошедшая до нас из уст женщины по имени Загидат.

Раг1анищ г1адамал г1елеч1аб хабар
Нахасанги реч1ун Галав ч1ван вугин.
Чабхеналъ, рагъазулъ ругъун щвеч1ев дуй
Сугъулдерил магъилъ хвелищ батараб?
Гуржистан мерхьарав, хъажар гъурарав
Гъалбац1ил т1анч1ие къор гъун батараб.
Рицунги, рицунги чучал хабарал,
Чабхадул цевехан хвезе рес гьеч1о.
Цинги гаргардуги Галав ч1ванилан
Гула къалараб черх къанилъ букъуге.
Цо гъаплан данде ч1ун мун чучиларо,
Чамги залимасул сих1ро батила.
Нусгояс гурони мун къуркьиларо
Къарал ккал урхарав хехав рагъухан.

Перевод.

Слышали ли, люди, некрасивую весть
Выстрелом в спину убит наш Галав
В битвах и походах не получивший рану
На земле согратлинской ли нашёл ты смерть?
Растопивший Грузию, громивший кажар,
Так легко ты попал в расставленный капкан.
Не говорите, не говорите напрасные речи,
Не может умереть предводитель набегов
Не говорите, что убит Галав,
Тело, не берущее пулей, не предавайте земле.
Встретившись с одним, ты не уступишь никому
Наверное, это хитрость многих.
Только сотня может тебя одолеть,
Популярный в Карахе быстрый воин.

О том, что бацадинец Галав был убит согратлинцем Хвелавым из засады, знает каждый бацадинец и содержание приведенной песни это подтверждает.

«Андалал» М. Хуршилова – литературное произведение, где освещаются действительные события из истории Дагестана. Действительно жили и участвовали в этих событиях персонажи произведения.

Каждый автор при создании таких произведений собирает полевой материал о персонажах. Естественно, так поступил и М. Хуршилов, создавая образ Галава на основе собранных письменных и устных источников. Может быть, для придании произведению большей художественной ценности введены образы патриота старого Гасана и предателя Шахбана. Если реальным героем произведения Хуршилова был Чупалав, то реальным героем был и бацадинец Галав.

Почему-то некоторые согратлинцы предвзято относятся к историческим личностям из других селений, явно показывая при этом свою исключительность.

Если в таком духе написана Абакаровым книга по истории своего селения, это не прибавит авторитета ни ему, ни селу.

Бацадинцы, интересующиеся своей историей, знают об отрицательном отношении отдельных согратлинцев к личностям прошлого из с. Бацада, таким как Галав и Курбанилав. Такое отношение у них и к селению в целом.

Это заметили даже посторонние люди из соседних селений нашего и не нашего района. Искажать историю в свою пользу нельзя, нанося при этом незаслуженное и несправедливое оскорбление другим. Хочет это кто-то или не хочет, но фактичес-ки Галав был одним из ведущих руководителей андаляльского ополчения, даже если и «забыли» занести его имя на памятную доску мемориала «Ватан». Старайся, не старайся приписать засаду Галаву, она была устроена Хвелавым.

Независимо от чьего-то желания фактом остается то, что Курбанилав был в Согратле сначала муфтием, а потом наибом.

Почему-то в душе некоторые согратлинцы воспринимают это очень болезненно для себя. Читая воспоминания Гаджи-Али из Чоха, видно, что он не любит сына Шамиля Газимагомеда, и, поэтому, обвиняет его по любому поводу. Так и Абдурахману Казикумухскому чем-то не угодил Курбанилав и старается наговорить на него. Но все же он признается, что Курбанилав был известным законоведом, наибом и Шамиль любил его.

Селение Согратль внесло большой вклад в историю Дагестана. Отсюда вышло много религиозных и государственных деятелей, ученых, писателей, героев, мастеров-самоучек, теперь и успешных предпринимателей. В этом отношении Бацада с ним не спорит.

Имея такую богатую историю своего селения, «Александр» (так подписался под своим сайтом в Интернете М. Абакаров) мог бы найти другой материал для своего сайта, чем оскорбление представителей других селений.

Когда завершилась работа над этой статьей в газете «Новое дело», в рубрике «История отечества» я прочитал отзыв Махача Мусаева на отзыв «Абдулы с гор» на статью П. Тахнаевой «Последний поход Надир-шаха» и убедился, что ни один я обеспокоен попытками таких, как «Абдула с гор» переписать историю в свою пользу.

Приведу здесь цитату из «Очерков по истории Дагестана» (Махачкала, 1957, том 1, стр. 166): «Решающее значение имело для дагестанцев сражение при с. Чох, где огромная шахская армия, не выдержав натиска дагестанцев, бросилась бежать». Ссылка сделана на книгу Мирзы-Мехти-хана Астра бади «Тарих и Надири», 1770 год.

23
0

Поделиться

0

04 Июн 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля