Жертва репрессий (Чупалав из Игали (1875-1937)

14
0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Конец XIX и первая половина XX веков вошли в историю Дагестана, как период самой яростной борьбы власть предержащих с духовенством и гонения на его представителей. После завершения газавата Шамиля в Дагестане было очень много богословов и алимов. Суть политики царской России в Дагестане сводилась к ослаблению имана в сердцах мусульман, их отходу от арабской и восточной культуры, и ее последовательной замене на свою, российскую во всех областях жизни.

После свержения царского режима, еще на заре Советской власти, большевики опирались на духовенство, заявляя, что ничего не имеют против богослужения. Тогда еще проводились аттестации местных мулл, и была создана специальная аттестационная комиссия, действовали еще шариатские суды.

Позже, когда коммунисты окрепли, они поступили еще более жестко с духовенством, чем Царская Россия. Алимы прекрасно понимали, что один тоталитарный режим сменился другим таким же режимом, и бессмысленно противостояние, так как это могло привести к еще большему кровопролитию. В этой ситуации был выбран единственный верный путь – даават, то есть, исламский призыв, просвещение. Каждый алим, муаллим и богослов принялись по мере возможности просвещать народ, обучать его основополагающим нормам Ислама. В каждом селе, населенном пункте, с большей энергией они взялись за дело. Государство в свою очередь сначала заменило арабскую графику на латинскую, затем и вовсе перешло на русский алфавит – кириллицу). Закрыли мечети и построили клубы. Создавались культурные программы, концерты, театры и другие увеселительные мероприятия, чтобы отвлечь людей от проводимого тоталитаризма. Но такая работа не приносила нужных результатов. Тогда власти взялись за уничтожение духовенства. Они видели в них главного конкурента, хотя на самом деле на руководящую роль религия в то время уже не претендовала. Коммунисты вели пропаганду, показывающую врагами народа религиозных деятелей, ученых и шейхов. Выдвинули лозунги борьбы с безграмотностью. Дагестанские нации назвали отсталыми, не умеющими ни писать, ни читать. Все это, конечно, рассматривалось с точки зрения русской письменности и литературы. Начались массовые аресты, высылки и убийства. Только к концу 1937 года из Дагестана было выслано в Сибирь или расстреляно 4500 алимов-богословов и религиозных деятелей. В их числе оказался и просветитель, алим и признанный поэт Чупалав из Игали, о котором пойдет речь.

В августе 1937 года НКВД арестовало имама села Игали (ныне Гумбетовского района) Чупалава сына Биякая из Игали. Тогда ему было 62 года.

Первоначальное исламское образование Чупалав получил от отца. Тот приложил много сил, для того, чтобы сын стал алимом. Отправил его почти ко всем признанным в то время ученым. Чупалав учился в селах Корода, Аргвани, Голотль, Карах, Кудутль, Араканы и других. Биякай же сам отправился на хадж с намерением больше не возвращаться. Там он умер, прожив два или три года, и был похоронен возле мечети Масджидул Хайфи.

Чупалав по просьбе джамаата, хоть и был молод, принял работу имама села. Чтобы не прерывать учебу, он пригласил в Игали алима Инхо Шихсаида, построил ему небольшую комнату (худжра) у мечети, и продолжал учиться. Чупалав ему платил тем, что сам получал за работу имамом. Сам же Чупалав обучал сельских ребят.

Он имел ораторский талант. Красноречие, совершенное знание канонов Ислама, знакомство с восточной и арабской культурой поражало слушателей. Чупалав и сам тоже писал назму, мавлиды, турки и другие произведения духовно-просветительского содержания. Говорят, что он писал и стихи, но они не сохранились. Некоторым алимам присуще в зрелом возрасте сжигать то, что писали в молодости. Может быть, и Чупалав, увидев недостатки тех произведений, уничтожил их.

Сегодня, когда есть возможность пропагандировать Ислам и вести религиозное просвещение, мы видим, какое усердие прилагал Чупалав для распространения Ислама, донося его историю до народа и сохраняя его в Дагестане. Все он преподносил красивым, доступным, чистым языком в виде назму, ширу, марсиятов, турки и т. д. Особое место в его творчестве занимает жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Для этого он выбрал удобный метод. Каждое назму посвящено определенному историческому факту. Это «Битва при Бадре», «Взятие крепости Хайбар», «Отправление Пророка в Шам. Женитьба на Хадижат», и многие другие. Каждое произведение рассматривается как небольшая поэма. В то же время они выдержаны в плане точности описываемых событий, имен, соблюдается уважение к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.

Поэма Чупалава «О прежних героях» рассказывает обо всех признанных алимах, богословах Дагестана. Там же дает и мунаджат – обращение к ним. Назму Чупалава отличают не только содержательность, но и обращение к самому себе, наставление себе. Он упрекает себя за нафс. 

Тело мое, привыкшее к мягкой постели,
В конце бросят на пол и оставят.
Ты, критикующий блюда жены,
Как себя поведешь, когда закум* подадут?
 

Мы должны понять, что алимы, обращаясь с проповедями к самим себе, говорят таким образом с нами. Сами они не нуждаются в подобных наставлениях, так как уже находятся выше всяких недостатков. Чупалав написал и другие назму, для простолюдина. Умение жить по их заветам – большое счастье для человека.

В качестве основания для ареста Чупалаву было предъявлено обвинение, что он был помощником Нажмудина Гоцинского. Такое же обвинение предъявлялось большинству алимов, начиная с Хасана Кахибского. Конечно, это безосновательная ложь, и каждое дело было шито белыми нитками. Вначале Чупалава держали в тюрьме в Махачкале, затем этапировали в Ташкент. По решению тройки НКВД 23 октября 1937 года он был приговорен к расстрелу. А 27 декабря того же года решение было приведено в исполнение. Вот так безжалостно были истреблены наши алимы, а с ними старались уничтожить и веру, которую горцы впитали с молоком матери и исповедовали более 700 лет. Но мы свидетели – религия Аллаха сохранилась, а тоталитаризм рухнул. Задача же исследователей состоит в том, чтобы восстановить то прекрасное, что создавалась на протяжении столетий, и передать его новому поколению. Это, несомненно, будет способствовать укреплению мира и патриотизма.

* Закум - дерево в Аду, с которого будут питаться грешники.

, раздел: Личности

Автор: Магомедрасул Омаров информационно-аналитический центр «Фикр»
14
0

Поделиться

0

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Игали – удивительный песенный край

    Уникален край Дагестана. Каждый аул, каждое село, каждая гора имеет свою историю. Не зря про Дагестан бытует такая притча: «Когда Всевышний...

    16

    Апр 2012 г.

  • Гаджияв Абдухалимов: Творец добра

    Жизнь каждого человека - это целый мир. И в нем можно найти множество подвигов. Так в жизни Абдухалимова Гаджиява Гасанилаевича подвигов...

    94

    Авг 1998 г.

  • Из истории села Игали

    Село Игали находится на самом востоке Гумбетовского района, восточнее, протекающей здесь реки Андийское Койсу. На северо-западе, на границе с...

    157

    Янв 1970 г.

  • Аращил Омар – Жемчужный голос Дагестана

    Известный певец Дагестана Аращил Омар родился в 1893 году в селении Игали в семье бедного крестьянина Аращил Гасана. В детстве был веселым,...

    16

    Янв 1970 г.

  • Сайгидсалим Джамалудинов

    Каждое село, подобно человеку имеет свои неповторимые, присущие ему одному, черты есть они и у моего села любовь к пению, песне – самая яркая и...

    45

    Янв 1970 г.

  • Самобытность традиций села

    Селение Игали богато культурными традициями. Общественный быт жителей села отличается тем, что они с древних времен славились острословием,...

    15

    Янв 1970 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля